№
РЕШЕНИЕ
ИФИО13
10 ноября 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
с участием представителя истца ФИО23,
представителя ответчика ФИО22,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат ФИО19 ....» к ФИО14 о взыскании неосновательно полученной финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Истец Областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат ФИО19 ....» обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФИО14, в обоснование указав, что в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ипоследствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением ФИО15 РФ от **/**/**** № (далее - Правила), действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (пп. «д» п.2 Правил).
Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории ФИО19 ...., финансовой помощи, утвержден постановлением ФИО15 .... от **/**/**** № (далее - Порядок).
Согласно п. 5 Порядка финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - финансовая помощь) оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (далее – списки).
Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований ФИО19 ...., в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ФИО19 ...., начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО19 ...., утверждаются первым заместителем ФИО16 .... - ФИО15 .....
Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат ФИО19 ....», подведомственным министерству (далее - Центр социальных выплат ФИО19 ....).
В соответствии с Уставом Центр социальных выплат ФИО19 .... создан в целях реализации задач и функций учредителя, которым является Министерство. Основной вид деятельности – перечисление денежных средств гражданам и юридическим лицам.
К отношениям, связанным с предоставлением финансовой помощи, применяются положения Правил и Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от **/**/**** № (далее - Порядок №).
Согласно п. 9 Порядка № подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется следующим образом.
Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации об оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
**/**/**** ответчик обратился в Администрацию муниципального образования .... с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории ФИО19 ...., при этом указав в составе семьи несовершеннолетнего ребенка – ФИО17, **/**/**** г.р.
Основанием предоставления финансовой помощи послужила полная утрата имущества,что подтверждено Актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории .... ФИО19 .... от **/**/****.
Администрацией муниципального образования .... ФИО17 включен в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями прошедшими в июне 2019 года на территории ФИО19 .... в размере 100 000 рублей.
Указанные списки были согласованы начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ФИО19 ...., начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО19 ...., утверждены первым заместителем ФИО16 .... - ФИО15 .... и направлены в ОГКУ «Центр социальных выплат ФИО19 ....».
**/**/**** областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат ФИО19 ....» произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке.
По результатам внутренних контрольных мероприятий, поведенных Центром социальных выплат ФИО19 .... в период январь - март 2020 года, выявлено двойное начисление финансовой помощи получателю ФИО17 в размере 100 000 рублей. Указанная сумма **/**/**** выплачена по ведомости и получена ФИО14.
Причиной, послужившей двойному начислению финансовой помощи, является повторная выплата в связи с ошибочным, повторным начислением ОГКУ «Центр социальных выплат ФИО19 ....» несовершеннолетнему ребенку ответчика ФИО14 – ФИО17, **/**/**** г.р., финансовой помощи в размере 100000 рублей.
В связи с выявленными переплатами, в целях досудебного урегулирования спора ответчику направлено уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств в федеральный бюджет.
Сумма неосновательно полученных ответчиком и подлежащих взысканию в бюджет ФИО19 .... денежных средств составляет 100 000 рублей.
Просит взыскать с ФИО14, **/**/**** г.р., в бюджет ФИО19 .... сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, полученную за несовершеннолетнего ФИО17, **/**/**** г.р., в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца Областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат ФИО19 ....» по доверенности ФИО23 исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО14 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика ФИО22 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований указав, что оснований для взыскания денежных средств не имеется, поскольку двойного получения денежных средств со стороны ФИО14 допущено не было, что подтверждается ответом ПАО «Сбербанк Росии».
Представители третьих лиц – ГУ МЧС России по Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области, Администрации муниципального образования ...., Министерство социального развития, опеки и попечительства ФИО19 .... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку неявка участников процесса, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, надлежащим образом, не является препятствием к рассмотрению дела.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.
На основании пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут **/**/**** введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением главы администрации городского округа муниципального образования - «....» №, в связи с наводнением с **/**/**** введен режим чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от **/**/**** № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994№-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от **/**/**** № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от **/**/**** №-р в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории ФИО19 ...., из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования до 662 млн. руб. на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате паводка.
Пунктом 1 распоряжения предписано установить выплаты:
- финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс.рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением ФИО15 .... от **/**/**** №-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории ФИО19 ...., единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (действующее на момент оказания финансовой помощи) (далее Порядок).
Как следует из п. 1 Порядка настоящий Порядок регулирует вопросы оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории ФИО19 ...., за счет средств, выделенных на соответствующие цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 1521-р, следующей помощи (далее - помощь), в том числе: финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (далее - финансовая помощь).
Согласно п. 4 Порядка оказание помощи осуществляется на основании заявлений граждан, представляемых гражданами в местную администрацию муниципального образования по месту жительства (пребывания) граждан по формам, предусмотренным приложениями N 9, N 13, N 14 к Правилам.
Финансовая помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению N 12 к Правилам (п.5 Порядка).
Как следует из п. 6 Порядка списки, указанные в абзацах первом, втором пункта 5 настоящего Порядка, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком N 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Согласование и утверждение списков, указанных в пункте 5 настоящего Порядка (далее - списки), а также их передача в день утверждения в министерство обеспечивается областным государственным казенным учреждением «Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Подготовка и направление списков и иных документов, необходимых для осуществления помощи, осуществляются в 3-дневный срок.
Таким образом, указанная единовременная финансовая помощь в связи с утратой имущества выплачиваются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или индивидуальных жилых домов в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что постановлением главы администрации городского округа муниципального образования - «....» №, в связи с наводнением с **/**/**** введен режим чрезвычайной ситуации.
ФИО17, **/**/**** г.р., является сыном ФИО14, что подтверждается свидетельством о рождении II-СТ №.
Из заявления от **/**/**** ФИО14, зарегистрированной по адресу: ...., пер. Мясокомбинатский, ...., следует, что она просит включить в список граждан Российской Федерации, пострадавших в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения в населенных пунктах на территории ФИО19 .... в июне 2019 года, на получение единовременных денежных выплат на неё и следующих граждан Российской Федерации, проживающих (пребывающих) в указанном жилом помещении, в том числе сын ФИО17, **/**/**** г.р., мать ФИО18, **/**/**** г.р.
Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории .... ФИО19 ...., адрес: ...., пер. Мясокомбинатский, ...., установлена утрата имущества полностью, сумма финансовой помощи составляет 100000 рублей.
Как следует из списка № граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (имущества) в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории ФИО19 ...., под № указан ФИО17, проживающий по адресу: ФИО19 ...., пер. Мясокомбинатский, .....
Указанные списки подготовлены и подписаны в порядке, установленном Порядком №, Мэром городского округа муниципального образования – «....» ФИО24, а также согласован с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ФИО19 ...., начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО19 ...., и утверждены первым заместителем ФИО16 .... - ФИО15 .....
Как следует из реестра денежных средств ФИО17 получена финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории ФИО19 .... дважды в размере по 100000 рублей.
В ходе рассмотрения гражданского дела, судом был направлен судебный запрос в ПАО «Сбербанк России». Из полученного судом ответа следует, что в ПАО «Сбербанк России» **/**/**** и **/**/**** поступили денежные средства в сумме 100000 руб. и 100000 руб. от УФК по ФИО19 .... (Минфин ФИО19 ...., ОГКУ «Центр социальных выплат ФИО19 ....») на имя ФИО17 – выплата пострадавшим.
**/**/**** денежные средства, перечисленные **/**/**** от УФК по ФИО19 .... в размере 100000 руб., на имя ФИО17 получены клиентом ФИО14 в офисе банка №.
**/**/**** денежные средства, перечисленные **/**/**** от УФК по ФИО19 .... в размере 100000 руб. на имя ФИО17 возращены банком в адрес УФК по ФИО19 .... по платежному поручению №.
Оценив установленные обстоятельства, а также собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что доводы, изложенные в исковом заявлении не нашли своего подтверждения, факт двойного получения ФИО14 финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, опровергается материалами гражданского дела, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ **/**/****