Решение по делу № 33-7685/2024 от 07.08.2024

УИД 29RS0014-01-2023-006732-82Стр. 219, госпошлина 0 руб.
Судья Жданова А.А. 1 октября 2024 г.
Докладчик Мананникова Т.А. № 33-7685/2024            г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

    судей Рассошенко Н.П., Романовой Н.В.,

    при секретаре судебного заседания Бородиной Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело № 2-766/2024 по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Администрации городского округа «Город Архангельск», обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» о возложении обязанности организовать и обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов, образованных на территории островов Кего, Бревенник и Хабарка, создать площадки для временного складирования отходов, определить порядок и места сбора, транспортирования и временного накопления отходов по апелляционной жалобе ответчика Администрации городского округа «Город Архангельск» на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 апреля 2024 г.

Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее – ООО «ЭкоИнтегратор») о возложении обязанности организовать и обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов, образованных на территории островов Кего, Бревенник и Хабарка, создать площадки для временного складирования отходов, определить порядок и места сбора, транспортирования и временного накопления отходов.

В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проведения мониторинга состояния законности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обращении с ТКО, выразившиеся в ненадлежащей организации вывоза ТКО с островных территорий г. Архангельска. В соответствии с приложением к территориальной схеме обращения с отходами твердые коммунальные отходы, образованные на территории островов Бревенник, Хабарка и Кего, подлежат транспортированию на конечный легитимный объект размещения отходов – городской полигон ТБО городского округа «Город Архангельск», при этом на период отсутствия транспортной доступности предусмотрено транспортирование ТКО на объекты перегрузки с целью временного накопления. Между тем, в настоящее время объекты перегрузки на территориях островов Бревенник, Хабарка и Кего не созданы, транспортирование отходов с островных территорий по окончанию периода навигации не осуществляется. Вывоз ТКО с территории острова Хабарка на полигон г. Архангельска не осуществлялся с 4 ноября 2023 г. из-за отсутствия навигации. Выделенные под временное накопление ТКО земельные участки не оборудованы в соответствии с требованиями к объектам перегрузки. В этой связи с учетом окончания паромного сообщения и отсутствием транспортной доступности по дорогам общего пользования, региональный оператор ООО «ЭкоИнтегратор» фактически приостановил оказание услуги по обращению с ТКО на данных территориях. Необеспечение своевременного вывоза ТКО приводит к нарушениям санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав граждан на комфортные и доступные условия проживания, создает реальную угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

На основании изложенного, с учетом представленных уточнений, просил возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Администрацию организовать вывоз ТКО, образованных на территории островов Кего, Бревенник и Хабарка городского округа «Город Архангельск», в период образования ледостава, распадения льда и закрытия паромных переправ в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, и СанПиН 2.1.3684-21 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп; возложить обязанность на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Администрацию создать на территориях островов Бревенник, Хабарка и Кего в пределах городского округа «Город Архангельск» в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп, площадки для временного складирования отходов производства и потребления на срок не более 11 месяцев для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на Администрацию в период образования ледостава, распадения льда и закрытия паромных переправ и до ввода указанных площадок временного складирования отходов в эксплуатацию принять меры по предупреждению чрезвычайной ситуации на территориях островов Бревенник, Хабарка и Кего в пределах городского округа «Город Архангельск», определив порядок и (или) места сбора, транспортирования и временного накопления (складирования) ТКО незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность на ООО «ЭкоИнтегратор» обеспечить вывоз ТКО, образованных на территории островов Кего, Бревенник и Хабарка городского округа «Город Архангельск», на полигон городского округа «Город Архангельск» или иной объект в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп, в период образования ледостава, распадения льда и закрытия паромных переправ в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, и СанПиН 2.1.3684-21 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3; обратить решение к немедленному исполнению.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении требований. На Администрацию возложена обязанность в срок до 1 октября 2024 г. организовать на территориях островов Бревенник, Хабарка и Кего в пределах городского округа «Город Архангельск» на земельных участках с кадастровыми номерами 29:22:041203:131; 29:22:022301:188; 29:22:012601:824 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп, площадки для временного складирования отходов производства и потребления на срок не более 11 месяцев для их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3.

В удовлетворении исковых требований Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Администрации, ООО «ЭкоИнтегратор» в остальной части отказано.

С указанным решением не согласилась Администрация, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что выводы суда не основаны на нормах материального права и имеющихся в материалах дела доказательствах. Обращает внимание на то, что федеральное законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обращения с отходами не относят «площадки для временного складирования отходов производства и потребления на срок не более 11 месяцев», «объекты перегрузки» и «площадки временного накопления (далее - ПВН)» к местам (площадкам) накопления ТКО. Приведенные судом положения Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (пункт 4 статьи 8) не регламентируют правовые отношения в области организации создания площадок для временного складирования отходов производства и потребления на срок не более 11 месяцев. В целях исполнимости судебного решения не исследован вопрос о соответствии размещения данных площадок вышеуказанным требованиям. Суд не указал, какое действие или бездействие ответчиков в сфере обращения с ТКО в отношении реализации мероприятий, предусмотренных Территориальной схемой, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп (далее - Территориальная схема), на спорных территориях привело к нарушению прав неопределенного круга лиц. Вопреки выводам суда первой инстанции мероприятия по созданию вспомогательных объектов обращения с ТКО (объектов перегрузки ТКО, мусороперегрузочных станций) на территориях Соломбальского (остров Хабарка), Маймаксанского (остров Бревенник) и Октябрьского (остров Кего) округов, включающих, в том числе разработку проектно-сметной документации на создание данных объектов, были предусмотрены в пункте 1.18 подпрограммы № 1 Государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. № 476-пп (далее - Государственная программа), ответственным исполнителем по которой являлось Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. В свою очередь, вывод суда о том, что пункт 1.18 касается строительства иных объектов (на территориях Соломбальского, Маймаксанского и Октябрьского округов города Архангельска) сделан судом первой инстанции произвольно и противоречит Территориальной схеме, которой не предусмотрено создание иных объектов перегрузки ТКО, мусороперегрузочных станций, нежели на территориях Соломбальского (остров Хабарка), Маймаксанского (остров Бревенник) и Октябрьского (остров Кего) округов.

Кроме того, суд, делая вывод о механизме реализации мероприятий подпрограммы № 1 Государственной программы Архангельской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области № 476-пп от 11 октября 2013 г., не дал правовой оценки тому, что субсидия органам местного самоуправления выдается на реализацию мероприятий по созданию мест (площадок) накопления ТКО (контейнеры и контейнерные площадки), к каковым опять же «Площадка временного накопления (ПВН), «Объект перегрузки», «Площадка временного складирования отходов производства и потребления на срок не более 11 месяцев» федеральным законодательством не отнесены. Обращает внимание на выборочный подход суда к оценке доказательств.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, Правительство Архангельской области, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ООО «ЭкоИнтегратор» просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя Администрации Неверову А.С., представителя истца Антуфьеву О.В., представителей соответчиков Макарова А.В. и Неуступова К.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.

Решение в части отказа в иске сторонами не обжалуется, в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Обязывая Администрацию создать площадки временного накопления ТКО на островных территориях городского округа, суд первой инстанции установил, что в настоящее время такие объекты на территории островов Кего, Бревенник и Хабарка не созданы, при этом транспортирование отходов с островных территорий по окончанию периода навигации не осуществляется, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Судебная коллегия с данным выводом соглашается, поскольку именно на Администрации в силу закона лежит обязанность по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов. Доводы апелляционной жалобы об обратном являются неверными в силу следующего.

Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 1 указанного выше закона установлено, что накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяце в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу требований пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4 указанного закона, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Пунктом 220 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

Постановлением Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп утверждена Территориальная схема.

В соответствии с приложением «В1 Перспективная логистика» к Территориальной схеме, ТКО, образованные на территории городского округа «Город Архангельск» о. Кего, о. Бревенник и о. Хабарка, подлежат транспортированию на конечный легитимный объект размещения отходов — Городской полигон ТБО городского округа «Город Архангельск». При этом на период отсутствия транспортной доступности предусмотрено транспортирование ТКО на объекты перегрузки с целью временного накопления ТКО.

Таблицей 9.4 «Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой» предусмотрено создание пунктов перегрузки на спорных островных территориях в 2023 году.

Указанные объекты перегрузки предусмотрены в Приложении В1 Территориальной схемы (Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2023-2032 годов).

Понятие «площадки временного накопления», «перегрузки», «объекта перегрузки» дано в разделе «Определения» Территориальной схемы.

В период ледостава, распадения льда и закрытия переправ транспортная доступность островных территории с полигоном ТБО городского округа отсутствует. Единственным способом, обеспечивающим соблюдение санитарно-эпидемиологических требований транспортирования ТКО с указанных территорий в названный период, является: временное хранение ТКО на площадке временного накопления или объекте перегрузки и последующий вывоз ТКО на полигон городского округа.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, Администрацией на островных территориях выделены земельные участки для создания объектов перегрузки ТКО. Проектная документация по заданию Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области разработана, стоимость создания объектов перегрузки определена. Следовательно, довод подателя жалобы о том, что Администрации неясен вопрос относительно объекта, который должен быть создан на островных территориях во исполнение решения суда, не заслуживает внимания.

Решением суда на ответчика возложена обязанность в целях защиты прав неопределенного круга лиц организовать на территориях островов площадки для временного складирования отходов. Как следует из переписки Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Администрации (л.д. 26, т.1), созданием места накопления ТКО может быть как строительство, так и аренда и иное законное использование готовых мощностей (ангаров, боксов, крытых площадок). По сведениям министерства, региональным оператором найдены свободные объекты, подходящие для использования в качестве месте накопления ТКО, которые могут быть арендованы муниципалитетом. Таким образом, обжалуемое решение суда является исполнимым, в том числе в установленные в нем сроки.

Довод о том, что ответственным исполнителем мероприятия по созданию вспомогательных объектов обращения с ТКО (объектов перегрузки ТКО, мусороперегрузочных станций) на территориях Соломбальского (остров Хабарка), Маймаксанского (остров Бревенник) и Октябрьского (остров Кего) округов является Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, является ошибочным., поскольку Администрация не учитывает положения пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в которых обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не возложена.

Основываясь на материалах дела, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанций правильно определил значимые по делу обстоятельства, нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, и не допустил нарушений норм процессуального права.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 19 апреля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа «Город Архангельск» – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2024 г.

Председательствующий Т.А. Мананникова
Судьи Н.П. РассошенкоН.В. Романова

33-7685/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО ЭкоИнтегратор
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Администрация городского округа «Город Архангельск»
Другие
Управление Роспотребнадзора по АО
ГБУ АО Центр Природопользования и охраны окружающей среды
Правительство Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
07.08.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее