Дело № 2-295/2019
УИД 45RS0002-01-2019-000360-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Белозерское 26 сентября 2019 г.
Белозерский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Воронежской О.А.,
при секретаре Яцук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области (далее - администрация Новодостоваловского сельсовета) о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности администрации Новодостоваловского сельсовета. В ходе проверки установлено, что на территории Новодостоваловского сельсовета имеется 6 источников противопожарного водоснабжения, которые не соответствуют требованиям законодательства. На реке Суерь в с. Новодостовалово, являющейся источником противопожарного водоснабжения, свободный подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года не оборудован, а также отсутствуют указатели пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026. Аналогичные нарушения установлены при содержании источников противопожарного водоснабжения: пирс на реке Суерь в д. Петуховско; пирс на реке Суерь в с. Романовское; пирс на реке Суерь в д. Мокино. Установлены нарушения в части отсутствия указателей пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026 при содержании источников противопожарного водоснабжения: котельная в с. Новодостовалово; башня Рожновского в с. Новодостовалово. Кроме того, на территориях с. Романовское, д. Петуховское, д. Песьяное, д. Мокино, входящих в состав Новодостоваловского сельсовета, не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре. В администрации Новодостоваловского сельсовета разработана муниципальная программа «Пожарная безопасность Новодостоваловского сельсовета на 2019-2021 годы», при этом достаточное финансирование по устройству источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства программой не предусмотрено. Согласно информации администрации сельсовета на устранение нарушений требований законодательства требуются средства, которые в бюджете муниципального образования не предусмотрены. Таким образом, администрацией Новодостоваловского сельсовета не исполнены требования действующего законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности. Ссылаясь на положения Федеральных законов от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р 12.4.026, просил суд обязать администрацию Новодостоваловского сельсовета: в срок до 1 июня 2020 г. выполнить мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно обеспечить источники противопожарного водоснабжения: пирс на реке Суерь в с. Новодостовалово, пирс на реке Суерь в д. Петуховское, пирс на реке Суерь в с. Романовское, пирс на реке Суерь в д. Мокино свободными подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года; в срок до 1 июня 2020 г. обеспечить источники противопожарного водоснабжения: пирс на реке Суерь в с. Новодостовалово, пирс на реке Суерь в д. Петуховское, пирс на реке Суерь в с. Романовское, пирс на реке Суерь в д. Мокино, котельная в с. Новодостовалово и башня Рожновского в с. Новодостовалово указателями пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026; в срок до 1 июня 2020 г. обеспечить наличие в с. Романовское, д. Петуховское, д. Песьяное, д. Мокино звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Белозерского района Курганской области Кузеванов П.А. просил об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь в обоснование на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Новодостоваловского сельсовета глава сельсовета Пухов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласился, пояснив, что указанные в исковом заявлении нарушения требований пожарной безопасности допущены ввиду отсутствия финансирования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Белозерскому и Варгашинским районам УНД и ПР МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Учитывая мнение сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав участников судебного процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, что также закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в числе прочих, полномочия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.ч. 1, 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Частями 1, 2 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В силу п. 9.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - СП 8.13130.2009), а также п. 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В соответствии с п. 9.10 СП 8.13130.2009 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
Согласно примечанию 3 к разделу 9 СП 8.13130.2009 у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
«ГОСТ Р 12.4.026-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» утратил силу с 1 марта 2017 г. в связи с изданием Приказа Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, которым введен в действие «ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Из справки по результатам проведения проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности от 07.08.2019 следует, что на реке Суерь в с. Новодостовалово, являющейся источником противопожарного водоснабжения, свободный подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года не оборудован, а также отсутствуют указатели пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026. Аналогичные нарушения установлены при содержании источников противопожарного водоснабжения: пирс на реке Суерь в д. Петуховское; пирс на реке Суерь в с. Романовское; пирс на реке Суерь в д. Мокино. Установлены нарушения в части отсутствия указателей пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026 при содержании источников противопожарного водоснабжения: котельная в с. Новодостовалово; башня Рожновского в с. Новодостовалово. Кроме того, на территориях с. Романовское, д. Петуховское, д. Песьяное, д. Мокино, входящих в состав Новодостоваловского сельсовета, не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
В администрации Новодостоваловского сельсовета разработана муниципальная программа «Пожарная безопасность Новодостоваловского сельсовета на 2019-2021 годы», при этом достаточное финансирование по устройству источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства программой не предусмотрено.
Согласно информации администрации сельсовета на устранение нарушений требований законодательства требуются денежные средства, которые в бюджете муниципального образования не предусмотрены по причине их недостаточности.
Таким образом, администрацией Новодостоваловского сельсовета не исполнены требования действующего законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ответу начальника – старшего судебного пристава Белозерского РО УФССП России по Курганской области от 24.09.2019 исполнительный документ о возложении на администрацию Новодостоваловского сельсовета обязанности устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности не поступал.
В соответствии с Конституцией РФ под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина, в связи с чем в целях обеспечения прав каждого гражданина на жизнь и здоровье, в каждом населенном пункте должны быть соблюдены требования о пожарной безопасности, являющиеся обязательными для применения и исполнения, в том числе органами местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
При этом отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не освобождает администрацию сельского поселения от обязанности исполнения требований законодательства о пожарной безопасности.
При указанных обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новодостоваловского сельсовета о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области в срок до 1 июня 2020 г. обеспечить источники противопожарного водоснабжения: пирс на реке Суерь в с. Новодостовалово, пирс на реке Суерь в д. Петуховское, пирс на реке Суерь в с. Романовское, пирс на реке Суерь в д. Мокино свободными подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Обязать администрацию Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области в срок до 1 июня 2020 г. обеспечить источники противопожарного водоснабжения: пирс на реке Суерь в с. Новодостовалово, пирс на реке Суерь в д. Петуховское, пирс на реке Суерь в с. Романовское, пирс на реке Суерь в д. Мокино, котельная в с. Новодостовалово, башня Рожновского в с. Новодостовалово указателями пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015.
Обязать администрацию Новодостоваловского сельсовета Белозерского района Курганской области в срок до 1 июня 2020 г. обеспечить наличие в с. Романовское, д. Петуховское, д. Песьяное, д. Мокино звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белозерский районный суд Курганской области.
Судья О.А. Воронежская
(Мотивированное решение суда составлено 1 октября 2019 г.)