Дело № 2-2244/2020
УИД 76RS0014-01-2020-0001813-36
Изготовлено 12.10.2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
02 сентября 2020 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Кошелевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова Михаила Леонидовича, Потапова Евгения Вадимовича к мэрии г. Ярославля, Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля о возложении обязанности предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л :
Антонов М.Л., Потапов Е.В. обратились в суд с иском к мэрии г. Ярославля, Департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, в котором просили обязать предоставить во внеочередном порядке истцам на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры площадью не менее 52,1 кв.м., в том числе жилое не менее 30,2 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и расположенное в границах г. Ярославля. Также просили взыскать с надлежащего ответчика в пользу Антонова М.Л. расходы, связанные с оплатой услуг ООО «ЯрославичПроект» по обследованию инженерно-технического состояния строительных конструкций многоквартирного <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от 22 июня 2011 года, заключённого от имени г. Ярославля территориальной администрацией Фрунзенского района г. Ярославля с Антоновым М.Л., наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и состояние из 2-х комнат в отдельной квартире общей площадью. 52,1 кв.м., в том числе, жилой 30,2 кв.м. по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг. Согласно п.3 указанного договора социального найма совместно с нанимателем в жилом помещение вселяется брат нанимателя – Потапов Е.В. Постановлением мэрии г. Ярославля №748 от 24.05.2016 года многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно приложению 1 к Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 -2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 29.03.2019 года №224-п (в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 05.12.2019 года №844-п, от 28.01.2020 года №47-п, от 20.05.2020 года №427-п) указанный дом значится в реестре под №116 и планируемая дата окончания расселения – 31 августа 2025 года. Дом, в котором проживают истцы представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, что подтверждается проведенным ООО «ЯрославичПроект» обследованием данного многоквартирного дома в 2015 году. В настоящее время в отсутствие ремонтных работ очевидным является ухудшением состояния несущих конструкций дома в силу естественного износа. При таких обстоятельствах планируемый срок расселения граждан, проживающих в указанном доме, определённый до 31 августа 2015 года нельзя назвать обоснованным. Установленный срок отселения жильцов спорного дома не соответствует цели обеспечения безопасности граждан в жилом доме, признанном аварийными подлежащим сносу, в соответствии со ст.57 ЖК РФ истцы подлежат внеочередному обеспечению жилым помещением.
Истцы Антонов М.Л., Потапов Е.В., извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились.
Истец Потапов Е.В. заявил ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца Антонова М.Л. по доверенности Бровкина Н.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в данном доме проживать невозможно, опасно. В доме на сегодняшний день отсутствует водоснабжение, имеются перебои с газоснабжением, отопление осуществляется от газового котла. В квартире проваливается пол, течет крыша. После признания дома аварийным поддерживающие ремонтные работы не производились.
Ответчик мэрия г. Ярославля, извещенные о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное задание своего представителя не направили, представили письменный отзыв на иск (л.д. 88-89), согласно которого против удовлетворения заявленных исковых требований возражали.
Ответчик Департамент градостроительства мэрии г. Ярославля, извещённые о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, заявили письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля извещённые о дате и времени рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, заявили письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 пояснила, что в 2014 году в <адрес> произошло обрушение входной части многоквартирного дома. Имеются сложности с газом, в связи с чем в настоящее время газ отключен. Водоснабжение отключено от всего дома. Дом был построен в 1905 году на Кучерском переулке г.Ярославля, раньше был магазином. В 60-х годах дом разобрали по бревнам и в последующем собрали дом барачного типа. На протяжении 60 лет ни одного ремонта дома не производилось. Дому более 100 лет. Потолок упал, сейчас провалилась полы. Стены рушатся, сквозные дыры. Проживать в доме опасно, в связи с чем истцам пришлось снять квартиру.
Выслушав представителя истца Антонова М.Л. по доверенности Бровкину Н.Ю., пояснения допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО5, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 98 Устава г. Ярославля к полномочиям мэрии г. Ярославля относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, поэтому мэрию г. Ярославля является надлежащим ответчиком по делу.
Как следует из материалов дела, истцы Антонов М.Л., Потапов Е.В. зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение истцы занимают на основании договора социального найма с 2011 года.
Согласно части 1 статьи 57 Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Заключением городской межведомственной комиссии от 11.02.2016 г. № 5 в соответствии с п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, выявлены основания для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
На основании заключения межведомственной комиссии от 01.02.2016 г. №5 постановлением мэрии г. Ярославля от 24.05.2016 г. № 748 принято решение о признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, отселении физических лиц из помещений многоквартирного дома до наступления обстоятельств, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, но не позднее 2025 года.
Согласно заключению ООО «ЯрославичПроект» жилой <адрес>, 1960 г. постройки (одноэтажный, многоквартирный, деревянный с пристройками) имеет процент износа фундамента, наружных стен, кровли более 60%. По технической эксплуатации здания износ расположен в интервале 62% - 80%, из чего следует, что состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих весьма ветхое, выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий по полной смене конструктивного элемента. Туалет находится в нерабочем состоянии, дальнейшая эксплуатация подвергает риску здоровье жителей. Крыша скатная, кровля – металлическая, обильно подвержена ржавчине, имеет сквозные дыры, что ведет к протечкам. Электрическая проводка наружная, не отвечает нормам пожарной безопасности (местами отсутствует изоляционная обмотка проводки).
Представленные стороной истцов доказательства, свидетельствующие, что их проживание, в <адрес> в силу ее ненормативного технического состояния представляет опасность для жизни и здоровья, ответчиками и третьими лицами не опровергнуты.
После принятия межведомственной комиссией вышеуказанного заключения, и вынесения мэрией города Ярославля постановления, органами местного самоуправления никакие действия по расселению многоквартирного жилого дома не предпринимались.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Предоставление истцам жилого помещения во внеочередном порядке не противоречит постановлению мэрии г. Ярославля от 24.05.2016 г. № 748, поскольку установленный в нем срок расселения аварийного дома не исключает возможность его расселения ранее 2025 года, с учетом наступления угрозы жизни и здоровью граждан.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Иного порядка предоставления жилья лицам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, закон не предусматривает. Право истцов на предоставление другого благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания, также не может быть поставлено в зависимость от финансовых возможностей органа местного самоуправления и наличия домов, признанных аварийными ранее дома истцов.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами по договору социального найма, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Вместе с тем, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Определяя, какое жилое помещение подлежит предоставлению истцам, суд учитывает, что истцы проживают в квартире общая площадь которой составляет 52,1 кв. м.
Сведений о наличии у истцов иных жилых помещений суду не представлено.
Таким образом, истцам, зарегистрированным в жилом помещении по адресу: <адрес>, должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть общей площадью не менее 52,1 кв. метров.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика мэрии г. Ярославля в ползу истца Антонова М.Е. подлежат взысканию расходы по оплате услуг специалиста в размере 20 00 рублей 00 копеек. Данные расходы документально подтверждены, признаны судом обоснованными и разумными.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать мэрию г. Ярославля предоставить Антонову Михаилу Евгеньевичу, Потапову Евгению Вадимовичу взамен занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, расположенное в границах городского округа город Ярославль, общей площадью не менее 52,1 кв. метров.
Взыскать с мэрии г. Ярославля в пользу Антонова Михаила Леонидовича расходы по оплате услуг специалиста в размере 20 00 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья |
Е.С. Логвинова |