Председательствующий: Иордан Н.А. № 33-5719/2022
2-298/2022
55RS0008-01-2022-000333-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 28 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Магденко И.Ю.
судей областного суда Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Речута Я.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Климович Ирины Владимировны на решение Азовского районного суда Омской области от 06 июля 2022 года, которым постановлено:
«Отказать Климович Ирине Владимировне (паспорт № <...>, выдан <...> УМВД России по Омской области) в заявленных исковых требованиях к Министерству труда и социального развития Омской области (№ <...>) и Межрайонному Управлению Министерства труда и социального развития Омской области № 2 (ИНН № <...>) о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения и возложении обязанности выдать удостоверение за умершего Климовича В.М., получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом».
Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия
установила:
Климович И.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения и возложении обязанности выдать удостоверение.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой Климовича И.В., который участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и являлся гражданином Белоруссии. Ему была установлена <...>. <...> и смерть Климовича В.М. непосредственно связана с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС. В январе 2018 г. истец переехала в Россию и с мая 2018 г. получала пенсию по потере кормильца. 01.10.2019 г. выдано Климовичу В.М. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Полагала, что имеет право получить за умершего Климовича В.М. удостоверение лица, получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего <...>.
С учетом изменения исковых требований просила признать незаконным отказ в выдаче удостоверения и возложить на ответчиков обязанность по выдаче ей удостоверения за умершего Климовича В.М., получившего или перенесенного лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего <...>.
Истец Климович И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что Климович В.М. являлся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, вследствие чего он стал <...>. Ему было выдано удостоверение в 1991 году. Климовичу В.М. установили <...> в 1996 году. В 2004 году ему установили <...>. В 2005 году он умер, в заключении о смерти содержатся сведения о связи наступившей смерти и заболеванием, полученным в связи с последствиями ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В период проживания Климович В.М. в Белоруссии его супруга была признана находящейся на его иждивении. Истец проживала в Белоруссии до 2018 года.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Фетисова В.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что Климович И.В. не имеет права на получение мер социальной поддержки как вдова умершего инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку ее супруг Климович В.М. при жизни не являлся гражданином Российской Федерации, не имел удостоверения инвалида Чернобыльской АЭС, оформленного в соответствии с российским законодательством, не признавался инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации. Аналогичная позиция содержится в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Межрайонного Управления Министерства труда и социального развития Омской области № 2 Твардовская Т.Ф., действующая на основании распоряжения, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание своих представителей не направило, извещено надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представили отзыв, в котором полагают, что правовых оснований для выдачи специального бланка удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом»« с отметкой «посмертно» члену семьи умершего иностранного гражданина, которому при жизни статус пострадавшего вследствие воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС был установлен в соответствии с законодательством страны их проживания, не имеется.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Климович И.В. просит решение отменить, повторно излагает свою позицию по делу.
Полагает, что апелляционным определением Омского областного суда от 22.06.2020 года установлены юридически значимые факты, следовательно, в силу ст.ст. 13, 61 ГПК РФ они имеют преюдициальное значение, в том числе выводы о нахождении Климович И.В. на иждивении у умершего супруга, получение им инвалидности 1 группы. При этом истцом представлены документы, согласно которым Климович В.М. признан инвалидом первой группы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС Республикой Беларусь, заверенной гербовой печатью.
Ссылается на положения законодательства, согласно которым граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков.
Полагает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка обстоятельствам законности выдачи удостоверения по правилам правовой позиции Конституционного суда РФ по вопросам реализации права на судебную защиту.
Настаивает, что во взаимоотношениях с государством слабой стороной всегда признается гражданин.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области Фетисова В.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы. Просила решение суда оставить без изменений. Указывала, что правовых оснований для выдачи удостоверения не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Межрайонного Управления Министерства труда и социального развития Омской области № 2 Твардовская Т.Ф., действующая на основании распоряжения, просила решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного Закона, относятся, в том числе:
граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (п.2 абз. 2).
В соответствии со ст. 15 Закон РФ № 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. «а» п. 1 постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п. 3 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы», утвержденного приказами МЧС России № 728, Минздравсоцразвития России № 832, Минфина России № 166н от 08.12.2006 (далее – Порядок), оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в п. 2 Порядка (кроме перечисленных в абз.2 названного пункта).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан) следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.
Как следует из материалов дела, Климович И.В. является супругой умершего Климовича В.М. (свидетельство о заключении брака 26.01.2000).
Согласно сведениям, предоставленным военным комиссариатом Ленинского района города Минска сержант Климович Владимир Михайлович, <...> года рождения, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Убывал в <...> для участия в работах в зоне особого контроля с 5 мая 1987 г. по 6 мая 1987 г., в зоне эвакуации (отчуждения) в составе войсковой части № <...>, пункт дислокации <...> и <...> Гомельской области с 21 апреля 1987 г. по <...>
Согласно обращению командования войсковой части № <...> в адрес военкома Ленинского РВК г. Минска, военнообязанному запаса Климовичу В.М., проходящему учебно-специальные сборы при военной части № <...> в связи с получением последним предельной дозы облучения просят выслать замену.
Как следует из справки, выданной Ленинским районным военным комиссариатом г. Минска от 02.11.2004 г., выданной Климович В.М. взамен утерянного (испорченного) удостоверения «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» серии А № <...> от 11 июня 1991 г., он действительно является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы по ст. 18 Закона республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Из представленной копии удостоверения серии № <...> № <...> от 20.07.2004 г., выданного в республике Беларусь, следует, что Климовичу В.М. установлена <...> с 28.06.2004 г. по 01.07.2006 г. по <...>, затем указана <...>, вызванному катастрофой на ЧАЭС.
Как следует из акта освидетельствования от 05.10.2004 г. Климовичу В. М., <...> года рождения, Центральным МРЭК № 2 в г. Минске Республике Беларусь установлена первая группа инвалидности, причина инвалидности – заболевание, вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС, степень утраты трудоспособности – 100%, инвалидность установлена до 01.11.2009 г., дата очередного переосвидетельствования 05.10.2009 г.
Согласно списку № 04/7 участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по Ленинскому РВК г. Минска, Климович В.М. с 21.04.1987 г. по 25.10.1987 г. проходил службу в военной части № 07288, делопроизводителем. Имеется удостоверение <...>, выданное 20.07.2004 г. № <...>.
Согласно повторному свидетельству о смерти от 10.05.2018 г. Климович В.М. умер <...>, причина смерти дилятационная кардиомиопатия.
Как следует из экспертного заключения Минского городского исполнительного комитета по здравоохранению от 11.11.2005 г. заболевание, приведшее к смерти Климовича В.М., <...> года рождения, связано с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Министерством труда и социального развития Омской области выдано на имя Климовича В.М. посмертно удостоверение участника последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. серия Р № <...> от <...>.
На основании распоряжения Министерства труда и социального развития Омской области от 25.10.2021 г. № 529-р Климович И.В. отказано в выдаче удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом» на имя Климович В.М. (посмертно) в связи с отсутствием права (обращение с заявление о выдаче удостоверения с заявлением о выдаче удостоверения лиц, не относящихся к категориям заявителей; непредставление заявителем документов, предусмотренных законодательством).
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Климович И.В. просила возложить обязанность выдать ей удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы за умершего супруга Климовича В.М.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что при жизни умершему Климовичу В.М. меры социальной поддержки на территории Российской Федерации в соответствии с законом не представлялись, пришел к выводу о том, что истцу указанные меры предоставлены быть не могут, в связи с чем в удовлетворении требований было отказано.
Права семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, права семей умерших инвалидов на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-I являются производными от прав самих граждан, обладающих льготным статусом.
По смыслу Закона РФ № 1244-1 для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено ч. 7 ст. 24 Закона РФ № 1244-1.
Согласно положениям ст. 24 Закона РФ № 1244-1 названным Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы.
Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом право установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы предоставлено исключительно межведомственным экспертным советам и военно-врачебным комиссиям, иным органам такое право не предоставлено.
Климович И.В. представлено экспертное заключение Минского городского межведомственного экспертного Совета от 15.11.2005 № 4-14/22-181, из которого следует, что рассмотрев заявление и представленные документы Климовича В.М. экспертный Совет пришел к выводу о том, что заболевание, приведшее к смерти, связано с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Наличие у истца указанного заключения при отсутствии заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии об установлении причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС не дает оснований для установления причины инвалидности, как связанной с последствиями работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Нормативными актами, регулирующими возмещение вреда, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, не предусматривается признание на территории Российской Федерации выданных на территории других государств документов, удостоверяющих причинную связь заболеваний с вредом, причиненным указанной катастрофой.
Судебная коллегия также принимает во внимание следующее.
Апелляционным определением Омского областного суда от 25.07.2019 по делу № 33-4507/2019 на Министерство труда и социального развития Омской области возложена обязанность выдать Климович И.В. как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Климовича В.М. (посмертно).
При разрешении исковых требований Климович И.В. было установлены юридически значимые обстоятельства по делу, приняты во внимание представленные Климович И.В. документы, в том числе акт освидетельствования МРЭК Министерства здравоохранения Республики Беларусь, и принято решение о возложении обязанности выдать удостоверение на имя Климовича В.М. как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Именно об отнесении к такой категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, Климович И.В. просила отнести своего умершего супруга.
Обращаясь с новыми требованиями, Климович И.В. фактически просит изменить статус Климовича В.М., установленный судебным постановлением, вступившим в законную силу.
Вопреки доводам жалобы, преюдициальные выводы судебных постановлений, вынесенных ранее по искам Климовича И.В., в том числе апелляционного определения от 25.07.2019 по делу: 33-4507/2019, были учтены при рассмотрении настоящего спора.
Поскольку на момент смерти Климович В.И. статус инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы ему установлен не был, соответствующие меры социальный поддержки ему не назначались, в судебном порядке был установлен статус Климовича В.М. только как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., основания для удовлетворении заявленных исковых требований отсутствовали.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22.01.1993 (действовавшей в период подачи документов Климович И.В.) не состоятельны. Указанная Конвенция не регулирует вопросы в области предоставления мер социальной поддержки гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселяющихся в Российскую Федерацию.
При этом судебная коллегия отмечает, что Климович И.В. являлась и является гражданином РФ.
Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 определяет Закон РФ № 1244-1.
Гражданам, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантированы те же меры социальной поддержки, как и гражданам РФ, т.е. при наличии соответствующего удостоверения, выданного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ; иное применение указанной нормы поставило бы граждан РФ в неравное положение с гражданами, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания (ст. 49 Закона РФ № 1244-1).
С учетом изложенного представленное Климович И.В. экспертное заключение городского экспертного совета от 15.11.2005 г. не порождает право на получение мер социальной поддержки на основании Закона № 1244-1, учитывая, что каждое государство самостоятельно устанавливает вид, объем и характер мер социальной поддержки и порядок их предоставления. По смыслу положений ст. 25 Закона РФ № 1244-1 участие в установлении причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы принимают уполномоченные межведомственные экспертные советы (и военно-врачебные комиссии). В Российской Федерации созданы межведомственные экспертные советы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, за каждым закреплен федеральный округ Российской Федерации с учетом численности проживающих на территории федеральных округов граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2005 № 475). При этом данным приказом утвержден персональный состав специалистов.
Указание в жалобе на неправомерность принятия судом при вынесении решения определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2021 г. по делу № 88-8549/2021 не соответствует материалам дела.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что при вынесении решения судом не дана правовая оценка обстоятельствам законности выдачи удостоверения по правилам правовой позиции Конституционного суда РФ по вопросам реализации права на судебную защиту, а также не учтено, что во взаимоотношениях с государством слабой стороной всегда признается гражданин несостоятельны. Суд первой инстанции при вынесении решения принял во внимание все обстоятельства дела, учел конституционные права гражданина, руководствовался положениями законодательства РФ.
Ссылки на положения законодательства, согласно которым граждане, которым причинены убытки и вред в результате радиационного воздействия при использовании атомной энергии, имеют право на возмещение указанных убытков не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения для разрешения спора об обязании выдать удостоверение инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Азовского районного суда Омской области от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.10.2022