Составлено 11 февраля 2019 г.
Дело № 2-29/2019 (2-412/2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 05 февраля 2019 г.
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Фадеевой Г.Г.
при секретаре Филипповой И.А.
с участием представителя истца Червяковой В.В. Червякова В.Н.,
представителя ответчика ООО «Тепловодоканал» Ванюшкина Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Червяковой Виктории Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» об обжаловании действий по требованию оплаты за непредоставленную услугу по отоплению и обязании прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению,
УСТАНОВИЛ:
Червякова В.В. обратилась с иском к ООО «Тепловодоканал» об обжаловании действий по требованию оплаты за непредоставленную услугу по отоплению и обязании прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению.
В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Тепловодоканал» является профессиональным участником рынка услуг по теплоснабжению; обладая сведениями о наличии расчета остатков теплопотерь и договоров на поставку остаточного отопления, а также информацией о не выставлении в предыдущий период требований об оплате услуги за не поставленный объем коммунальной услуги, как и информацией о складывающейся судебной практике по данному вопросу, могло и должно было своевременно принять меры по разрешению ситуации относительно размера оплаты спорных услуг по отоплению в отношении нее, Червяковой В.В.
Вместе с тем, ответчик, осознавая свою рыночную власть, продолжает ежемесячно выставлять требования на оплату услуги по тепловой энергии и требовать с нее, которой на правах собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: <адрес>, и которая не заключала с ответчиком никаких гражданско-правовых документов, оплату за не поставленный коммунальный ресурс, понуждая истца к заключению финансово невыгодных для нее документов, тем самым, нарушая права, и законные интересы истца, создавая препятствия к осуществлению прав, и реализации законных интересов Червяковой В.В. и незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности. Каких-либо действий по урегулированию спорной ситуации ответчик не предпринимал и продолжает своими действиями безапелляционно нарушать права и законные интересы истца, настаивать на законности своих действий, понуждая истца к принятию и оплате тепловой энергии в нежилом помещении истца, зная, что теплопотребляющие установки в данном помещении отсутствуют на законных основаниях.
По состоянию конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в г.Ковдор Мурманской области у ООО «Тепловодоканал» существует доминирующее положение в связи с чем обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые ущемляют интересы и права хозяйствующих субъектов и неопределенного круга лиц.
Действия ООО «Тепловодоканал» в нарушение прав и законных интересов по требованию оплаты за услугу теплоснабжения в отношении помещения, отключенного в законном порядке от централизованного отопления и переведенного на альтернативный вид отопления; ежемесячное выставление документов на оплату услуги по отоплению, которая не была предоставлена Червяковой В.В.; моральное давление и угрозы судебного разбирательства в случае невыполнения требований по оплате услуг по отоплению, нарушают установленные запреты Федерального закона «О защите конкуренции», а также в действиях ответчика присутствуют признаки необоснованного обогащения в получении денежных средств за не предоставленную услугу и понуждение к принятию коммунального ресурса, который ему финансово не выгоден.
Отсутствие в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354 механизма расчета платы за услугу по отоплению нежилых помещений которые в установленном порядке отключены от центрального теплоснабжения и переведены на электрообогрев, не делает легитимным выставление теплоснабжающей организацией счетов за фактически не оказанную услугу по отоплению помещений.
Действительно, нормы указанных Правил не содержат специальной формулы расчета оплаты услуг применительно к рассматриваемому случаю. Однако, данное обстоятельство не отменяет действие норм статей 541, 544 и 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4, 42 (1) и 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354, предусматривающих право потребителей отказаться в установленном порядке от получения коммунальной услуги и закрепляющих принцип оплаты коммунальных услуг за фактически оказанные потребителям (абонентам) и потребленные ими услуги. В формулах расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (приводимых в приложении №2 к Правилам №354 и применяемых согласно пунктам 42 (1) и 43 этих Правил) используются показатели общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме и общая площадь всех жилых и нежилых помещений, что позволяет определять размер платы именно за фактически оказанные услуги по отоплению, исключая площади потребителей.
Кроме того, истец в обоснование иска ссылается на имеющуюся судебную практику и акты осмотра нежилого помещения от <дд.мм.гг> и <дд.мм.гг>, в которых зафиксирован факт отсутствия теплопринимающих устройств (отопительных приборов) в нежилом помещении, что стояки в помещении имеют теплоизоляцию, установленную собственником помещения <дд.мм.гг> Теплоотдачи от заизолированных стояков в нежилое помещение нет, отсутствие радиаторов отопления указывает на то, что коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, тепловые потери от транзитных изолированных стояков и теплоотдача от конструкций здания, перекрытий, стен, потолков, не могут рассматриваться как подлежащая оплате услуга (данная услуга не отражена к оплате в законодательстве Российской Федерации) в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Получение коммунальной услуги в необходимом объеме и надлежащего качества является правом потребителя (подпункт «а» пункта 33 Правил № 354). Таким образом, общим принципом оплаты коммунальных услуг согласно действующему законодательству, является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем.
С учетом изложенного, в рассматриваемых обстоятельствах установлению подлежит факт возможности принимать Червяковой В.В. поставленную тепловую энергию (наличие в помещениях отопительных приборов). По мнению истца, подача тепловой энергии в многоквартирный дом не означает ее поступление в помещения, которые отключены от централизованного теплоснабжения.
Истец указывает, что ответчику была направлена претензия о злоупотреблении доминирующим положением на рынке предоставления тепловой энергии в г. Ковдоре и просьба не предъявлять финансовые претензии за не поставленный коммунальный ресурс в виде тепловой энергии на отопление в нежилое помещение Червяковой В.В., которая получена <дд.мм.гг> Из ответа на претензию, полученного <дд.мм.гг>, следует, что ответчик не признает свои незаконные действия в отношении истца.
Учитывая изложенное, и на основании досудебного разбирательства ответчик не доказал факт оказания коммунальной услуги по отоплению нежилого помещения и наличия у собственника нежилого помещения возможности принимать тепловую энергию.
Основной довод ответчика в подтверждение законности выставления требований на плату за отопление нежилого помещения сводится к отсутствию в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов специальной формулы для расчета размера оплаты услуг по отоплению в отношении переведенных на электрообогрев помещений.
Указанный довод не может быть принят истцом ввиду того, что отсутствие в Правилах отдельной формулы расчета размера платы за отопление помещений, в которых отсутствуют энергопринимающие установки, не является обстоятельством, свидетельствующим о фактическом получении коммунального ресурса потребителем, являющимся собственником нежилого помещения в установленном порядке отключенного от централизованного теплоснабжения.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц оплачивать коммунальные услуги, которые им не предоставлены.
Таким образом, учитывая общий принцип взимания платы только за фактически предоставленные коммунальные услуги, утвержденные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, формулы для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению применяются для расчета оказанных исполнителем и полученных потребителями коммунальных услуг и, следовательно, не могут быть применимы в отношении помещений в установленном порядке отключенных от системы централизованного теплоснабжения.
Вывод ответчика о том, что использование альтернативных источников для обогрева личных жилых помещений не освобождает собственника помещений от обязанности нести бремя содержания общего имущества дома и, следовательно, вносить плату за отопление на общедомовые нужды, - не несет смысловой нагрузки применительно к настоящему спору, поскольку обязанность оплаты коммунальных услуг по отоплению мест общего пользования признается истцом и оплачивается в управляющую компанию «Ковдор-Лидер» и обратное ООО «Тепловодоканал» не доказывал.
Таким образом, наличие пробела в законодательстве, регулирующем рассматриваемые правоотношения, не может быть использовано для нарушения прав и законных интересов истца и незаконного обогащения поставщика коммунального ресурса.
Переустройство помещения, принадлежащего Червяковой В.В., было проведено в законном порядке бывшим собственником помещения Хусаиновой Л.Л., что подтверждается документами, представленными администрацией Ковдорского района.
По указанным основаниям, и считая, что защита прав истца может осуществляться только путем судебного пресечения действий ответчика, истец просит признать незаконными действия ООО «Тепловодоканал» по требованию оплаты за не предоставленную услугу по отоплению в отношении Червяковой В.В., собственника нежилого помещения по адресу: <адрес>, в установленном порядке отключенного от централизованного отопления; обязать ООО «Тепловодоканал» прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению в отношении Червяковой В.В., собственника нежилого помещения по адресу: <адрес>, в установленном порядке отключенного от централизованного отопления, а именно: не предъявлять Червяковой В.В., собственнику нежилого помещения по адресу: <адрес>, требований на оплату услуги по отоплению в объеме, который она не получала.
Истец Червякова В.В. в судебное заседание не явилась; о дате, времени и месте судебного заседания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представитель истца Червяковой В.В. Червяков В.Н. исковые требования истца поддержал, пояснил, что иск заявлен на будущее время с целью предупреждения незаконных действий ответчика, считает, что у представляемого им собственника нежилого помещения отсутствует обязанность нести бремя по оплате отопления, в том числе отпущенного на общедомовые нужды.
Представитель ответчика ООО «Тепловодоканал» Ванюшкин В.Г. иск не признал, пояснил, что Общество выставляет счета потребителю коммунальной услуги на основании действующего законодательства, к доводам истца о законности демонтажа и переоборудования помещения относится критически.
Представитель третьего лица Орган муниципального жилищного контроля администрации Ковдорского района Яхно С.А. в суд не явилась; о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом; в предварительном судебном заседании пояснила, что переоборудование помещения на электрообогрев произведено в установленном порядке прежним собственником помещения.
Третье лицо Хусаинова Л.Л. в суд не явилась; о дате, времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель третьего лица администрации Ковдорского района в суд не явился; о дате, времени и месте судебного заседания извещены, в представленном суду отзыве считают переоборудование законным, оставляют на усмотрение суда оценку представленных истцом доказательств и принятие решения по настоящему делу, просили рассмотреть дело без участия представителя администрации Ковдорского района.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Заслушав представителя истца Червяковой В.В. Червякова В.Н., представителя ответчика ООО «Тепловодоканал» Ванюшкина Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30, части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются специальными Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354 (далее – Правила).
Согласно пунктам 3 «б», 4 «е» Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление – то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Пунктом 42.1 Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном жилом доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложении №2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Согласно пунктам 3, 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. №46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан А. и Б." абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Конституционный Суд Российской Федерации установил порядок и особенности исполнения названного Постановления, в частности Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1038).
Основанные на нормативном положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
При пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам надлежит руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Червяковой В.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью * кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дд.мм.гг> сделана запись о регистрации <№> (л.д.30, 120). Нежилое помещение находится в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, на территории района Крайнего Севера. Ранее помещение являлось жилым помещением (квартиры <№>).
Плата за теплоснабжение Червяковой В.В. в добровольном порядке на основании выставляемых ООО «Тепловодоканал» счетов не производится по доводам, изложенным в исковом заявлении. Задолженность взыскивалась в судебном порядке.
По делу мирового судьи судебного участка Ковдорского судебного района <№> по иску ООО «Тепловодоканал» к Червяковой В.В. о взыскании задолженности по договорам теплоснабжения и холодного водоснабжения и водоотведения решением от <дд.мм.гг>, вступившим в законную силу <дд.мм.гг>, взыскана задолженность за период с <дд.мм.гг> по <дд.мм.гг> (л.д.105-112, 174-193).
Червякова В.В., воспользовавшись своим правом, на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. №46-П обратилась к мировому судье судебного участка с заявлением о пересмотре названного решения по новым обстоятельствам. Данное заявление удовлетворено, решение определением от <дд.мм.гг> отменено, рассмотрение дела возобновлено и назначено к судебному разбирательству на <дд.мм.гг> (л.д.219-220, 222-223).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика ООО «Тепловодоканал» Ванюшкина Г.В. о том, что истцу должно производиться начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды, в соответствии с Правилами и установленными ими формулами, в соответствии с действующим законодательством, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. №46-П.
В обоснование данных доводов представителем ответчика Ванюшкиным Г.В. представлен расчет размера платы на нежилое помещение истца, произведенный согласно изменений, которые внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, от 06 мая 2011 г. №354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №1708.
Счет на оплату коммунальных услуг должен направляться потребителю ежемесячно, что взаимосвязано с возникновением у потребителя обязанности также ежемесячно его оплачивать.
Полномочия по определению порядка расчета платы за коммунальные услуги у исполнителей коммунальных услуг в силу действующего законодательства отсутствуют, и законом не предусмотрено освобождение собственников жилых (нежилых) помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, суд считает заслуживающими внимание доводы представителя ответчика, что истцом и его представителем не доказано обстоятельство, что демонтаж и отключение радиаторов системы отопления в помещении истца произведены в соответствии с установленным порядком для такого переустройства и при наличии требуемых разрешений.
<дд.мм.гг> произведено отключение объекта в доме <адрес> от теплопотребляющих установок, сняты все поверхности нагрева (радиаторы М-140); объект – теплопотребляющее оборудование оставлено в работе с тепловой нагрузкой 0,0003 гкал/час, <адрес> = 0,199 и 0,196 гкал/час, что подтверждено актом вывода из эксплуатации теплопотребляющих установок, составленного <дд.мм.гг> представителем энергоснабжающей организации, представителями эксплуатирующей организации и потребителя Хусаиновой Л.Л. (л.д.191).
Постановлением администрации Ковдорского района Мурманской области от <дд.мм.гг> <№> утвержден Порядок оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилом фонде Ковдорского района (л.д.162, 163-167).
По вопросу переоборудования жилых и нежилых помещений названным Порядком предусмотрен перенос отопительных и санитарных приборов, но не их демонтаж (п. 1.4 Порядка).
Перепланировка же квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры; переоборудование и перепланировка помещений, ведущие к нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациями отключающим устройствам - не допускаются (п. 2.1, 2.5 Порядка).
Согласно же представленного в материалы дела санитарного задания на реконструкцию жилой квартиры для расширения магазина <адрес>, от <дд.мм.гг> <№> реконструкция (расширение) магазина промышленных товаров <адрес>, осуществляется за счет квартиры <№>. При реконструкции отопление – автономное, электрообогреватели заводского изготовления, разрешенные к применению в жилых и общественных зданиях. Согласно СанПиН 2.2.4.458-96 «гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» - температуру в помещении предусмотреть не ниже +20 грС. Водоснабжение и канализация в существующем магазине от сетей города – исправны (л.д. 161). Отопление в квартире <адрес> под магазин промышленных товаров – автономное – электрообогреватели (л.д.39)
Из акта осмотра технического состояния и инженерных сетей нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, принадлежащего Червяковой В.В., от <дд.мм.гг> следует, что отопительных приборов, полотенцесушителей, разводящего трубопровода не имеется, имеется 3 стояка внутридомовой системы теплоснабжения (л.д.179-181).
Стояки отопления, согласно акта осмотра от <дд.мм.гг>, изолированы теплоизоляционным материалом «ТЕПЛОФЛЕКС», который используется при теплоизоляции труб отопления, что свидетельствует о наличии теплоизоляции на транспортных стояках отопления (л.д.182-183).
Теплоснабжение дома, согласно акта осмотра теплоснабжения подвального помещения дома <адрес> от <дд.мм.гг>, осуществляется по двухтрубной системе. Теплоноситель с теплового узла (который не находится под помещением магазина) подается на чердачное помещение дома и оттуда путем розлива сверху вниз подается последовательно от одного отопительного радиатора к другому, при этом остывая, следовательно, радиаторы в помещениях первого этажа дома получают теплоноситель в последнюю очередь и являются конечными потребителями тепла в доме, после них теплоноситель уходит в обратный теплопровод. Подающая теплоснабжающая труба отопления дома, не проходит в подвальном помещении под нежилым помещением Червяковой В.В. Под ним на высоте одного метра от потолка подвала проходит обратный теплопровод Д=76 мм, который проходит по периметру всего дома и в который врезаны обратные трубопроводы Д=20 мм, из всех помещений дома. Обратный теплопровод проходящий в подвальном помещении по периметру всего дома, в том числе и под помещением магазина, имеет теплоизоляцию. В подвальном помещении отсутствуют приборы отопления и все трубопроводы изолированы (л.д.193).
Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10 июля 2018 года N 30-П).
Тем не менее подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления. В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.
Статьей 84 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 г. на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, предусматривалась возможность переустройства, перепланировки жилого помещения и подсобных помещений с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, и могла производиться только в целях повышения благоустройства квартиры.
Жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью – только на основании решения суда (часть 4 статьи 29 ЖК РФ).
Разрешая требования истца, суд принимает во внимание, что демонтированные отопительные приборы в помещении истца технологически могут быть восстановлены в любой момент, так в помещении имеется соответствующая теплопроводная сеть, в особенности учитывая, что согласно части 3 статьи 29 ЖК Российской Федерации это является обязанностью собственника или нанимателя жилого помещения.
Доводы представителя истца Червяковой В.В. Червякова В.Н. об отсутствии обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды не основаны на законе.
Относительно доводов истца о злоупотреблении доминирующим положением суд исходит из того, что злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность.
Злоупотребление доминирующим положением влечет применение антимонопольным органом мер, направленных на защиту конкуренции, в частности, в виде предписания о прекращении нарушения и устранении его последствий, а также мер административной ответственности (статья 14.31 КоАП РФ).
Злоупотребление правом, запрещаемое статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, может являться основанием для применения судом гражданско-правовых санкций в виде отказа в защите права и возмещения причиненных убытков. Целью отказа в защите права лицу, злоупотребившему правом, является не наказание данного лица, а защита прав лица, пострадавшего в результате этого злоупотребления.
Ссылки истца и его представителя на сложившуюся судебную практику не состоятельны, поскольку судебные акты приняты по иным обстоятельствам, чем в рассматриваемом деле.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска Червяковой В.В. о признании незаконными действия ООО «Тепловодоканал» по требованию оплаты за не предоставленную услугу по отоплению нежилого помещения по адресу: <адрес>; обязании ООО «Тепловодоканал» прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению нежилого помещения по адресу: <адрес>, а именно: не предъявлять Червяковой В.В. требований на оплату услуги по отоплению в объеме, который она не получала.
Решение суда состоялось не в пользу истца, в связи с чем, и на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, взысканию с ответчика не подлежат.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Червяковой Виктории Викторовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» об обжаловании действий по требованию оплаты за непредоставленную услугу по отоплению и обязании прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Г. Фадеева