Дело № 2а-2148/2021 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2021 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бородкиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Белых О.А.,
с участием представителя административного ответчика Синкевич ФИО8
представителя заинтересованного лица Свечникова ФИО9
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Морозова ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании решение незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Морозов ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, о приостановлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права.
В обоснование административного искового заявления указано, что Морозову ФИО12 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для дачного строительства. Разрешенное использование участка и назначение территориальных зон по действующим градостроительным регламентам позволяет возводить на нем объекты капитального строительства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к административному ответчику с заявлением №№ о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, предоставив документы предусмотренные законом, включая декларацию об объекте недвижимого имущества и технический паспорт. ДД.ММ.ГГГГ отдел по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по <адрес> №№ уведомил о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Решением № заседания комиссии по обжалованию решений от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявление Морозова ФИО13 Истец считает, что на принадлежащем ему земельном участке осуществлена постройка на законных основаниях, в связи с чем решение Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ является незаконным.
Административный истец в судебном заседании участия не принимал, извещен о слушании дела надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии с участием представителя, на исковых требованиях настаивает.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что земельный участок образован из земель сельскохозяйственных угодий, ранее принадлежавших колхозу «Россия», поэтому использование этого земельного участка для целей строительства не предусмотрено, при этом изменение разрешенного использования в отсутствие смены категории земельного участка не порождает права возведения объектов капитального строительства. Считает, что уведомление о приостановлении является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании считает требования подлежащими удовлетворению
Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Согласно статье 260 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1). На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2).
Согласно статье 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (пункт 1). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (пункт 2).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Морозовым ФИО14 заключен договор купли-продажи земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, категория для садоводства (л.д. 16).
Морозов ФИО15 является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №, что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-15).
Из постановления администрации Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, земельному участку № присвоен адрес: <адрес>, <адрес> (л.д. 17-18).
Согласно техническому плану здания, подготовленному кадастровым инженером ФИО6, объект недвижимого имущества (жилой дом) расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> кв.м., 2 этажа, год постройки ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-43).
Из декларации об объекте недвижимости следует, что на земельном участке с кадастровым номером № построен двухэтажный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки (л.д. 44-48).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> Морозову ФИО17. выдано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства). Согласно выписке из Протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», был осуществлен выдел земельных участков в счет земельных долей. Возведение объектов на данном участке не предусмотрено, поскольку для сельскохозяйственных угодий установлен особый режим, имеющий охрану указанных земель и недопущение выделения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки. Необходимо предоставления документов о переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки (л.д. 19-20).
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № отклонено заявление от ДД.ММ.ГГГГ № об обжаловании решения от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 21).
По сведения МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональной зоне - зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ; зона сельскохозяйственного использования, территориальная зона – СХ-2 «Зона садоводческих или огороднических земельных участков», разрешенное использование по документу – ведение дачного хозяйства. Вид разрешенного использования «садоводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур; осуществление отдыха и выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей. Земельный участок в границах сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не расположен, участок расположен в границах приаэродромной территории аэропорта Большое Савино. Предельные параметры строительства – 1 индивидуальный жилой или садовый дом на 1 участке, максимальный процент застройки – 50%, минимальная площадь участка 300 кв.м., минимальные отступы 3 м., предельная высота зданий, строений, сооружений 12 м., предельное количество этажей 3 этажа.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту, Закона №218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту – Закон № 217-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 23 Закона № 217-ФЗ установлено, что садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Отнесение земельного участка к садовому участку в понятии Закона № 217-ФЗ возможно при соблюдении следующих условий:
указанный земельный участок предоставлен для целей ведения гражданами садоводства для собственных нужд в соответствии с Законом № 217-ФЗ либо Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан»;
в соответствии с документацией по планировке территории либо иным документом, предусмотренным частью 28 статьи 54 Закона № 217-ФЗ, указанный земельный участок включен в границы территории ведения садоводства.
Садовым земельным участком в силу положений пункта 1 статьи 3 Закона № 217-ФЗ является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
На основании части 2 статьи 23 Закона № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными (п. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).
Как указано в оспариваемом решении административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что поскольку спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственных угодий, разрешенное использование данных земель может быть изменено только после перевода их в другую категорию, изменение вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения, правообладателем самостоятельно осуществлено быть не может, учитывая невозможность установления градостроительных регламентов для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч.6 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне СХ-2 «Зона садоводческих или огороднических земельных участков» – Ведение дачного хозяйства – Размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей), таким образом, оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав у регистрирующего органа по данному основанию (в части не соответствия виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается)), не имелось, поскольку формально созданный (создаваемый) объект недвижимости соответствует виду разрешенного использования.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 ЗК РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 ГрК РФ).
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу пункта 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Фактически доводы административного ответчика в обоснование принятого решения сводятся к несоответствию установленного вида разрешенного использования «Ведение дачного хозяйства» категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», административным ответчиком указывается на незаконность установления данного вида разрешенного использования, возможность его изменения только в случае перевода земель в иную категорию в соответствии с требованиями закона, однако примененное административным ответчиком основание для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, по мотиву несоответствия объекта недвижимости виду разрешенного использования земельного участка, либо градостроительному регламенту, не охватывает данные материально-правовые основания для приостановления, тем самым, по мнению суда, не является надлежащим законным основанием для принятия оспариваемого решения.
Учитывая, что на момент принятия оспариваемого решения, зарегистрированные права на земельный участок оспорены не были, правоустанавливающие документы недействительными не признаны, оснований для их критической оценки у органа государственной регистрации не имелось.
Исходя из смысла и буквального содержания данных норм, речь идет о строительстве на садовых земельных участках объектов недвижимости в установленном законом порядке, с учетом целевого назначения земельного участка.
Довод представителя административного ответчика, что земельный участок истца относится категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», поэтому дачное строительство запрещено, не может быть принят судом в связи со следующим.
Учитывая установленные фактические обстоятельства, принимая во внимание, что Морозов ФИО18 приобрел земельный участок с кадастровым номером № по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, при этом разрешенное использование и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства, при соблюдении административным истцом порядка обращения за государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией права собственности, суд приходит к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по <адрес> на момент вынесения оспариваемого решения оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом. Тот факт, что земельный участок образован из земельных участков, которые ранее образованы из состава сельскохозяйственных угодий, не может повлечь нарушение права истца на владение и пользование принадлежащим земельным участком, поскольку выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, приводит к нарушению права конечного приобретателя имущества.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на Управление <адрес> должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество: жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Морозова ФИО20 удовлетворить.
Признать незаконным решение № № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова ФИО21 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на недвижимое имущество: жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
На решение суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья - подпись Ю.В. Бородкина
Мотивированное решение составлено 26 июля 2021 года.
Судья – подпись.
Копия верна.
Судья Ю.В. Бородкина
подлинник подшит
в гражданском деле № 2а-2148/2021
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2021-002499-95