Дело № 3а-25/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«18» января 2019 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Булата А.В.,
при секретаре Миронове В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «Газпром газомоторное топливо» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
ООО «Газпром газомоторное топливо» (далее – общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 9930 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости;
- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 19 811 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости;
- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 14 700 кв.м, расположенного по адресу: <...>, в размере рыночной стоимости.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что является арендатором земельных участков, в отношение которых заявлены административные исковые требования. Согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...> составляет <...> рубля, <...> рублей, <...> рублей, соответственно.
Общество не согласно с установленной кадастровой стоимостью спорных земельных участков, ссылаясь на то, что является он уплачивает арендные платежи, рассчитываемые из кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению земельного налога.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
РћС‚ представителя РћРћРћ «Газпром газомоторное топливо» – Бобылевой Р.Рђ., действующей РЅР° основании доверенности, РІ СЃСѓРґ поступило ходатайство Рѕ рассмотрения дела РІ отсутствие административного истца.
Рные лица, участвующие РІ деле, РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, РІ том числе СЃ учетом положений части 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Кроме того, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, что подтверждается соответствующими договорами аренды земельных участков. Согласно письменных расчетов размера арендных платежей, платежи уплачиваются арендатором (ООО «Газпром газомоторное топливо») исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости.
Согласно данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...> составляет <...> рубля, <...> рублей, <...> рублей, соответственно.
В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости земельных участков СЃ кадастровыми номерами <...>, <...>, <...> является 01 января 2016 РіРѕРґР°, что подтверждается сведениями, предоставленными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Краснодарскому краю, Р° также РЅРµ оспаривается лицами, участвующими РІ деле. Рных данных Рѕ дате определения оспариваемой кадастровой стоимости СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃСѓРґ считает указанные сведения достоверными.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка <...> от 27 апреля 2018 года, выполненный оценщиком ООО «<...>». Оценщиком рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка <...> от 27 апреля 2018 года, выполненного оценщиком ООО «<...>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка <...> от 27 апреля 2018 года, выполненного оценщиком ООО «<...>», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> установлена по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей.
Указанные отчеты об оценке административным истцом представлен при обращению в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее - Комиссия).
Решениями Комиссии от 17 мая 2018 года №№ 13/23, 13/24, 13/25, вступившим в законную силу, установлено несоответствие указанных отчетов об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», а также требованиям о содержании и описании в отчете информации, установленным федеральными стандартами оценки в связи с чем, заявления ООО «Газпром газомоторное топливо» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости отклонены.
Принимая во внимание решения Комиссии, суд считает, что истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости спорных земельных участков на дату определения кадастровой стоимости.
Учитывая указанные обстоятельства, судом по настоящему делу проведена судебная экспертиза для определения размера рыночной стоимости спорных земельных участков.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы выполненной ООО «<...>» от 17 декабря 2018 года <...>, рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2016 года составляет <...> рублей;
- с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2016 года составляет <...> рублей;
- с кадастровым номером <...> по состоянию на 01 января 2016 года составляет <...> рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьёй 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объектов оценки от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта принята поправка на торг, корректировка на площадь с поправкой на различия в масштабе (площади) объекта, корректировка на местоположение относительно территории населенного пункта, также внесена корректировка на вид разрешенного использования, расчет которой произведен по методу парных сравнений продаж.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной.
Учитывая изложенное, суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает его права и обязанности как арендатора объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования, суд считает возможным административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года № 280-О-О и др.).
При этом не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного Суда РФ № 1555-0 от 03.07.2014 года).
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 11 октября 2018 года, в Комиссию с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – 04 мая 2018 года. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 04 мая 2018 года.
Таким образом, в отношении спорных земельных участков следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административный иск ООО «Газпром газомоторное топливо» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – удовлетворить частично.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 9930 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 19 811 кв.м, расположенного по адресу: <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 14 700 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01 января 2016 года в размере <...> рублей, на период с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 04 мая 2018 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.В. Булат