Дело № 2а-938/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2020 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.,
при секретаре Мирошник Ю.В.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области к Ткаченко Екатерине Владимировне о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого ссылается на то, что Ткаченко Е.В., осуществлявшая свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 28.11.2014 года по 24.06.2016 года, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, не исполнила обязанность по своевременному предоставлению налоговой декларации за 1 и 2 квартал 2015 года. Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Белгородской области были выставлены требования № ... и № ... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 13.09.2016 года, которые не исполнены. Налоговым органом вынесены решения № ... и № ... от 20.07.2016 года о привлечении Ткаченко Е.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение о взыскании задолженности в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом не принималось. Административный истец просил суд восстановить пропущенный срок подачи заявления и взыскать с Ткаченко Е.В. задолженность по единому налогу на вмененный доход (далее – ЕНВД) за 1 и 2 квартал 2015 года: штраф в размере 4000 рублей.
Представитель административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области в предварительное судебное заседание не явился, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается отметкой о получении судебного извещения 29 сентября 2020 года; просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Ткаченко Е.В. в предварительное судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте предварительного судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, которое вернулось в суд с отметкой Почты России «Истек срок хранения». В отзыве (возражениях) на административное исковое заявление от 28 сентября 2020 года просила административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области и заявление о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с административным иском оставить без удовлетворения.
На официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: alekseevsky.blg.sudrf.ru в разделе «Судебное делопроизводство» информация о дате и времени предварительного судебного заседания размещена 24 сентября 2020 года.
Учитывая требования ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Белгородской области в адрес административного ответчика Ткаченко Е.В. были направлены требования № ..., № ... по состоянию на 13.09.2016 года об уплате налога, пени в срок до 03.10.2016 года.
Таким образом, налоговый орган обязан был обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев после окончания срока исполнения требования, т.е. до 03.04.2017 года, тогда как административное исковое заявление было подано в суд 11.09.2020 года.
Судом установлено, что со дня истечения срока исполнения требований до момента предъявления в суд административного искового заявления о взыскании задолженности прошло более шести месяцев, таким образом, налоговым органом пропущен установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок предъявления заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Причины, препятствующие административному истцу обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности к Ткаченко Е.В. в сроки, установленные законом, административным истцом не приведены.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлены, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
Определением Алексеевского районного суда Белгородской области от 14 октября 2020 года в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области о восстановлении пропущенного срока обращения в суд отказано.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (часть 5 статьи 138 и часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 138, 175 – 180, 219, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Белгородской области к Ткаченко Екатерине Владимировне о взыскании задолженности по налогам (ЕНВД за 2015 год, штрафа) отказать.
Разъяснить, что информация о принятых судебных актах может быть получена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: alekseevsky.blg.sudrf.ru.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд Белгородской области.
СУДЬЯ Е.Н. СЛЕПЦОВА