Дело № 2а-2882/2022
22RS0068-01-2022-001272-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,
при секретаре Шестаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б., Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, заместителю руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Р. о признании отказа в удовлетворении заявления о прекращении (аннулировании) регистрации права собственности незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Б., являющийся финансовым управляющим Ф., Г., выступающий в качестве конкурсного кредитора Ф., обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Россреестра по Алтайскому краю).
С учетом уточнения, просили признать незаконным ответ Управления Россреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления Г. о прекращении (аннулировании) регистрации права собственности на земельный участок по адресу: ...., кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Х. и от ДД.ММ.ГГГГ на имя К.; возложить на Управление Россреестра по Алтайскому краю обязанность прекратить (аннулировать) регистрацию права собственности на земельный участок по адресу: ...., кадастровый № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Х. и от ДД.ММ.ГГГГ на имя К.
В обоснование требований указывают, что ДД.ММ.ГГГГ Г. в адрес Управления Россреестра по Алтайскому краю было направлено заявление о прекращении (аннулировании) регистрационных записей на земельный участок по адресу: .... (кадастровый №) № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Х. и К. соответственно, указывая, что регистрация прав была произведена на основании сфальсифицированных сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россреестра по Алтайскому краю в адрес Г. направлено письмо №-АР, которым отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что при осуществлении государственной регистрации перехода права в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:63:050816:105 оснований для приостановления и отказа государственным регистратором прав не установлено.
Судом к участию в деле привлечен административным соответчиком заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Р.
В судебном заседании Г. на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
Заинтересованное лицо Ф., представитель административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю – Ж. полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемый ответ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ. Административными истцами заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу настоящего иска. Поскольку материалы дела не содержат информации о дате получения ответа от ДД.ММ.ГГГГ Г., с учетом незначительного периода пропуска срока, а также в целях реализации права на защиту, суд полагает возможным восстановить Б., Г. срок на подачу настоящего иска.
Согласно ч.ч. 3-5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При этом силу п. 56 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Г. обратился в Управление Росреестра по Алтайскому краю с заявлением о прекращении (аннулировании) регистрационных записей на земельный участок по адресу: .... (кадастровый №) № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Х. и К. соответственно.
В обоснование заявления указал, что в рамках рассмотрения дела о банкротстве Ф. было установлено, что должник построил в 2008-2009 годах жилой дом (коттедж) на земельном участке по адресу: ..... С целью избежания на него взыскания, должник не зарегистрировал право собственности в установленном законом порядке. Экспертным исследованием установлено, что строение, находящееся по указанному адресу, является жилым домом, объектом недвижимости, и частично заступает на соседний земельный участок по адресу: ...., кадастровый №, который в период строительства дома принадлежал должнику. В ходе процедуры банкротства должника, кредиторам стало известно о том, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между Л. (продавец, теща должника, получившая в дар земельный участок) и Х. (покупатель) земельный участок, с находящейся на нем недвижимостью, перешел в собственность Х. При этом стороны названного договора указали в нем не соответствующие действительности сведения о том, что на отчуждаемом земельном участке построек нет. Более того, в своих заявлениях в регистрирующий орган о совершении регистрационных действий, сообщили ложные сведения в отношении земельного участка, утверждая о том, что содержащиеся в документах сведения, являются достоверными. ДД.ММ.ГГГГ Х. подарила земельный участок с находящейся на нем частью чужой недвижимости (жилого дома) своей матери К. При этом, стороны договора дарения также указали в нем ложные сведения о том, что на земельном участке отсутствует чужое имущество (недвижимость), в связи с чем, ложно утверждая в своих заявлениях в регистрирующий орган о том, что в представленных на регистрацию документах содержатся достоверные сведения. Новые собственники земельного участка по адресу: ...., зарегистрировав на него права собственности с находящейся на нем чужой недвижимостью на основании недостоверных сведений, содержащихся в документах представленных в регистрирующий орган, препятствуют кредиторам должника признать его право собственности на указанный объект недвижимости для цели обращения на него взыскания.
Обращение Г. было зарегистрировано Управлением Росреестра по Алтайскому краю в порядке, определенном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Оснований для рассмотрения обращения Г. как заявления о государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ у Управления Росреестра по Алтайскому краю не имелось, поскольку обращение поступило в Управления Росреестра по Алтайскому краю в ином порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 5.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, пп. 5.23 которого предусмотрено, что к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии относится, в том числе, организация личного приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Ответ на обращение Г. был направлен в его адрес ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ответ Управления Росреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ не содержит в себе каких-либо решений о приостановлении или отказе в совершении регистрационных действий, носит исключительно информационно-разъяснительный характер. В указанном ответе разъяснено, что оспариваемое право подлежит обжалованию в судебном порядке путем подачи исков о наличии (отсутствии) права, возврате имущества во владение его собственника, применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административных истцов оспариваемым ответом, не представлено.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Такая совокупность условий для признания оспариваемого ответа незаконным, равно как и факты нарушения данным ответом прав и законных интересов административного истца по делу не установлены.
Оспариваемый ответ дан должностным лицом в установленные законом сроки, в пределах предоставленных полномочий. Заявленные административными истцами требования по существу сводятся к оспариванию зарегистрированного права К., Х. на земельный участок с кадастровым номером 22:63:050816:105. В данном случае усматривается спор о праве на земельный участок, который должен быть рассмотрен в порядке искового производства по правилам, предусмотренным Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем обжалования действий (бездействий) государственного органа.
При этом решением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении исковых требований Г. к Л., Х., К., Управлению Росреестра по Алтайскому краю о признании вышеуказанных договоров недействительными. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у Л., а в последующем у Х. прав на недвижимое имущество.
Поскольку ответ Управления Россреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону, права административных истцов не нарушает, у суда отсутствуют основания для возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей.
При указанных обстоятельствах суд оставляет административные исковые требования Г. без удовлетворения в полном объеме.
Административные требования Б. рассмотрению не подлежат, поскольку указанное лицо является ненадлежащим административным истцом, так как предметом рассмотрения является ответ Росреестра по Алтайскому краю на обращение иного лица – Г.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Б., Г. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Д.С. Быхун
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2022 года.
Копия верна
Судья ___________________ Д.С. Быхун
Секретарь ___________________ Е.А.Шестакова
Решение не вступило в законную силу на 04.05.2022 года
Подлинник документа находится в Центральном районном суде г. Барнаула в деле № 2а-2882/2022