К делу № 2-2203/2023 23RS0042-01-2023-001966-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 22 мая 2023 года
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при секретаре Иващенко А.М.,
с участием истца и его представителя Борисенко Я.В., представителя ответчика - Бойко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амирбековой Дильшад Расул кызы к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Амирбекова Д.Р. обратилась в суд с иском, в котором указала на то, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее «УПФ») от 04.03.2022 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа в виде 25 лет. Ответчик не засчитал ей в специальный стаж разные периоды её работы, в том числе и периоды работы: с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> - в должности медсестры 0,5 ставки по лечению алкоголизма медчасти по обслуживанию осужденных АМ-244/7; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – в должности медсестры по обслуживанию начальстава в/н <ФИО3; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> - в должности медсестры медицинского пункта <№> учреждения АМ-244; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> - в должности <данные изъяты> <адрес> учреждение <данные изъяты> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – в должности медсестры палатной участковой <ФИО3 п. <ФИО2 <адрес>, учреждения АМ-244/7; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – в должности медицинской сестры палатной в участковой <ФИО3 п. <ФИО2, <ФИО3 с поликлиникой при управлении по 8 разряду; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – в должности <данные изъяты> <ФИО3 п. <ФИО2 <адрес> <ФИО3 с поликлиникой; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> – в должности <данные изъяты> (дислокация п. <ФИО2 <адрес>) ФГУ Больницы ГУФСИН России по Пермскому краю.
Поскольку её работа в указанные периоды времени подтверждается трудовой книжкой, а должность медсестры поименована в постановлении Правительства Российской Федерации №781, указанные периоды должны быть включены в специальный трудовой стаж, дающий ей право на получение досрочной пенсии по старости. Просит суд признать перечисленные периоды её трудовой деятельности, дающими ей право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п. 20.ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ и обязать ответчика произвести перерасчет её специального стажа, включив указанные периоды её работы в льготный трудовой стаж из расчета один год работы за одни год и три месяца.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали свои требования, ссылаясь на незаконность отказа УПФ в назначении Амирбековой Д.Р. льготной пенсии по старости. Истец не может нести ответственность за работодателя, который не указал в представленных в УПФ документах её трудовой стаж без указания на льготный период его исчисления.
Бойко Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, ссылаясь на законность решения, принятого 04.03.2022 г. в отношении Амирбековой Д.Р. Период работы гражданина в должностях, перечисленных в Списке, засчитываются в льготный стаж при назначении пенсии при условии, если эта работа осуществлялась в сельской местности. Врачам и медицинскому персоналу, работавшим, как в сельской местности, так и в городах, пенсия в льготном исчислении (1 года за 1 год и 3 месяца) устанавливается при наличии выслуги не менее 30 лет. Поскольку в спорные периоды времени, Амирбекова Д.Р. работала, как в городе, так и в сельской местности, и в поселке городского типа, и её общий трудовой стад составляет менее 30 лет (27 л. 08 м. 08 д.), льготный порядок исчисления стажа в данном случае не применим. Кроме того, в период работы истца с 01.01.2003 г. по 23.08.2005 г. – её работодателем поданы сведения о её работе без указания кода льготных условий. В период времени с 24.08.2005 г. по 31.12.2005 г. Амирбекова Д.Р находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с чем, указанный период времени не может быть включен в специальный трудовой стаж. Период времени работы истца в селе в календарном исчислении составляет 13 л. 02 м. 17 д., при требуемом для льготного назначения пенсии 25 лет, а в смешанном периоде (село + город) – 17 л. 00 м. 08 д., при требуемом стаже 30 лет.
Выслушав стороны по делу, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает исковые требования Амирбековой Д.Р. незаконными, в связи с чем, считает необходимым отказать в их удовлетворении.
Как видно из решения УПФ от 04.03.2022 г. Амирбековой Д.Р. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствие с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ в связи с отсутствием у заявителя требуемого специального стажа 30 лет. Общий страховой стаж Амирбековой Д.С. составил 27 л.08.м. 08 д., а специальный стаж -17 л. 00 м 08 д. В льготный стаж Амирбековой Д.С. (один год работы, как один год и три месяца) засчитаны периоды её работы в сельской местности на должностях <данные изъяты>, включая периоды работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (00л.05м.11д. в льготном исчислении) и с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (06л.06м.06д. в льготном исчислении) в должности <данные изъяты>. Амирбековой Д.С. не засчитаны в специальный стаж следующие периоды её работы: с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (06л.03м.13 д.) - в должности <данные изъяты> 0,5 ставки по лечению алкоголизма медчасти по обслуживанию осужденных АМ-244/7, в должности <данные изъяты> <ФИО3; в должности <данные изъяты> <№> учреждения <данные изъяты>; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> - в должности медсестры палатной участковой <адрес> учреждение <данные изъяты> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (02л.07м.23д.) в должности <данные изъяты> в ФГУ ОИК-2 ГУФСИН России, так как учреждения списком должностей и учреждений <№>, дающим право на досрочное пенсионное обеспечение не предусмотрены и страхователь не подавал сведения с кодом льгот; с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (02л.03м.00д.) – в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, до достижения возраста 3-х лет; с <ДД.ММ.ГГГГ> – по <ДД.ММ.ГГГГ> (00л.01м.05 д.) – в выписке ИЛСЗЛ отсутствует код льготы.
Принимая во внимание, что периоды работы Амирбековой Д.Р. с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в должности <данные изъяты> зачтены УПФ в льготный стаж Амирбековой Д.Р из расчета один год работы за один год и три месяца, в этой части требования истца суд считает необходимым оставить без удовлетворения.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее «Федеральный закон» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 22.04. 2010 г. N 520-О-О, от 18.04.2006 г. N 84-О и других, неоднократно указывал, что назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста связано не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ); при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (и др.).
Истцом оспаривается не включение УПФ в льготный трудовой стаж периодов работы в должности медсестры в учреждениях, исполняющих уголовное наказание.
Пунктом 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Досрочное назначение пенсии по старости рабочим и служащим, занятым на работах с осужденными, впервые было предусмотрено ст. 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", принятого в 1993 году. В целях реализации этого права постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 г. N 85 утвержден Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Согласно п. 3 названного постановления право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, а именно врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.
Поскольку истец обращался в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости на основании п. 20, а не п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона и по указанному заявлению УПФ было принято оспариваемое истцом решение от 04.03.2022 г., с учетом требований ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд приходит к выводу о необходимости рассмотрения требований истца о законности не включения периодов работы Амирбековой Д.Р. в льготный стаж для назначения страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона.
Согласно п.п. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствие с ч. 8 ст. 13 Федерального закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07. 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее «Постановление от 16.07.2014 г. N 665»).
Подпунктом 4 п. 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 19 постановления от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения дела, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил). Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Учитывая, что п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Вместе с тем, как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, и постановления Минтруда России от 22.05.1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", одним из условий реализации права на досрочное назначение пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах.
Поскольку в период времени с 19.08.1996 г. по 19.09.1996 г. Амирбекова Д.Р. работала на 0,5 ставки медсестры, соответственно, указанный период работы истца правомерно не включен УПФ в льготный стаж заявителя.
Не подлежащими удовлетворению суд признает и требования истца о включении в специальный трудовой стаж периода её работы с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в должности <данные изъяты> участковой <ФИО3 п. <ФИО6 <адрес>, по той причине, что в указанный период времени <ФИО8 находилась в отпуске по уходу за ребенком <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, до достижения им трехлетнего возраста, что не оспаривается истцом в судебном заседании.
Согласно п. 21 Разъяснений «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона <ФИО4 «О государственных пенсиях в <ФИО4» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до <ДД.ММ.ГГГГ>, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Как установлено ч. 1 ст. 14 Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 2 этой же статьи определено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как видно из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Амирбековой Д.Р., в периоды её работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, а также в период времени её работы после регистрации в системе обязательного страхования сведения о дополнительных обстоятельствах, учитываемых при оценке пенсионных прав – отсутствуют.
Архивной справкой, выданной ГУ ФСИН по Пермскому краю 09.08.2022 г. №60/59/12-2427 подтверждается, что в период времени с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Амирбекова Д.Р. работала в <данные изъяты> <данные изъяты>). Подтвердить льготный характер работы Амирбековой Д.Р., по имеющимся на хранении в архиве документам - не представляется возможным.
Как следует из письменного сообщения УПФ по Пермскому краю от 03.05.2023 г., адресованного УПФ по Краснодарскому краю, страхователь ГП Учреждения АМ-244/7 ГУИН Минюста России снят с регистрационного учета в территориальных органах ПФР Пермского края с 29.05.2012 г. Профессия «медицинская сестра палатная» в структурном подразделении «Больница с поликлиникой» в перечень льготных профессий для досрочного пенсионного обеспечения на 01.01.1998 г. не заявлялась. Структурное подразделение «Больница с поликлиникой» не поименовано в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781.
По причине того, что АМ-244/7, ВК-240, ФГУ ОИК-2 ГУФСИН России не поименованы в Списках учреждений и должностей №464, №1066 и №781, а также учитывая, что указанными учреждениями не подавались в УПФ сведения о льготных условиях должностей, замещаемых Амирбековой Д.В. в период её работы в указанных организациях, суд признает законным отказ УПФ во включении в льготный стаж Амирбековой Д.В., а также не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении ей в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона, периодов её работы с 01.01.2003 по 23.08.2005 г., а также с 10.09.2008 г. по 14.10.2008 г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Амирбековой Дильшад Расул кызы (паспорт <№> <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу «_____» ______________ 2023 года
Судья Н.С. Семенов