Резолютивная часть оглашена 03.10.2022 г.
Мотивированное решение составлено 03.10.2022.
46RS0006-01-2022-002177-53 Дело №2-1899/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Богдана С.Г.,
при секретаре Тютчевой Л.И.,
с участием помощника Железногорского межрайонного прокурора Артемова Д.В.,
представителя ответчика - администрации г. Железногорска Курской области, по доверенности Лопаревой О.А.,
законного представителя несовершеннолетних Кузнецовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах несовершеннолетних Кузнецова Олега Витальевича, Кузнецова Николая Витальевича, Кузнецова Александра Витальевича, к администрации города Железногорска Курской области об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры,
установил:
Железногорский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском, в интересах несовершеннолетних Кузнецова О.В., Кузнецова Н.В., Кузнецова А.В., к администрации города Железногорска Курской области, администрации города Железногорска Курской области об обязании обеспечить земельный участок объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, указывая, что Железногорской межрайонной прокуратурой Курской области, в соответствии с поручением прокуратуры Курской области, а также по поступившему обращению Кузнецовой Е.А., была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям органами местного самоуправления г. Железногорска.
Постановлением администрации г. Железногорска от 31.12.2019 года №2809 многодетной семье Кузнецовых бесплатно предоставлен в общую долевую собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:30:000001:250, площадью 860 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, с местоположением: Курская область, г. Железногорск, в районе границы с Орловской областью и автодороги Железногорск-Дмитровск.
Указанный участок передан в собственность Кузнецовых актом приема-передачи №49 земельного участка от 09.01.2020 года. Государственная регистрация права собственности семьи Кузнецовых на указанный земельный участок осуществлена 09.01.2020 года, что подтверждается выписками из ЕГРН. Предоставленный земельный участок не был обеспечен водо -, электро - и газоснабжением, водоотведением, дорожной инфраструктурой. На обеспечение участка объектами инфраструктуры финансирование в бюджете МО «город Железногорск» в период 2017-2020 г.г. не предусмотрено, на момент настоящей проверки земельный участок также не обеспечен инженерной и дорожной инфраструктурой, что свидетельствует о невозможности использования земельного участка по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, обязанность МО «город Железногорск» по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, должна быть выполнена МО «город Железногорск» в порядке решения вопросов местного значения городского округа, круг которых определен федеральным законодательством и Уставом МО «город Железногорск». До настоящего времени администрацией г. Железногорска не приняты меры по подключению указанного земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, организации транспортной инфраструктуры, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой земельного участка, предоставленного в собственность многодетной семье Кузнецовых, что нарушает их права на обеспечение жильем и коммунальными услугами.
В иске в суд Железногорский межрайонный прокурор просил обязать администрацию города Железногорска в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером 46:30:000001:250, расположенный по адресу: Курская область, г. Железногорск, в районе границы с Орловской областью и автодороги Железногорск-Дмитровск, объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) и объектами дорожной инфраструктуры (подъездными путями к земельному участку).
В судебном заседании помощник прокурора Артемов Д.В. поддержал исковые требования в полном объеме.
Законный представитель несовершеннолетних – Кузнецова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель администрации Курской области по доверенности Лопарева О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, указав, что администрация г. Железногорска Курской области не имеет обязательств по обеспечению земельного участка, переданного Кузнецовым, объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, поскольку земельным законодательством и Законом Курской области от 07.05.2012 года №74-ЗКО требований к обеспеченности земельных участков объектами инженерной и транспортной инфраструктуры не содержат.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующему.
Законом Курской области от 21.09.2011 года №74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Курской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
В целях бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков уполномоченный орган в пределах своей компетенции утверждает перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность.
Согласно Методическим рекомендациям субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденным Министерством регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 года №372, земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с п.п. 4,5 ч.1 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу с Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоотведения, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, а также дорожная деятельность, отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 года №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4,5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 01.11.2017 года №2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного
регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами
инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной
собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве
одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Вместе с тем, как указано Конституционным Судом РФ, поскольку же земельные
участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету
нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно
осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и
основанными на его положениях актами территориального планирования, а также
документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки,
включающим в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного
Кодекса).
Частью 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Таким образом, поскольку предоставляемые земельные участки относятся к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данных земельных участков всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Железногорска Курской области от 31.12.2019 года №2809 многодетной семье Кузнецовых бесплатно предоставлен в собственность земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 46:30:000001:250, площадью 860 кв.м., с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства с местоположением: Курская область, г. Железногорск, в районе границы с Орловской областью и автодороги Железногорск-Дмитровск. Указанный участок передан в собственность Кузнецовых актом приема-передачи №49 земельного участка от 09.01.2020 года.
Как усматривается из материалов дела и не опровергается участниками судебного заседания, с момента предоставления многодетной семье Кузнецовых названного земельного участка до обращения прокурора с иском прошло более двух лет, между тем земельный участок не обеспечен необходимой применительно к условиям населенного пункта г. Железногорска инженерной инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением), а также дорожной инфраструктурой (подъездные пути к земельному участку), в связи с чем, семья Кузнецовых лишена самой возможности индивидуального жилищного строительства, а также последующего использования возведенного жилого объекта.
С учетом положений приведенных норм права, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 года №2516-О, суд приходит к выводу, что в данном случае обязанность обеспечить указанный выше земельный участок объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение), и дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку) должна быть возложена на администрацию города Железногорска.
Доводы администрации города Железногорска об отсутствии обязательств по обустройству переданного Кузнецовым земельного участка объектами инфраструктуры подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Более того, ответчик не отрицал, что уже проводятся работы по прокладке указанных объектов инфраструктуры.
Кроме того, суд не может учесть довод представителей ответчика о том, что у администрации отсутствует достаточные средства на обеспечение земельного участка объектами инженерной инфраструктуры (водоотведение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) и объектами дорожной инфраструктуры (подъездные пути к земельному участку).
Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Также суд не может учесть довод представителя ответчика Лопаревой О.А. о том, что срок для обеспечения земельного участка объектами инженерной инфраструктуры и объектами дорожной инфраструктуры, который просит установить прокурор, не достаточен.
Как установлено в судебном заседании, выделяя земельный участок семье Кузнецовых 31.12.2019 года, администрации г. Железногорска Курской области было известно об обязанностях, которые возложены на орган местного самоуправления по обеспечению земельного участка объектами инженерной инфраструктуры и объектами дорожной инфраструктуры.
Вместе с тем, достаточные меры администрацией г. Железногорска Курской области не предпринимались.
Кроме того, в случае невозможности выполнения обязанностей в срок, администрация г. Железногорска Курской области не лишена права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах суд считает правильным требования прокурора к администрации города Железногорска удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 46:30:000001:250, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: