Дело № 2-463/2022
УИД: 33RS0017-01-2022-000579-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 июня 2022 года город Собинка
Владимирская область
Собинский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием
представителя истца – помощника Собинского межрайонного прокурора Королевой А.О.,
истца Назарова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах Назарова Валерия Анатольевича к ГБУЗ ВО «Собинская РБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата,
установил:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Назарова В.А. к ГБУЗ ВО «Собинская РБ», Департаменту здравоохранения Владимирской области, в котором, с учетом уточнения, просит суд: 1) обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» принять меры к бесплатному обеспечению <...> Назарова В.А. лекарственными препаратами <...> на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов; 2) взыскать с ГБУЗ ВО «Собинская РБ», Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Назарова В.А. 246 000,00 руб.
В обоснование иска указано, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Назарова В.А. по вопросу обеспечения его лекарственным препаратом, отпускаемым по рецептам врача бесплатно.
Назаров В.А. является <...>, наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в связи <...>» Назарову В.А. назначено длительное лечение лекарственным препаратом <...>.
Согласно сведениям ГБУЗ ВО «Собинская РБ» Назарову В.А. 1 декабря 2021 года, 29 декабря 2021 года, 20 января 2022 года выписаны рецепты формы NN/у-06 (л) на лекарственный препарат <...>
ГБУЗ ВО «Собинская РБ» 28 июля 2020 года в Департамент здравоохранения Владимирской области направлена потребность-заявка на лекарственные препараты за счет средств областного бюджета на 2021 год, в которой отражена потребность на лекарственный препарат <...> в количестве 48 упаковок.
Согласно информации Департамента здравоохранения Владимирской области в 2021 году от ГБУЗ ВО «Собинская РБ» потребность в лекарственном препарате <...> по федеральной льготе не поступала, по региональной льготе заявлено 48 упаковок. Лекарственный препарат был закуплен и поставлен в аптечную сеть.
11 февраля 2022 года ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в Департамент здравоохранения Владимирской области направлен протокол решения врачебной комиссии на дополнительную потребность в лекарственных препаратах, после проверки которого документы будут переданы в ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» для организации закупочных мероприятий. Персонифицированная заявка на закупку лекарственных препаратов <...>» для обеспечения Назарова В.А. от ГБУЗ ВО «Собинская РБ» не поступала.
По информации ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в 2021 году закуплено 539 упаковок лекарственного препарата «<...>
В 2022 году ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» закупки лекарственного препарата <...>)» проводятся на основании потребности лекарственных препаратов из списка ЖНВЛП в соответствии с письмом Департамента здравоохранения от 6 января 2021 года № ДЗ-11063-05-04. 29 ноября 2021 года заключен контракт на закупку лекарственного препарата <...> в количестве 99 упаковок.
Согласно информации ООО «Медилон-Фармимэкс» рецепты от 1 декабря 2021 года, 29 декабря 2021 года, 20 января 2022 года, выписанные Назарову В.А. на лекарственный препарат <...> поступили в аптечный пункт в <...> и находились на отсроченном обслуживании.
Поскольку лекарственным препаратом <...> Назаров В.А. не был обеспечен в целях обеспечения назначенным и выписанным ему лекарственным препаратом 3 декабря 2021 года в ООО <...> им приобретен лекарственный препарат <...> на сумму 118 000,00 руб. за счет собственных средств.
Назаров В.А., являясь <...>, вправе получать назначенные лекарственные средства за счет бюджета Владимирской области.
В 2021 году Назаровым В.А. за счет собственных средств приобретены необходимые ему для лечения лекарственные средства, на приобретение которых им затрачено 118 000,00 руб.
Назаров В.А. является лицом, признанным в установленном порядке <...>, ему установлен <...>», который входит в состав категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем, он вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения. Назаров В.А. вынужден был нести расходы в указанной сумме в связи с необеспечением его лекарственным средством (л.д. 5-13, 89-90).
В судебном заседании представитель истца помощник Собинского межрайонного прокурора Королева А.О. исковые требования, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дала объяснения, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно Королева О.А. уточнила, что Назаров В.А. в связи с не обеспечением его на льготных условиях назначенным ему препаратом <...> затратил на его приобретение 246 000,00 руб.
Истец Назаров В.А. в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения, поддержал полностью по основаниям, изложенным в иске и прокурором в суде, дал объяснения, аналогичные содержанию иска.
Представитель ответчика по делу Департамента здравоохранения Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не представил, ходатайств не заявлял (л.д. 100, 103).
В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области Кузин И.С. (л.д. 88) иск не признал, полагал, что требования истца удовлетворению не подлежат. Кузин И.С. суду пояснил, что для обеспечения пациентов лекарственными препаратами медицинскими учреждениями организована процедура маршрутизации, издан соответствующий приказ. Все меры со стороны Департамента здравоохранения Владимирской области в этом направлении выполнены. В настоящее время Назаров В.А. обеспечен лекарственными средствами добровольно.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Собинская РБ», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 107, 113).
Ответчиком ГБУЗ ВО «Собинская РБ» представлен отзыв, в котором указано, что Назаров В.А. является <...>, наблюдается в ГБУЗ ВО «Собинская РБ» в связи <...>. Согласно протоколу <...> Назарову В.А. назначено длительное лечение лекарственными препаратами <...>
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области NN от 30 декабря 2021 года закреплена маршрутизация пациентов <...>. ГБУЗ ВО «Собинская РБ» закреплена за ГБУЗ ВО «Городская клиническая больница NN» <...> и ГБУЗ ВО «Городская больница NN <...>».
В соответствии с распоряжением администрации области от 22 июля 2020 года № 581 создан ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области». Осуществление закупок лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан в 2021 году производится централизованно ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области». В ГБУЗ ВО «Собинская РБ» финансирование в данном направлении в 2021-2022 гг. отсутствует.
В обязанности ГБУЗ ВО «Собинская РБ» входит формирование потребности лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан и передачи их в Департамент здравоохранения Владимирской области, а также выписка рецептов лечащим врачом пациенту.
В настоящее время Назаров В.А. полностью обеспечен лекарственными препаратами (л.д. 107).
Представитель третьего лица ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 104, 111).
Третьим лицом ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» представлен отзыв, в котором указано, что учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области.
Если пациенту назначено применение лекарственного средства не по МНН, а по торговому наименованию, то в таком случае учреждение осуществляет закупку на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, которое направляет орган исполнительной власти – Департамент здравоохранения Владимирской области, совместно сопроводительным письмом, в котором указывает необходимость закупки лекарственного средства пациенту на определенное число месяцев.
Лекарственный препарат по международному непатентованному наименованию <...>») согласно протоколу ВК ГБУЗ ВО «Собинская РБ» NN от 11 января 2022 года, поступившему из Департамента здравоохранения Владимирской области 25 февраля 2022 года, закуплен по контракту NN от 9 марта 2022 года и поставлен в ООО «<...>».
Информация о потребности Назарова В.А. в лекарственных препаратах «<...> Департамента здравоохранения Владимирской области не поступала (л.д. 77).
Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 79, 82, 105).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
Граждане, которым установлены онкологические заболевания, вправе получать лекарственные средства, которые отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента.
Согласно содержанию п. 4 указанного постановления, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Следовательно, обязанность по обеспечению лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, возложена на органы исполнительной власти субъектов в лице уполномоченных органов.
Судом установлено, что Назаров В.А. является <...>, наблюдается в ГБУЗ ВО «ОКОД» и ГБУЗ ВО «Собинская РБ» <...> (л.д. 23-24, 29).
В соответствии с протоколом заседания онкоконсилиума ГБУЗ ВО «<...> Назарову В.А. назначен прием лекарственных препаратов <...> (л.д. 20).
Однако, назначенными лекарственными препаратами Назаров В.А. своевременно и в полном объеме не обеспечивается.
1 декабря 2021 года, 29 декабря 2021 года, 20 января 2022 года Назарову В.А. выписаны рецепты формы NN/у-06 (л) на лекарственный препарат <...> (л.д. 21-22, 28, 91).
В связи с необеспечением данным препаратом бесплатно, Назаров В.А. был вынужден его приобрести самостоятельно.
По информации ООО «Медилон-Фармимэкс» рецепты от 1 декабря 2021 года, 29 декабря 2021 года, 20 января 2022 года, выписанные Назарову В.А. на лекарственный препарат <...> поступили в аптечный пункт в <...> и находились на отсроченном обслуживании (л.д. 16-19).
Поскольку лекарственным препаратом <...>)» Назаров В.А. не был обеспечен, то в целях обеспечения назначенным и выписанным ему лекарственным препаратом он приобрел в ООО «Ромашка 03» за счет собственных средств в общей сумме 246 000,00 руб. лекарственный препарат <...> 3 декабря 2021 года на сумму 118 000,00 руб. (л.д. 27), 30 декабря 2021 года на сумму 32 000,00 руб., 5 января 2022 года на сумму 32 000,00 руб., 13 января 2022 года на сумму 32 000,00 руб., 21 января 2022 года на сумму 32 000,00 руб. (л.д. 92).
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденном Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 года № 43, Департамент здравоохранения является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области (л.д. 44-53).
К полномочиям Департамента относится реализация полномочий по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 2.20).
В соответствии с п.п. 12, 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных лечебным учреждением рецептов.
Назарову В.А. установлен диагноз <...>, которое входит в состав групп заболеваний при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в связи с чем он вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения.
Однако, он не был обеспечен необходимыми лекарственными средствами бесплатно, в связи с чем был вынужден купить их за счет собственных средств.
Необеспечение Назарова В.А. назначенными ему лекарственными препаратами свидетельствует о лишении его возможности использовать предоставленное ему Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу его жизнь и здоровье, что является основанием для принятия мер по организации мероприятий, направленных на бесплатное обеспечение Назарова В.А. данными лекарственными препаратами. Суд приходит к выводу о возложении на Департамент здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» обязанностей по принятию мер в пределах своих компетенций к бесплатному обеспечению Назарова В.А. лекарственными средствами: <...> на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов. При этом в обязанности ГБУЗ ВО «Собинская районная больница» входит выдача рецептов и направлений на осуществление инъекций, а в обязанности Департамента здравоохранения Владимирской области - организация обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Поскольку Назаровым В.А. за счет собственных средств приобретены необходимые ему для лечения лекарственные средства на общую сумму 246 000,00 руб., которые он имеет право получить бесплатно, следовательно, данная сумма подлежит возмещению с Департамента здравоохранения Владимирской области. Суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования за счет ГБУЗ ВО «Собинская районная больница», поскольку учреждение не имеет полномочий по обеспечению лекарственными препаратами, а лишь вправе выписать соответствующие рецепты и направить соответствующее лицо для введения инъекций в специализированное учреждение.
Таким образом, требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Собинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Назарова Валерия Анатольевича, к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» об обязании принять меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Собинская РБ» принять меры к бесплатному обеспечению Назарова Валерия Анатольевича лекарственными средствами: <...> на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания до момента отмены применения данных медицинских препаратов.
Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Назарова Валерия Анатольевича денежные средства в размере 246 000,00 руб.
В остальной части оставить исковые требования без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Трефилова
Дата принятия решения в окончательной форме – 14 июня 2022 года.