Дело № 2-113/2023
УИД 11RS0012-01-2023-000264-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре суда Ивановой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
12 апреля 2023 года гражданское дело по иску Сердитова Ю.М. к Государственному учреждению Республики Коми «Прилузское лесничество» о признании приказа от 06 февраля 2023 года № незаконным
установил:
Сердитов Ю.М. обратился в суд с иском к ГУ РК «Прилузское лесничество» о признании приказа от 06.02.2023 года № о назначении ответственного должностного лица незаконным. В обоснование исковых требований указано, что на истца, как на заместителя главного лесничего, приказом от 06.02.2023 года № возложены дополнительные обязанности по подписанию договоров купли-продажи лесных насаждений, а также иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан. Между тем, по мнению истца, в соответствии с положениями административного регламента полномочиями на подписание договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан наделен не заместитель, а руководитель лесничества. Не согласившись с указанным приказом, Сердитов Ю.М. обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика – руководитель учреждения Черняк Е.В., действующий на основании Устава, в суде с иском ФИО1 не согласен.
Заслушав правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что главным лесничим (главным государственным инспектором по охране лесов) ГУ РК «Прилузского лесничества» Черняк Е.В. 06.02.2023 года издан приказ № «О назначении ответственного должностного лица». Данным приказом на лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) Сердитова Ю.М. возложены обязанности по подписанию договоров купли-продажи лесных насаждений, а также иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан. Контроль за исполнением приказа возложен на Сердитова Ю.М. Указано, что приказ вступает в силу со дня его подписания.
В ходе рассмотрения дела Сердитов Ю.М. пояснил, что с приказом от 06.02.2023 года № «О назначении ответственного должностного лица» не согласен, так как в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан, утверждённым Указом Главы Республики Коми от 16.10.2019 года № полномочиями на подписание таких договора наделен руководитель лесничества. Согласно п. 5.8 Устава учреждения лишь на период отсутствия руководителя учреждения обязанности по исполнению его функций возлагаются на заместителя руководителя учреждения, либо на лицо, назначаемое приказом руководителя учреждения. Более того, указанным приказом на истца возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные должностной инструкций, без их дополнительной оплаты.
В возражение исковых требований представитель ответчика – руководитель учреждения Черняк Е.В. в судебном заседании указал, что необходимость возложения обязанностей по подписанию договоров купли-продажи лесных насаждений на заместителя руководителя возникла в связи с тем, что участились случаи возбуждения уголовных дел, ввиду ненадлежащего контроля за работой по заключению договоров купли-продажи, в то же время эта работа является прямой обязанностью истца, предусмотренной должностной инструкцией. Поскольку у руководителя большой объем работы, могут быть подписаны договора, составленные с нарушением процедуры, в связи с чем, данные полномочия приказом были возложены на заместителя руководителя.
Отсюда, рассматривая правовую позицию сторон, суд руководствуется следующим.
В Российской Федерации, как демократическом государстве, порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений регулируется нормами Трудового кодекса.
Исходя из положений ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Выпиской из ЕГРЮЛ установлено, что основным видом деятельности Государственного учреждения Республики Коми «Прилузского лесничества» является лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность.
Уставом, утвержденным приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта РК от 09.01.2017 года №, закреплено, что целями деятельности учреждения является обеспечение устойчивого управления лесами, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на территории Республики Коми.
В п. 1.3 Устава указано, что органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республик Коми, является Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
Правопреемником Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Согласно п. 5.2 Устава, высшим должностным лицом учреждения является главный лесничий (главный государственный инспектор по охране леса) – руководитель учреждения.
В пункте 5.3 Устава указано, что руководитель учреждения выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности учреждения, в т.ч. осуществляет общее управление учреждением на основе единоначалия; организует работу и несет ответственность за деятельность учреждения в пределах своей компетенции; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников учреждения; представляет без доверенности интересы учреждения перед физическими и юридическими лицами во всех предприятиях, организациях, учреждениях и т.д.; осуществляет иные полномочия.
В соответствии с п. 5.8 Устава на период отсутствия руководителя учреждения обязанности по исполнению его функций возлагаются на заместителя руководителя учреждения, либо на лицо, назначаемое приказом руководителя учреждения.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон. К числу обязательных условий трудового договора отнесены условия о месте работы и о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) (абзацы второй, третий части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказом Прилузского мехлесхоза ЛХТПО «Комилесхоз» от 27.05.1991 года №-к§1 Сердитов Ю.М. принят на работу с 27.05.1991 года инженером лесосеменной плантации.
По условиям трудового договора от 01.11.2005 года, Сердитов Ю.М. (работник) принимается с 27.05.1991 года на работу в Лопьинское лесничество ФГУ Прилузский лесхоз (предприятие) на должность лесничего. Договор заключен по основному месту работы, на неопределенный срок.
Исходя из дополнительного соглашения от 16.03.2012 к трудовому договору, работник с 19.03.2012 переведен на должность лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) – заместителя главного лесничего – руководителя лесничества.
Дополнительным соглашением от 30.08.2018 года к трудовому договору установлено, что должность истца переименована на лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса).
Частью 1 статьи 8 ТК РФ определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно части 4 статьи 13 ТК РФ принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Должностной инструкцией, утвержденной главным лесничим (главным государственным инспектором по охране леса) ГУ «Прилузское лесничество» Черняк Е.В. 01.04.2021 года, с которой истец ознакомлен, установлено, что лесничий непосредственно подчиняется главному лесничему (главному государственному инспектору по охране леса).
В пункте 1.9 должностной инструкции определено, что лесничий в своей деятельности руководствуется Уставом учреждения; положением об отделе лесного хозяйства, настоящей должностной инструкцией; приказами, распоряжениями, инструкциями и другими руководящими материалами вышестоящих органов; приказами и распоряжениями руководителя учреждения (в том числе устными); правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.
Согласно раздела 3 должностной инструкции лесничий осуществляет следующие обязанности в рамках охраны, защиты, использования, воспроизводства лесов на территории лесничества: организацию использования лесов; планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; контроль за приемкой работ по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; организацию соблюдения требований лесохозяйственного регламента лесничества; контроль учета лесного фонда; осуществляет контроль за подготовкой документации для проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений; контроль в рамках подготовки договоров купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений; организует работу и осуществляет контроль за предоставлением лесничеством государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан; выполняет приказы, распоряжения и указания (в том числе устные) руководителя учреждения.
В п. 3.2 инструкции закреплено, что лесничий организует работу комиссии для выдачи заключения о наличии (отсутствии) фундамента и необходимости капитального ремонта жилого дома, части жилого дома, хозяйственный построек, является председателем комиссии.
Право граждан заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, закреплено частью 1 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ).
В силу части 4 статьи 30 ЛК РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии со статьей 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании ст. 4(2) Закона Республики Коми от 27.12.2006 N 136-РЗ "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми в области лесных отношений.
Указом Главы Республики Коми от 16 октября 2019 г. N 98 утверждён административный регламент предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан, разработанный в целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги и установления порядка, последовательности и сроков административных процедур, административных действий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, находящихся в ведении Министерства, и структурных подразделений Лесничеств.
В пункте 2.1. административного регламента указано, что государственную услугу от имени Министерства на основании доверенностей, выданных Министерством, предоставляют Лесничества, Участковые лесничества.
Результатом предоставления государственной услуги является заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан (далее - договор) или отказ в заключении договора (п. 2.4 административного регламента).
Результат административной процедуры: заявочные материалы рассмотрены, проект решения о заключении договора или проект решения об отказе направлены руководителю (п. 3.3.6. регламента).
В силу пункта 3.5.1. регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является получение руководителем документов, указанных в пункте 3.3.6 административного регламента.
Руководитель в день получения документов, указанных в пункте 3.3.6 административного регламента, рассматривает проект решения о заключении договора либо проект решения об отказе, подписывает его (принимает решение) и передает специалисту, ответственному за прием, отправку и регистрацию документов лесничества, участкового лесничества (п. 3.5.2. регламента).
На основании пункта 3.7.3. регламента в течение 3 календарных дней со дня подготовки проекта договора ответственный специалист передает его и приложения к нему для подписания руководителю лесничества, участкового лесничества.
Руководитель Лесничества, Участкового лесничества в течение 1 календарного дня со дня получения указанного документа возвращает скрепленный печатью и подписанный договор ответственному специалисту для направления указанного договора по почте заказным письмом с почтовым уведомлением заявителю или вручения лично заявителю в течение 2 календарных дней со дня его подписания руководителем Лесничества, Участкового лесничества (п. 3.7.4. регламента).
Согласно пункта 3.7.5. регламента в течение 5 календарных дней со дня получения указанного договора заявитель подписывает договор, в день подписания один экземпляр направляет в лесничество, участковое лесничество. Результатом исполнения административной процедуры является подписанный сторонами договор (п. 3.7.8. регламента).
На основании п. 4.6. регламента должностные лица лесничеств, участковых лесничеств, ответственные за предоставление государственной услуги, несут персональную ответственность за соблюдение порядка и сроков предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Материалами дела установлено, что руководитель ГУ РК «Прилузского лесничества» обращался с ходатайством в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оформлении доверенностей сроком на 2 года для сотрудников учреждения: главного лесничего (главного государственного инспектора по охране леса) Черняка Е.В., на лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) Сердитова Ю.М. для выполнения определенных действий.
Так, согласно доверенностей №-по от 16.03.2021 года и №-по от 16.03.2021 года, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице министра ФИО5, действующего на основании Положения о Министерстве, утверждённого постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 года №, уполномочило Черняка Е.В., главного лесничего (главного государственного инспектора по охране леса), Сердитова Ю.М., лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) ГУ РК «Прилузское лесничество» представлять интересы Министерства по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах территорий, закрепленных за ГУ РК «Прилузское лесничество» выполнять следящие действия, в том числе: принимать и рассматривать от граждан, заинтересованных в использовании лесов для собственных нужд, заявления о заключении договоров купли-продажи, договоров безвозмездного пользования; осуществлять заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров безвозмездного пользования (п. 1, 2 доверенности).
Доверенность выдана сроком на 2 года, подписана уполномоченным лицом.
Аналогичные доверенности выданы Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми главному лесничему (главному государственному инспектору по охране леса) Черняку Е.В., лесничему (старшему государственному инспектору по охране леса) Сердитову Ю.М. 06.03.2023 года сроком на 2 года.
Как усматривается из содержания указанных доверенностей, как главный лесничий (главный государственный инспектор по охране леса) Черняк Е.В., так и лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) Сердитов Ю.М. уполномочены Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на осуществление действий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений и договоров безвозмездного пользования.
Следовательно, при наличии указанной доверенности, на заместителя руководителя учреждения возложены полномочия по заключению (подписанию) договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, а также иных документов для предоставления вышеназванной государственной услуги.
Такая позиция отражена и в письме Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 31.03.2023 года №.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что издавая приказ от 06.02.2023 года №, и назначая ответственным за подписание договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, а также иных документов для предоставления государственной услуги по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для собственных нужд граждан, лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) Сердитова Ю.М., руководитель учреждения, осуществляя руководство учреждения на основе единоначалия, в пределах своей компетенции делегировал в установленном порядке указанные полномочия своему заместителю, что соответствует локальным нормативным актам, а потому, суд приходит к выводу о законности оспариваемого истцом приказа.
Таким образом, требования Сердитова Ю.М., заявленные к Государственному учреждению Республики Коми «Прилузское лесничество» о признании незаконным приказа от 06 февраля 2023 года № «О назначении ответственного должностного лица» удовлетворению не подлежат.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░