Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ... 19 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам МКП МО ГО «...» и взыскании денежных средств в сумме 88110 руб.
В судебном заседании ФИО1 не присутствовал, извещен надлежащим образом, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании против иска возражала, указав, что предусмотренные законом условия для наступления субсидиарной ответственности Администрации МО ГО «Сыктывкар» по долгам МКП МО ГО «...» не наступили, факт недостаточности имущества долника для погашения задолженности перед истцом не установлен.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по делу №... взыскано с МКП МО ГО «...» в пользу ФИО1 77268 руб. материального ущерба, 10842 руб. судебных расходов, всего – 88110 руб.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Сыктывкарский Водоканал» о взыскании материального ущерба отказано.
На основании исполнительного листа ФС №..., выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми, судебным приставом-исполнителем ОСП по ... №... УФССП России по ... ** ** ** возбуждено исполнительное производство №...-ИП с предметом исполнения: взыскание с МКП МО ГО «...» задолженности в размере 88110 руб. в пользу взыскателя ФИО1
** ** ** исполнительное производство №...-ИП принято к исполнению судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по ... (далее - МОСП по ИОВИП).
Как следует из информации, представленной судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОВИП, исполнительное производство по взысканию с МКП МО ГО «...» задолженности в размере 88110 руб. в пользу взыскателя ФИО1 включено в сводное исполнительное производство №...-СД, возбужденное в отношении должника МКП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомсервис» в пользу ряда взыскателей.
Судебным приставом-исполнителем установлена очередность на общую сумму задолженности в размере 30725268 руб. 11 коп., из них: III очередь - 18358922 руб. 54 коп., IV очередь - 12366345 руб. 57 коп.
В рамках сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника МКП МО ГО «...» направлены запросы в банки, Росреестр по ..., ГИБДД МВД России на получение сведений о зарегистрированных автотранспортных средствах, центр государственной инспекции но маломерным судам МЧС России но ..., службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
По сведениям Управления ГИБДД МВД Республики Коми за должником зарегистрированы автотранспортные средства.
В соответствии с информацией, поступившей из Банков «ТРАСТ» (ПАО), «Тинькофф Кредитные Системы» Банк (ЗАО), Банк «ВТБ» (ПАО), ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «МТС-Банк», ОАО «АЛЬФА-БАНК», ПАО РОСБАНК, АО «Райффайзенбанк», ПАО «МДМ Банк», ОАО «СКБ-Банк» на МКП МО ГО «...» договоры банковского счета/вклада не заключались.
Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об ограничении проведения расходных операций по кассе, обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в ПАО Сбербанк, вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств и недвижимого имущества, обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в Филиале ПАО «Банк Уралсиб» в ..., Сыктывкарском филиале ПАО «Саровбизнесбанк», ПАО «Сбербанк России».
Денежные средств на депозитный счет МОСП но ИОВИП не поступают.
В ходе проверки имущественного положения должника установлено, что все имущество, на основании договора от ** ** ** №..., от ** ** ** №..., заключенного между Комитетом но управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО «Сыктывкар» и МКП МО ГО «...», закреплено за муниципальным казенным предприятием на праве оперативного управления.
Судебным приставом-исполнителем обращено взыскание на дебиторскую задолженность МКП МО ГО «...».
На депозитный счет МОСП по ИОВИП поступили денежные средства в сумме 13225 руб. 44 коп. от дебитора ООО «...». Денежные средства, поступившие от дебитора, распределены в рамках сводного исполнительного производства для удовлетворения требований III очереди (обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
В адрес МКП «...» направлено требование о предоставлении актов сверок взаимных расчетов между УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» и МКП ...» за период с ** ** ** по ** ** **, а также договоров, заключенных между УЖКХ Администрации ГО «Сыктывкар» и ...».
В настоящее время исполнительное производство не окончено по причине принятия судебным приставом-исполнителем дальнейших мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Как следует из Устава МКП МО ГО «...», учредителем и собственником имущества предприятия является МО ГО «Сыктывкар», от имени которого действует Администрация МО ГО «Сыктывкар».
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в судебных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
В разделе 4 Устава закреплено, что имущество Предприятия находится в собственности МО ГО «Сыктывкар» и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия.
Имущество принадлежит Предприятию на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника,
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет прибыли, являются муниципальной собственностью МО ГО «Сыктывкар» и поступают в оперативное управление Предприятия.
Предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия учредителя.
Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иньши нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве оперативного управления недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества.
Предприятие имеет право самостоятельно заключать договоры и проводить сделки в соответствии с программой деятельности Предприятия на текущий финансовый год, утверждаемой ежегодно собственником имущества.
Источниками формирования имущества Предприятия являются: имущество, переданное в оперативное управление Предприятию; доходы и имущество, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций; амортизационные отчисления; иные источники, не противоречащие действующему законодательству.
Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой учредителем.
Порядок распределения доходов Предприятия определяется учредителем.
В силу п. 6.4 Устава собственник имущества в отношении Предприятия имеет право:
изымать у Предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;доводить до Предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
утверждать смету доходов и расходов Предприятия;
утверждать бухгалтерскую отчетность и отчеты Предприятия;
утверждать показатели экономической эффективности деятельности Предприятия и контролировать их выполнение;
принимать решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и
определяет размер оплаты его услуг;
имеет другие права и несет обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Вопросы деятельности казенных предприятий урегулированы специальным Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее Закон № 161-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона № 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
В силу ч. 1 ст. 11 Закона № 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
На основании ст. 19 Закона № 161-ФЗ муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
В соответствии ч. 1 и ч. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Таким образом, правовым основанием для наступления ответственности муниципального образования по обязательствам казенного предприятия является установленный факт недостаточности имущества казенного предприятия для исполнения своих обязательств перед третьими лицами.
Между тем, факт недостаточности имущества МКП МО ГО «...» для исполнения его обязательств перед ФИО1 по делу не установлен.
Как следует из материалов дела, исполнительное производство по взысканию с МКП МО ГО «...» денежных средств в пользу ФИО1 находится в производстве судебного пристава-исполнителя, на день рассмотрения спора не окончено, в том числе в связи с невозможностью исполнения.
Судебным приставом-исполнителем проводится работа по выявлению имущества должника, обращению взыскания на выявленное имущество и денежные средства. Как следует из информации, представленной суду, судебным приставом-исполнителем выявлено имущество, принадлежащее должнику на праве оперативного управления, и на сегодняшний день вопрос об обращении взыскания на указанное имущество не решен.
Между тем, согласно ч. 4 ст. 69, ст. 94 Федерального закона от ** ** ** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:
1) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
2) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
3) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
4) в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность обращения взыскания на имущество, принадлежащее должнику на праве оперативного управления, в связи с чем на день рассмотрения возникшего спора у суда отсутствуют основания для однозначного вывода о недостаточности имущества МКП МО ГО «...» для исполнения его обязательств перед истцом и о наличии в связи с этим оснований для возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества казенного предприятия - Администрацию МО ГО «Сыктывкар».
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам МКП МО ГО «...» и взыскании денежных средств в сумме 88110 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова
Мотивированное решение изготовлено ** ** **.