Дело № 2а-986/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Щербаковой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ростовской таможни к Лузанову С. Ю. о взыскании таможенных платежей, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с иском в суд, которым просит с учетом поданных уточнений, взыскать с Лузанова С. Ю. в пользу Ростовской таможни таможенные платежи в размере 465 869,49 руб; пени в размере 413059,28рублей.Требования мотивирует тем, что Ростовской таможней выставлено требование об уплате таможенных платежей в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком при пересечении таможенной границы Таможенного союза в целях совершения таможенных операций в отношении транспортного средства BMW 316, регистрационный № ДД.ММ.ГГГГ выпуска, на таможенный пост подана пассажирская таможенная декларация, административным ответчиком заявлено направление перемещения – «временный ввоз», согласно отметке должностного лица таможенного поста, срок временного ввоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ, однако в рамках проведения таможенного контроля установлено, что в указанные сроки указанное транспортное средство с таможенной территории Таможенного союза не вывезено. Поскольку административным ответчиком в установленный срок не была уплачена таможенная пошлина, с административного ответчика подлежит взысканию пени. В заявлении истец просил признать причины пропуска срока уважительными, восстановить срок для обращения в суд, ссылаясь на принятые меры для установления места жительства ответчика.
В ходе рассмотрения дела проведенного посредством видеоконференцсвязи ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца заявленные в иске требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик, представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные в иске требования считали необоснованными, представили письменные возражения, просили в иске отказать, указав, что автомобиль ответчика был поврежден в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ, о чем представил соответствующие документы, возможность отремонтировать автомобиль и вывезти его в срок до ДД.ММ.ГГГГ с территории РФ отсутствовала, о правовых последствиях он в устной форме консультировался в таможенных органах по своему месту жительства. При этом, свое место жительство он не скрывал, законно пребывал на территории РФ, в установленном законом порядке сначала как гражданин Украины, затем с ДД.ММ.ГГГГ получил вид на жительство, в последующем получил гражданство РФ. В период нахождения на территории РФ он ставил в известность уполномоченные органы о прибытии в г. Севастополь, заполнял миграционные карты, где указывал место следования г. Севастополь, имел патенты на работу. Полагают, что истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, а причины пропуска не являются уважительными.
Суд, в силу положений ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином <данные изъяты> Лузановым С. Ю. при пересечении таможенной границы Таможенного союза в целях совершения таможенных операций в отношении транспортного средства BMW 316, регистрационный №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни подана пассажирская таможенная декларация №
В указанной декларации ответчиком указано направление перемещения – «временный ввоз».
Согласно отметкам должностного лица таможенного поста, разрешен выпуск указанного транспортного средства, срок временного ввоза установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в рамках проведения таможенного контроля, установлено, что в означенный срок транспортное средство BMW 316, регистрационный №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, с таможенной территории Таможенного союза не вывезено, то есть Лузановым С. Ю. нарушены положения статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 385 Таможенного кодекса Российской Федерации иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 385 ТК РФ).
В связи с вступлением в силу нового таможенного кодекса, Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), в период действия и на основании которых Лузанов С.Ю. совершал таможенные операции, связанные с подачей пассажирской таможенной декларации и осуществлением временного ввоза транспортного средства для личного пользования, признаны утратившими силу.
Однако, в соответствии с абзацем 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, установлен главой 49 ТК ТС (глава 37 Таможенного кодекса евразийского экономического союза, который действует с ДД.ММ.ГГГГ), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенногосоюза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение) (В соответствии с пунктом 4 статьи 444 ТК ЕАЭС если международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, принимаемые в соответствии с настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент его вступления в силу, то до их вступления в силу применяется законодательство государств-членов, регулирующее соответствующие правоотношения, если иное не установлено настоящей статьей).
В соответствии с ранее действовавшим таможенным законодательством, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 358 ТК ТС)
Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (который действует с 01.01.2018), согласно которой, - допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Пункт 1 статьи 11 Соглашения определяет, что транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 351 ТК ТС определено, что транспортное средство для личного пользования – авто -, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно. (Аналогичная норма содержится в подпункте 50 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 ТК ТС (часть 1 статьи 264 ТК ЕАЭС) и пунктом 22 Приложения 3 к Соглашению иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии со статьёй 11 Соглашения, транспортные средства, в том числе, зарегистрированные на территории иностранного государства и временно ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС любым способом иностранными физическими лицами для личного пользования на срок своего временного пребывания на такой территории, но не более чем на один год, до истечения срока временного ввоза подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
Согласно пункту 5 статьи 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС.
В соответствии с подпунктами 4, 5 статьи 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, у декларанта возникает с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза либо в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 Соглашения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается - при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза – день истечения срока их временного ввоза.
Согласно подпунктам 3, 7 статьи 14 Соглашения ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV Приложения № к Соглашению, и в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 14 Соглашения, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенных органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории ЕАЭС.
Также, согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств – членов ЕАЭС.
Таможенный орган принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с одиннадцатой главой Таможенного кодекса ЕАЭС.
До применения мер по принудительному взысканию в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок, таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, которое представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (в период возникновения обязательств действовала часть 11 статьи 152 Закона № 311-ФЗ.
Пунктом 19 статьи 73 Закона № 289-ФЗ определено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица.
Статья 51 ТК ЕАЭС устанавливает, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 50 ТК ЕАЭС).
Как установлено статьей 55 ТК ЕАЭС - обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Законодательством государств-членов может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 - 61 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1, 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).
Поскольку ответчиком, в установленный таможенным органом срок, не осуществлен вывоз указанного транспортного средства, с него подлежат взысканию таможенные платежи в размере 465 869 рублей 49 копеек.
Частью 3 статьи 91 ТК РФ предусмотрено, что взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке, что предусмотрено пунктом 2 статьи 150 ФЗ от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таким образом, с административного ответчика подлежат взысканию таможенные платежи в указанном размере. Представленный расчет судом проверен, является верным, ответчиком не оспорен.
В соответствии с частью 4 статьи 91 ТК РФ, при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 2 статьи 151 ФЗ от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию пени в размере 413 059 рублей 28 копеек в соответствии с расчетом, произведенным истцом, который судом проверен, является верным, ответчиком не оспорен.
Поскольку доказательств оплаты таможенных платежей, пени ответчиком суду не представлено, суд находит заявленные требования о взыскании таможенных платежей, пени на задолженность по уплате таможенных пошлин в размере 413 059 рублей 28 копеек, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Таким образом, основной целью административного судопроизводства является тщательное рассмотрение всех обстоятельств дела с целью вынесения правильного решения.
Возражения административного ответчика, на которые он ссылается, в части отсутствия объективной возможности соблюсти установленные требования действующего законодательства, правового значения для рассмотрения заявленных в иске требований не имеют, в связи с чем не принимаются судом во внимание.
При этом суд учитывает, что доводы ответчика об освобождении от обязанности по уплате таможенных платежей ввиду повреждений, полученных автомобилем, в ДТП являются необоснованными, поскольку доказательств фактической утраты транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы не представлено. Ответчик в таможенный орган с заявлением о признании факта утраты транспортного средства не обращался, документов, свидетельствующих о фактической утрате временно ввезенного транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы, не представлял.
Доводы стороны ответчиков о том, что срок пропущен не по уважительным причинам суд находит необоснованными.
Так, Ростовской таможней должнику было направлено требование об уплате таможенных платежей № от ДД.ММ.ГГГГ по всем имеющимся в распоряжении таможенного органа платежам. В последующем обратился к мировому судье Балаклавского района г. Севастополя с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Лузанова С.Ю. в пользу Ростовской таможни задолженности по уплате таможенных платежей был отменен.
Согласно ст. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направленное требование Ростовской таможни за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> однако в адрес ответчика не поступило, т.к. в соответствии с Циркуляром Всемирного Почтового Союза от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии возможности Украинским государственным предприятием почтовой связи «Укрпочта» с ДД.ММ.ГГГГ доставка почтовых отправлений в ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины не осуществляется.
Таким образом, указанное выше требование об уплате таможенных платежей по имеющемся в распоряжении Ростовской таможни адресам административного ответчика не могло быть доставлено в связи с отсутствием почтового обмена, и является объективным обстоятельством, препятствующим своевременному вручению Ростовской таможней требования должнику.
О месте пребывания административного ответчика, административному истцу стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ после направления ряда запросов в УВМ ГУ МВД России по Ростовской области и УВМ ГУ МВД России по Свердловской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Так с целью установления нахождения ТС на территории Украины Ростовской таможней в Южное таможенное управление было направлено письмо с информацией о подготовке международного запроса.
Вместе с тем вышеуказанное требование получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая принятые таможенным органом мероприятия по установлению места нахождения Лузанова С.Ю. суд полагает, что срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов разрешается в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ. С административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 11 989 рублей 29 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178, 180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ростовской таможни к Лузанову С. Ю. о взыскании таможенных платежей, пени удовлетворить.
Взыскать с Лузанова С. Ю. в пользу Ростовской таможни задолженность по уплате таможенных платежей в размере 465 869 рублей 49 копеек, пени в размере 413 059 рублей 28 копеек, всего взыскать 878 928 рублей 77 копеек.
Взыскать с Лузанова С. Ю. в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 11 989 рублей 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение суда в окончательной форме составлено 03.11.2020