Решение по делу № 2-1065/2023 (2-7470/2022;) от 19.10.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2023 года город Новосибирскдело № 2-1065/2023

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

в составе:

судьи                Котина Е.И.
при секретаре        Григорьеве А.И.,

при помощнике                                                                                                      Сирицану А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1065/2023 по исковому заявлению Плюта Ольги Петровны, Плюта Виктора Николаевича к Мэрии г. Новосибирска, ДЗИО мэрии г. Новосибирска о признании незаконным отказа,

У С Т А Н О В И Л:

Плюта Ольга Петровна, Плюта Виктор Николаевич обратились в Октябрьский районный суд г. Новосибирска суд с исковым заявлением к Мэрии г. Новосибирска, ДЗИО мэрии г. Новосибирска о признании незаконным отказа.

С учетом того, что заявителями заявлены требования, связанные с защитой права на формирование с целью последующего приобретение прав на земельный участок, и в том числе требование о признании права собственности, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дело принято судом к производству в порядке искового гражданского судопроизводства.

В обоснование своих требований истцы (с учетом уточнений, т.2, л.д.231-234) ссылаются на то, что истцы являются собственниками жилого <адрес> горка <адрес>

Домовладение находится в нашем пользовании и владении с 1984 г. на основании распоряжения № <адрес> Совета народных депутатов от /дата/ «О передаче жилого <адрес>, принадлежащего гр. Смирнову А.С. в пользование гр. Плюта Татьяне Ильиничне, ранее проживавшей по <адрес> <адрес> (домостроение снесено в 1972 г.)».

Право собственности возникло на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 07.07.2015 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2015 г. и , согласно которым каждый из нас является собственником ? доли в право общей долевой собственность.

Согласно этому распоряжению Плюта Т.И. передано в пользование домостроение в порядке улучшения жилищных условий. Также в 1984 г. был выдан технический паспорт на домовладение.

Домовладение расположено на земельном участке общей площадью 1 078 кв.м.

Этим земельным участком истцы фактически пользуемся более 50 лет, он имеет границы с соседними земельными участками и огорожено забором.

Споров о границах земельного участка с соседями не имеется.

Истцы неоднократно обращались в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлениями о согласовании границ земельного участка и предоставлении земельного участка, на котором находится домовладение в собственность, однако нам систематически отказывали.

13.04.2022 г. обратились в Департамент имущественных и земель отношений мэрии г. Новосибирска о передаче в собственность земельного участка площадью 248 кв.м. с кадастровым , который в настоящее время передан на условиях аренды договором от 24 июня 2022г.

Письмом от 12.05.2022 г. отказано в передаче земельного участка в собственность со ссылкой на п. 8 ст. 27 и п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Также 25.04.2022 г. обратились с заявлением об образовании земельного участка площадью 1 078 кв.м. в границах фактически используемого земельного участка, однако также было отказано в виду невозможности образования земельного участка путем перераспределения земель находящихся в государственной собственности.

Считают такой отказ незаконным, поскольку это нарушает законное право на приобретение в собственность земельного участка, которым семья фактически пользуется более 50 лет, границы которого фактически сложились на протяжении длительного времени и до принятия Земельного кодекса РФ.

Земельный участок, который используется, не является государственной собственностью.

В своем ответе от 12.05.2022 г. и от 04.07.2022 г. на обращение Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска указал на то, что земельный участок площадью 789 кв.м. расположен в границах территории общего пользования - зоне улично-дорожной сети, утвержденной постановлением мэрии г. Новосибирска от 29.12.2017 г. «О проекте планировки и проектах межевания территории, ограниченной <адрес>, <адрес> <адрес>х», а также указано, что истребуемые земельные участки расположены в границах территории, для которой постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.04.2020 г. «О проекте межевания территории, предусматривающем автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском р-не» утвержден проект межевания территории, в связи с чем, считает невозможным образовать и предоставить земельный участок.

Однако в соответствии по смыслу п. 12 ст. ЗК РФ, п. 11 и 12 ГрК РФ и ст. 209 ГК РФ земельные участки, на которых расположены элементы улично-дорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно же схеме расположения земельного участка спорный земельный участок не относится и не захватывает межквартальный проезд <адрес> <адрес>

Кроме этого, отказывая в предоставлении земельного участка площадью 789 кв.м. Департамент земельных и имущественных отношений ссылаются на то, что в соответствии с п/п. 1 п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, а также на п/п. 4 п. 1 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ о том, что границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с п. 1ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно п. 4 ст. 1 1.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно п.13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Истцами были проведены межевые работы, составлена схема, однако в утверждении схемы расположения земельного участка незаконно было отказано.

В соответствии с п/п. 5 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Однако в данном случае указанный пункт не может применяться в виду того, что федеральным законодательством устанавливается право граждан на приватизацию фактически используемых земельных участков и оно не может быть ограничено указанным муниципальным органом основаниям.

Истцами были проведены межевые работы, предоставлены все необходимые документы для согласования границ земельного участка, однако не смотря на неоднократные обращения с заявлением о межевании и утверждении границ земельного участка площадью 789 кв.м., в чем было отказано.

Отказ ответчика в согласовании схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка фактически носит формальный характер, не учитывает фактических обстоятельств наличия у истцов права пользования спорным земельным участком и расположения на нем жилого дома, а также надворных построек, принадлежащих истцам.

Линия границы формируемого земельного участка полностью соответствует застройке улицы и линии границ соседних земельных участков.

Не основательной является ссылка на п/п. 4 п. 1 ст. 39.27 ЗК РФ, поскольку земельный участок площадью 248 кв.м. не только не превышает предельного максимального размера 0,1 га, установленного для одноквартирного жилого дома ст. 30 Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 г. № 1288 «О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска», но и является меньше минимального размера земельного участка - 0,025 га

Более того, земельный участок находится в фактическом пользовании до принятия выше указанного Решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 г. № 1288.

Предоставление собственникам зданий, строений, сооружений исключительного права на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Исключительность права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, и никто, кроме собственника объекта, не вправе приобрести соответствующий земельный участок. В то же время земельный участок для использования в иных целях, в том числе для осуществления на участке определенной деятельности, заинтересованное лицо вправе приобрести в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, и предоставление земельного участка в таком случае не имеет исключительного характера.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п/п. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ передача земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений осуществляется путем продажи земельных участков без проведения торгов.

Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована статьей 39.17 Земельного кодекса РФ, в силу которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Отказывая в предоставлении земельного участка, Департамент имущественных и земельных отношений ссылается на п.19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ в виду того, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Основанием считать невозможным предоставить земельный участок муниципальный орган указал - постановления мэрии г. Новосибирска от 29.12.2017 г. «О проекте планировки и проектах межевания территории, ограниченной <адрес> <адрес>х», а также от 27.04.2020 г. «О проекте межевания территории, предусматривающем автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском р-не».

Однако утверждение проектов не является законным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

В соответствии с п. 2.2 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ (ред. от 14.07.2022) гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

    В случае, если данный жилой дом находится в долевой собственности и иные участники долевой собственности не подпадают под действие абзаца первого настоящего пункта, такой земельный участок предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственникам жилого дома, расположенного в границах такого земельного участка.

    Таким образом, истцы как долевые собственники имеют право на предоставление земельного участка в пределах фактически используемых границах и это право нарушено.

    Нормы Земельного кодекса РФ и ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

    Что касается указания Департамента имущественных и земельных отношений на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в обоснование отказа в приватизации спорного земельного участка, то муниципальным органом дано неправильное толкование данной правовой нормы. Данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

    В процессе реализации права на приобретение в собственность спорного земельного участка муниципальный орган ссылается на разные постановления мэрии и приводит различные основания для отказа.

В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Согласно ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Одним из оснований указано на нахождение земельного участка в пределах береговой полосы, что не соответствует действительности, поскольку земельный участок находится в окружении застройки частными домовладениями, также не находится в границах территорий общего пользования.

Более того, земельный участок имеет смежные земельные участки, которые не только сформированы, но и имеют кадастровые номера и находится в собственности.

Так, смежный земельный участок кадастровый площадью 1158 кв.м., расположенный по <адрес> <адрес>, предоставлен в собственность третьему лицу Гуковой Л.В., право собственности зарегистрировано 12.08.2005 г.

Смежный земельный участок с кадастровым площадью 1224 кв.м. предоставлен в собственность Хуторенко М.В., право собственности зарегистрировано 03.06.2021 г.

Таким образом, смежные земельные участки находятся в пределах одной территориальной зоны и они предоставлены в собственность, однако при тех же условиях нам в предоставлении земельного участка отказано и единый земельный участок площадью 1 078 кв.м. раздроблен, из него выделен земельный участок площадью 248 кв.м. с кадастровым .

Учетом уточнений (т.2, л.д.231-234) просят суд:

признать незаконным отказ мэрии г. Новосибирска от 04.07.2022 г. в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласования границ земельного участка площадью 789 кв.м. (1078 кв.м.), расположенного по <адрес> <адрес> <адрес>;

обязать мэрию <адрес> утвердить схему расположения земельного участка и предварительно согласовать границы земельного участка площадью 789 кв.м. (1 078 кв.м.), расположенного по <адрес> <адрес> <адрес>;

признать за Плюта Ольгой Петровной и Плюта Виктором Николаевичем право общей долевой собственности в размере 1/2 доли за каждым на земельный участок площадью 248 кв.м. с кадастровым .

В судебное заседание истцы не явились, представитель истца Плюта В.Н. - Селютин И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика мэрии г. Новосибирска Смирнова О.В. заявленные требования не признала, указав в обоснование возражений (т.1, л.д.77), что согласно Правилам землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 , Земельный участок находится в границах зоны улично-дорожной сети (ИТ-3).

Постановлением мэрии города Новосибирска от 29.12.2017 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес> <адрес>х. В соответствии с данным постановлением земельные участки расположены в территориальной зоне улично-дорожной сети, в границах красных линий, что исключает возможность их использования под строительство или эксплуатацию индивидуального жилого дома.

    Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 утвержден проект межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском районе.

В соответствии с указанным проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 4 845 кв.м. путем перераспределения земельных участков, расположенных по <адрес> <адрес>, в том числе Земельного участка. Кроме того, в данном проекте межевания указано, что Земельный участок предполагается изъять для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры.

    Проекты планировки и межевания указанной территории, утвержденные постановлениями мэрии города Новосибирска, приняты в установленном законом порядке, на сегодняшний день являются действующими, в связи с чем подлежат исполнению на территории муниципального образования города Новосибирска всеми субъектами гражданского оборота (п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Образование испрашиваемого земельного участка площадью 1 078 кв.м. может быть осуществлено путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и Земельного участка при соблюдении требований земельного законодательства. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель, и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (п. 4 ч. 7 ст. 39.27 Земельного кодекса РФ). Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории (п. 4 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

    В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

    Существует административный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный главой V.1 Земельною кодекса РФ.

    На основании п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

    В соответствии с п. п. 14, 16 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, и если указанный в заявлении земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Учитывая, что испрашиваемые Истцом земельные участки расположены в зоне улично-дорожной сети, что в границах территории по <адрес> утверждены документы территориального планирования, в соответствии с которыми предусмотрено строительство и размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по <адрес> <адрес> считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах данного гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы являются собственниками жилого <адрес> <адрес> <адрес>. Право собственности возникло на основании заочного решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 07.07.2015 г. (подтверждено копией данного решения суда, свидетельствами, т.1, л.д.33-36).

Из материалов дела также следует, что 06.11.2018 г. мэрией г. Новосибирска принято постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес>, которым утверждена схема расположения земельного участка для дома истцов площадью 248 кв.м. (т.3, л.д.127-128).

23.05.2019 г. и по истечении срока 24.06.2022г. истцами с мэрией были заключён договоры аренды указанного земельного участка площадью 248 кв.м. под размещение индивидуального жилого дома (т.3, л.д.163-174).

Каки указано истцами, истцы неоднократно обращались в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска с заявлениями о согласовании границ земельного участка и предоставлении земельного участка, на котором находится домовладение, в собственность, однако нам систематически отказывали.

В настоящем деле истцами оспаривается отказ от 04.07.2022г.

Согласно данному отказу:

«Образование испрашиваемого земельного участка предполагается путем перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым , находящегося в аренде.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, для которой постановлением мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 № 1379 «О проекте межевания территории, предусматривающем размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском районе» утвержден проект межевания территории.

Вопрос об образовании испрашиваемого земельного участка может быть рассмотрен исключительно в рамках подготовки проекта межевания.

Подготовка проектов межевания территории осуществляется департаментом строительства и архитектуры мэрии <адрес>).

Обращаем внимание, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования - зоне улично-дорожной сети, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 29.12.2017 № 5846 «<адрес> <адрес>х» (т.2, л.д.164).

Полагая данный отказ вынесенным с нарушением закона и прав истцов, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Оценивая доводы истцов и ответчика, суд исходит из следующих норм права.

Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Как предусмотрено п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно положениям п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п. 5 данной статьи для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

Согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков для целей их последующего предоставления урегулировано ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 1-2, 13-14 данной статьи схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Согласно пп. 4, 5 п. 16 данной статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории;

расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Как следует из материалов дела, Постановлением мэрии города Новосибирска от 29.12.2017 № 5846 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами <адрес> (т.1, л.д.142-142-181). В соответствии с данным постановлением испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне улично-дорожной сети, в границах красных линий, что исключает возможность их использования под строительство или эксплуатацию индивидуального жилого дома.

    Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.04.2020 № 1379 утвержден проект межевания территории, предусматривающий размещение линейного объекта транспортной инфраструктуры местного значения - автомобильной дороги общего пользования по ул. Михаила Кулагина в Октябрьском районе (т.2, л.д.2-24).

    В соответствии с указанным проектом предусмотрено образование земельного участка площадью 4 845 кв. м путем перераспределения земельных участков, расположенных по <адрес> <адрес>, в том числе испрашиваемого истцами. Кроме того, в данном проекте межевания указано, что земельный участок, занимаемый истцами, предполагается изъять для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры (приложение 3).

    Расположение занимаемого истцами земельного участка и испрашиваемого ими участка в относительно территории, для которой утвержден проект планировки и проект межевания, показано на фрагменте карты градостроительного зонирования (т.1, л.д.190, т.2, л.д.28)

Указанные постановления мэрии г. Новосибирска о проекте планировки и межевания территории не отменены, не оспорены, недействующими не признаны.

Поимо это, суд также отмечает, что истцами ранее по своей воле были оформлены правоотношения по землепользованию путем заключения договора аренды, который к настоящему времени не расторгнут. Заявленное истцами требование о формировании участка большей площадью (1 078 кв.м.) по существу является требованием о перераспределении земельных участков (ст. 39.28 Земельного кодекса РФ), невозможность осуществления которого аргументирована мэрией со ссылкой на документацию территориального планирования.

С учетом наличия у истцов оформленного права на земельный участок (и наличия у уполномоченного органа обязанности произвести компенсацию в случае изъятия домовладения для муниципальных нужд), по результатам рассмотрения дела суд приходит в выводу об отсутствии оснований считать, что ответчики мэрия г. Новосибирск, ДЗИО мэрии г. Новосибирска допустили нарушение норм закона и прав истцов, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Плюта Ольги Петровны, Плюта Виктора Николаевича о:

признании незаконным отказа мэрии г. Новосибирска от 04.07.2022 г. в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласования границ земельного участка площадью 789 кв.м. (1 078 кв.м.), расположенного по <адрес> <адрес> <адрес>;

понуждении мэрии г. Новосибирска утвердить схему расположения земельного участка и предварительно согласовать границы земельного участка площадью 789 кв.м. (1078 кв.м.), расположенного по <адрес> <адрес> <адрес>;

признании за Плюта Ольгой Петровной и Плюта Виктором Николаевичем права общей долевой собственности в размере 1/2 доли за каждым на земельный участок площадью 248 кв.м. с кадастровым -

надлежит отказать.

В силу ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании.

По основаниям данной статьи надлежит:

отменить с момента вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры по гражданскому делу по исковому заявлению Плюта Ольги Петровны, Плюта Виктора Николаевича к Мэрии г. Новосибирска, ДЗИО мэрии г. Новосибирска о признании незаконным отказа, принятые определением судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 16.01.2023 года в виде:

запрета Управлению Росреестра по НСО совершение регистрационных действий в отношении земельного участка общей площадью 1 078 кв.м., в состав которого входит земельный участок площадью 248 кв.м. с кадастровым , на котором расположен жилой <адрес> <адрес> горка <адрес>, кадастровый .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Плюта Ольги Петровны, Плюта Виктора Николаевича отказать.

Отменить с момента вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры по гражданскому делу № 2-1065/2023 по исковому заявлению Плюта Ольги Петровны, Плюта Виктора Николаевича к Мэрии г. Новосибирска, ДЗИО мэрии г. Новосибирска о признании незаконным отказа, принятые определением судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 16.01.2023 года в виде:

запрета Управлению Росреестра по НСО совершение регистрационных действий в отношении земельного участка общей площадью 1 078 кв.м., в состав которого входит земельный участок площадью 248 кв.м. с кадастровым , на котором расположен жилой <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

Судья                                                          Е.И. Котин

/подпись/

Подлинник хранится в гражданском деле № 2-1065/2023 Октябрьского районного суда г. Новосибирска

2-1065/2023 (2-7470/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Плюта Ольга Петровна
Плюта Виктор Николаевна
Ответчики
департамент имущественных и земельных отношений
мэрия г Новосибирска
Другие
Гукова Любовь Владимировна
Хуторенко Максим Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
19.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
26.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2022Подготовка дела (собеседование)
24.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.12.2022Предварительное судебное заседание
06.02.2023Предварительное судебное заседание
13.04.2023Предварительное судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
20.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
20.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее