Дело № 2-749/2024
УИД 53RS0015-01-2024-000965-62
Решение
именем Российской Федерации
29 ноября 2024 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселёв Д.А.,
при секретаре Чуркиной И.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Солецкого района Ситенкова И.А.,
представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы» Алексеевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы», администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области, Министерству образования Новгородской области, Министерству финансов Новгородской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы» (далее - МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы») об обязании в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками в соответствии с реализуемым учебным планом, включенным в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858: 1) для 1 класса - «Музыка» - 15 шт.; 2) для 2 класса - «Математика» - 5 шт., «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» - 33 шт.; 3) для 3 класса - «Музыка» - 27шт.; 4) для 4 класса - «Физическая культура» - 16 шт., «Музыка» - 22 шт., «Изобразительное искусство» - 10 шт.; 5) для 5 класса - «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» -17 шт.; 6) для 7 класса - «Изобразительное искусство» - 18 шт., «Физическая культура» - 19 шт., «Музыка» - 14 шт.; 7) для 8 класса - «Музыка» - 21 шт., «Физическая культура» - 15 шт.; 8) для 9 класса - «Физическая культура» - 12 шт.; 9) учебники по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью: «Букварь» - 3 шт., «Чтение» - 5 шт., «Математика» - 4 шт., «Мир природы и человека» - 4 шт., «Ручной труд» - 5 шт., «Речевая практика» - 5 шт.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» требований законодательства об образовании установлено, что в 2023-2024 учебном году в МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» в рамках образовательного процесса осуществляется реализация таких учебных дисциплин как «Музыка», «Математика», «Физическая культура», «Изобразительное искусство» и другие. Вместе с тем, обучающиеся МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» в нарушение требований ч.1 ст.35 Федерального закона №273-ФЗ учебниками по указанным дисциплинам в полном объеме не обеспечены. Так по сведениям образовательной организации в настоящее время имеется потребность в приобретении следующих учебников:1) для 1 класса - «Музыка» - 15 шт.; 2) для 2 класса - «Математика» - 5 шт., «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» - 33 шт.; 3) для 3 класса - «Музыка» - 27 шт.; 4) для 4 класса - «Физическая культура» - 16 шт., «Музыка» - 22 шт., «Изобразительное искусство» - 10 шт.; 5) для 5класса - «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» -17 шт.; 6) для 7 класса - «Изобразительное искусство» - 18 шт., «Физическая культура» - 19 шт., «Музыка» - 14 шт.; 7) для 8 класса - «Музыка» - 21 шт., «Физическая культура» - 15 шт.; 8) для 9 класса - «Физическая культура» - 12 шт.; 9) учебники по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью: «Букварь» - 3 шт., «Чтение» - 5 шт., «Математика» - 4 шт., «Мир природы и человека» - 4 шт., «Ручной труд» - 5 шт., «Речевая практика» - 5 шт. В связи с отсутствием указанных учебников в образовательной организации нарушается образовательный процесс, создаются препятствия для полноценного освоения обучающимися реализуемой образовательной программы, что непосредственно влияет на качество усвояемого материала.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 28 августа 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 15 октября 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.
В судебном заседании прокурор Ситенков И.А. заявление поддержал по основаниям, в нём изложенным, уточнив исковые требования и просил обязать Министерство образования по Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области выделить денежные средства для приобретения МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» учебных изданий по указанным в иске учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. При этом отказался от исковых требований в части обязания приобретения учебников по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью, в связи с добровольным досудебным исполнением указанного требования.
Представитель ответчика директор МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» Алексеева Т.Н. пояснила, что в настоящее время указанные в иске учебники по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью приобретены в полном объеме. Остальные учебные пособия будут приобретены по мере поступления денежных средств на счет школы, и согласна с позицией прокурора о необходимости обязания Министерств выделить денежные средства на приобретение учебников.
Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика Министерства образования Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление против исковых требований возражает, пояснив, что в соответствии с областным законом Новгородской области от 04.12.2013 №382-ОЗ «О порядке расчета субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа на реализацию полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях» объем субвенции, причитающийся бюджету муниципального района, муниципального округа, городского округа на обеспечение общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию к образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, рассчитывается исходя из количества обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальном районе, муниципальном округа и городском округе. Распределение средств между общеобразовательными организациями осуществляется Солецким муниципальным округом самостоятельно. Закупку учебников и учебных пособий общеобразовательные организации осуществляют самостоятельно исходя из потребности учебного заведения. В соответствии с п.1.3 Устава СОШ №2 - учредителем и собственником имущества Учреждения является Солецкий муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Солецкого муниципального округа осуществляет Администрация Солецкого муниципального округа. Министерство образования Новгородской области является органом исполнительной власти, действующим на основании Положения и министерстве образования Новгородской области от 21.12.2017 №464, осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых на образовательные нужды из федерального бюджета и бюджета Новгородской области (субсидии), и учреждением, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеющим право на свободное распоряжение выделенными денежными средствами, не является, и учредителем СОШ №2 не является. Выделенные денежные средства в виде субсидии являются целевыми, которые распределяются между всеми учебными образовательными учреждениями Новгородской области на осуществление образовательного процесса. Полагает, что министерство необоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика, поскольку учредителем данного учебного образовательного учреждения не является. В 2024 году бюджету Солецкого муниципального округа на обеспечение муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, учебниками и учебными пособиями предусмотрены средства в объеме 534,2 тыс. рублей. В связи с подачей прокуратурой Солецкого района исковых заявлений, по обращению Администрации Солецкого муниципального округа от 06.09.2024 №М15-5263-И «О выделении дополнительных средств» бюджету Солецкого муниципального округа на приобретение учебников для общеобразовательных организаций и обеспечения 100% укомплектованности библиотечного фонда в соответствии с реализуемым учебными планом, министерством было дополнительно выделено 86,6 тыс.рублей. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» и министерству об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками в соответствии с учебным планом в полном объеме, в том числе за отсутствием к тому правовых оснований.
Представитель ответчика Министерства финансов Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Конституции РФ основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст. 35 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Как установлено в судебном заседании, в ходе прокурорской проверки установлено, что библиотечный фонд МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов, а именно имеется потребность в приобретении следующих учебников: для 1 класса - «Музыка» 15 шт.; для 2 класса - «Математика» 5 шт., «Физическая культура» 20 шт., «Музыка» 33 шт.; для 3 класса - «Музыка» 27 шт.; для 4 класса - «Физическая культура» 16 шт., «Музыка» 22 шт., «Изобразительное искусство» 10 шт.; для 5 класса - «Физическая культура» 20 шт., «Музыка» 17 шт.; для 7 класса - «Изобразительное искусство» 18 шт., «Физическая культура» 19 шт., «Музыка»14 шт.; для 8 класса - «Музыка» 21 шт., «Физическая культура» 15 шт.; для 9 класса - «Физическая культура» 12 шт. Данный факт не отрицается представителями ответчиков.
В соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 21.09.2022 №858 утвержден Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Спорные учебные пособия входят в федеральный перечень учебников.
В силу подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Из смысла указанных норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях вменено в обязанности субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения.
На основании исследованных доказательств факта неукомплектованности библиотечного фонда МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, полагает обоснованным возложить на Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области обязанность выделить денежные средства администрации Солецкого муниципального округа на приобретение для учащихся вышеуказанного образовательного учреждения комплектов учебников.
Таким образом, суд полагает уточненные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению ввиду того, что обеспечение МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» учебными изданиями по предметам основной образовательной программы возложена не только на учреждение, как в силу закона, так и в соответствии с Уставом, но и на администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области как учредителя этого учебного учреждения, Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы»,администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области, Министерству образования Новгородской области, Министерству финансов Новгородской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками удовлетворить.
Обязать Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области денежные средства на приобретение муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» учебников в соответствии с реализуемым учебным планом, включенным в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858.
Обязать администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области в течение одной недели после выделения денежных средств Министерством финансов Новгородской области, Министерством образования Новгородской области довести денежные средства до МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы».
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы», расположенное по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д. 7, в течение одного месяца со дня поступления денежных средств обеспечить учащихся учебниками:1) для 1 класса - «Музыка» - 15 шт.; 2) для 2 класса - «Математика» - 5 шт., «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» - 33 шт.; 3) для 3 класса - «Музыка» - 27 шт.; 4) для 4 класса - «Физическая культура» - 16 шт., «Музыка» - 22 шт., «Изобразительное искусство» - 10 шт.; 5) для 5 класса - «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» -17 шт.; 6) для 7 класса - «Изобразительное искусство» - 18 шт., «Физическая культура» - 19 шт., «Музыка» - 14 шт.; 7) для 8 класса - «Музыка» - 21 шт., «Физическая культура» - 15 шт.; 8) для 9 класса - «Физическая культура» - 12 шт.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд Новгородской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий Д.А. Киселёв
УИД 53RS0015-01-2024-000965-62
Решение
именем Российской Федерации
29 ноября 2024 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Киселёв Д.А.,
при секретаре Чуркиной И.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Солецкого района Ситенкова И.А.,
представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы» Алексеевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы», администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области, Министерству образования Новгородской области, Министерству финансов Новгородской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы» (далее - МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы») об обязании в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками в соответствии с реализуемым учебным планом, включенным в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858: 1) для 1 класса - «Музыка» - 15 шт.; 2) для 2 класса - «Математика» - 5 шт., «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» - 33 шт.; 3) для 3 класса - «Музыка» - 27шт.; 4) для 4 класса - «Физическая культура» - 16 шт., «Музыка» - 22 шт., «Изобразительное искусство» - 10 шт.; 5) для 5 класса - «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» -17 шт.; 6) для 7 класса - «Изобразительное искусство» - 18 шт., «Физическая культура» - 19 шт., «Музыка» - 14 шт.; 7) для 8 класса - «Музыка» - 21 шт., «Физическая культура» - 15 шт.; 8) для 9 класса - «Физическая культура» - 12 шт.; 9) учебники по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью: «Букварь» - 3 шт., «Чтение» - 5 шт., «Математика» - 4 шт., «Мир природы и человека» - 4 шт., «Ручной труд» - 5 шт., «Речевая практика» - 5 шт.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» требований законодательства об образовании установлено, что в 2023-2024 учебном году в МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» в рамках образовательного процесса осуществляется реализация таких учебных дисциплин как «Музыка», «Математика», «Физическая культура», «Изобразительное искусство» и другие. Вместе с тем, обучающиеся МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» в нарушение требований ч.1 ст.35 Федерального закона №273-ФЗ учебниками по указанным дисциплинам в полном объеме не обеспечены. Так по сведениям образовательной организации в настоящее время имеется потребность в приобретении следующих учебников:1) для 1 класса - «Музыка» - 15 шт.; 2) для 2 класса - «Математика» - 5 шт., «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» - 33 шт.; 3) для 3 класса - «Музыка» - 27 шт.; 4) для 4 класса - «Физическая культура» - 16 шт., «Музыка» - 22 шт., «Изобразительное искусство» - 10 шт.; 5) для 5класса - «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» -17 шт.; 6) для 7 класса - «Изобразительное искусство» - 18 шт., «Физическая культура» - 19 шт., «Музыка» - 14 шт.; 7) для 8 класса - «Музыка» - 21 шт., «Физическая культура» - 15 шт.; 8) для 9 класса - «Физическая культура» - 12 шт.; 9) учебники по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью: «Букварь» - 3 шт., «Чтение» - 5 шт., «Математика» - 4 шт., «Мир природы и человека» - 4 шт., «Ручной труд» - 5 шт., «Речевая практика» - 5 шт. В связи с отсутствием указанных учебников в образовательной организации нарушается образовательный процесс, создаются препятствия для полноценного освоения обучающимися реализуемой образовательной программы, что непосредственно влияет на качество усвояемого материала.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 28 августа 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от 15 октября 2024 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.
В судебном заседании прокурор Ситенков И.А. заявление поддержал по основаниям, в нём изложенным, уточнив исковые требования и просил обязать Министерство образования по Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области выделить денежные средства для приобретения МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» учебных изданий по указанным в иске учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. При этом отказался от исковых требований в части обязания приобретения учебников по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью, в связи с добровольным досудебным исполнением указанного требования.
Представитель ответчика директор МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» Алексеева Т.Н. пояснила, что в настоящее время указанные в иске учебники по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью приобретены в полном объеме. Остальные учебные пособия будут приобретены по мере поступления денежных средств на счет школы, и согласна с позицией прокурора о необходимости обязания Министерств выделить денежные средства на приобретение учебников.
Представитель ответчика администрации Солецкого муниципального округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель ответчика Министерства образования Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве на исковое заявление против исковых требований возражает, пояснив, что в соответствии с областным законом Новгородской области от 04.12.2013 №382-ОЗ «О порядке расчета субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городского округа на реализацию полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях» объем субвенции, причитающийся бюджету муниципального района, муниципального округа, городского округа на обеспечение общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию к образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, рассчитывается исходя из количества обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальном районе, муниципальном округа и городском округе. Распределение средств между общеобразовательными организациями осуществляется Солецким муниципальным округом самостоятельно. Закупку учебников и учебных пособий общеобразовательные организации осуществляют самостоятельно исходя из потребности учебного заведения. В соответствии с п.1.3 Устава СОШ №2 - учредителем и собственником имущества Учреждения является Солецкий муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Солецкого муниципального округа осуществляет Администрация Солецкого муниципального округа. Министерство образования Новгородской области является органом исполнительной власти, действующим на основании Положения и министерстве образования Новгородской области от 21.12.2017 №464, осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых на образовательные нужды из федерального бюджета и бюджета Новгородской области (субсидии), и учреждением, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеющим право на свободное распоряжение выделенными денежными средствами, не является, и учредителем СОШ №2 не является. Выделенные денежные средства в виде субсидии являются целевыми, которые распределяются между всеми учебными образовательными учреждениями Новгородской области на осуществление образовательного процесса. Полагает, что министерство необоснованно привлечено к участию в деле в качестве соответчика, поскольку учредителем данного учебного образовательного учреждения не является. В 2024 году бюджету Солецкого муниципального округа на обеспечение муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, учебниками и учебными пособиями предусмотрены средства в объеме 534,2 тыс. рублей. В связи с подачей прокуратурой Солецкого района исковых заявлений, по обращению Администрации Солецкого муниципального округа от 06.09.2024 №М15-5263-И «О выделении дополнительных средств» бюджету Солецкого муниципального округа на приобретение учебников для общеобразовательных организаций и обеспечения 100% укомплектованности библиотечного фонда в соответствии с реализуемым учебными планом, министерством было дополнительно выделено 86,6 тыс.рублей. Просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы» и министерству об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками в соответствии с учебным планом в полном объеме, в том числе за отсутствием к тому правовых оснований.
Представитель ответчика Министерства финансов Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, приходит к следующему.
Согласно ст. 43 Конституции РФ основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст. 35 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Как установлено в судебном заседании, в ходе прокурорской проверки установлено, что библиотечный фонд МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов, а именно имеется потребность в приобретении следующих учебников: для 1 класса - «Музыка» 15 шт.; для 2 класса - «Математика» 5 шт., «Физическая культура» 20 шт., «Музыка» 33 шт.; для 3 класса - «Музыка» 27 шт.; для 4 класса - «Физическая культура» 16 шт., «Музыка» 22 шт., «Изобразительное искусство» 10 шт.; для 5 класса - «Физическая культура» 20 шт., «Музыка» 17 шт.; для 7 класса - «Изобразительное искусство» 18 шт., «Физическая культура» 19 шт., «Музыка»14 шт.; для 8 класса - «Музыка» 21 шт., «Физическая культура» 15 шт.; для 9 класса - «Физическая культура» 12 шт. Данный факт не отрицается представителями ответчиков.
В соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 21.09.2022 №858 утвержден Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Спорные учебные пособия входят в федеральный перечень учебников.
В силу подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Из смысла указанных норм следует, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях вменено в обязанности субъекта РФ по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного образования, которая может быть прекращена только путем ее исполнения.
На основании исследованных доказательств факта неукомплектованности библиотечного фонда МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, полагает обоснованным возложить на Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области обязанность выделить денежные средства администрации Солецкого муниципального округа на приобретение для учащихся вышеуказанного образовательного учреждения комплектов учебников.
Таким образом, суд полагает уточненные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению ввиду того, что обеспечение МАОУ «СОШ №2 г. Сольцы» учебными изданиями по предметам основной образовательной программы возложена не только на учреждение, как в силу закона, так и в соответствии с Уставом, но и на администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области как учредителя этого учебного учреждения, Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области.
Согласно п.9 ч.2 ст.333.36 НК РФ прокуратура освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Сольцы»,администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области, Министерству образования Новгородской области, Министерству финансов Новгородской области об обязании обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками удовлетворить.
Обязать Министерство образования Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области денежные средства на приобретение муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы» учебников в соответствии с реализуемым учебным планом, включенным в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858.
Обязать администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области в течение одной недели после выделения денежных средств Министерством финансов Новгородской области, Министерством образования Новгородской области довести денежные средства до МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы».
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Сольцы», расположенное по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д. 7, в течение одного месяца со дня поступления денежных средств обеспечить учащихся учебниками:1) для 1 класса - «Музыка» - 15 шт.; 2) для 2 класса - «Математика» - 5 шт., «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» - 33 шт.; 3) для 3 класса - «Музыка» - 27 шт.; 4) для 4 класса - «Физическая культура» - 16 шт., «Музыка» - 22 шт., «Изобразительное искусство» - 10 шт.; 5) для 5 класса - «Физическая культура» - 20 шт., «Музыка» -17 шт.; 6) для 7 класса - «Изобразительное искусство» - 18 шт., «Физическая культура» - 19 шт., «Музыка» - 14 шт.; 7) для 8 класса - «Музыка» - 21 шт., «Физическая культура» - 15 шт.; 8) для 9 класса - «Физическая культура» - 12 шт.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд Новгородской области в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий Д.А. Киселёв