Беловолова И.И Дело № 33 – 6038/ 2020 (№ 2-6047/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 октября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Беспаловой В.В., Данилова А.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1, (ФИО)2 к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из единого списка молодых семей, подавших после 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки,
по апелляционной жалобе (ФИО)1, (ФИО)2 на решение Сургутского городского суда от 27 июля 2020 года, которым постановлено:
«(ФИО)1, (ФИО)2 отказать в удовлетворении требований к АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным и отмене решения от 23 апреля 2020 года об исключении (ФИО)1 и (ФИО)2 из единого списка молодых семей, подавших после 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки».
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику АО «Ипотечное агентство Югры» о признании незаконным решения об исключении из единого списка молодых семей, подавших после 31.12.2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, мотивируя свои требования тем, что 17.07.2013 года они признаны участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» предоставлению субсидий на погашение основного долга по кредиту на цели приобретения (строительства) жилого помещения молодой семье в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.04.2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года", получатель субсидии – (ФИО)5 Решением от 23.04.2020 года истцы были исключены из данной программы, в связи с тем, что в собственности (ФИО)1 с (дата) находилась ? доли в праве на жилое помещение площадью 87 кв.м. (87/4=21,85 кв.м.), расположенное по адресу: (адрес). Считают действия ответчика незаконными, поскольку имели право на субсидию, исходя из того, что на момент постановки на учет семья истцов проживала в жилом помещении, принадлежащем (ФИО)7 (матери истицы) по адресу: (адрес), состав семьи 5 человек: (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)6, (ФИО)7 (мать (ФИО)2), (ФИО)8 (брат (ФИО)2). Считают, что для целей определения нуждаемости ответчиком был произведен расчет жилой площади по (адрес) (29,5 кв.м./5 проживающих) и с учетом принадлежащей (ФИО)1 доли в праве собственности на квартиру по (адрес) (21,85 кв.м. /5 членов семьи, включая мать и брата (ФИО)2) что составит по 10,27 кв.м. на каждого члена семьи. При расчете, ответчик разделил долю в праве собственности (ФИО)14 на квартиру по (адрес), в (адрес) на трех членов семьи (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)6 (без включения брата и матери (ФИО)2), в связи с чем, площадь жилого помещения на каждого члена семьи была определена в размере 13,18 кв.м., что более 12 кв.м., необходимых для постановки на учет. По подсчету истцов, площадь составляет 10, 27 кв.м., что является достаточным для постановки их на учет.
Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 5. ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов Мальцева Н.П. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что (ФИО)1 приобрел в собственность <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру (адрес) будучи в несовершеннолетнем возрасте, в порядке приватизации, по ее мнению, расчет жилой площади должен производится на каждого члена семьи - 5 человек по двум объектам недвижимости, поскольку данные о наличии жилых помещений обрабатывались на всех членов семьи истцов, включая мать, и брата жены (ФИО)2, так как все члены семьи имеют право пользования двумя объектами недвижимости.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, поддержала возражение на исковое заявление, согласно которому доводы истцов являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку основанием для исключения семьи ответчиков из Единого списка явился пп.2 и п.п.7 п.7 Порядка – выявление в предоставленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений. Само по себе участие в программе не гарантирует получение субсидии, поскольку при наступлении событий, перечисленных в п. 7 Приложения 15, граждане исключаются из единого списка.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истцы (ФИО)1, (ФИО)2 просят решение суда отменить, постановить по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывают, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. В качестве одного из оснований исключения из Единого списка молодых семей, подавших после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки указано выявление в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений. Выявив факт нахождения в собственности (ФИО)1 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение площадью 87 кв.м. (87/4=21.85 кв.м.), расположенное по адресу: (адрес), ответчик не доказал намеренное умолчание истцом об том, в связи с чем, полагают, данное обстоятельство не может быть истолковано, как сокрытие информации, влияющее на принятие решения о признании участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». На момент включения в Программу (ФИО)1 не был осведомлен о наличии в его собственности имущества в виде 1/4 доли в праве собственности на квартиру, поскольку на момент приобретения в собственность указанного объекта недвижимости ((дата)) (ФИО)1 являлся несовершеннолетним, и сделка по приобретению в собственность недвижимости совершалась от его имени законными представителями. Подтверждением является представленное истцом уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.06.2013 г. Исключение из Программы в соответствии с пп.7 ст.7 Порядка считают необоснованным.
Полагают, подлежит применению п.4 ст.3 Правил, согласно которому в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров. Определяя состав семьи истцов суд указал, что (ФИО)7, предоставляя семье истцов в пользование принадлежащее ей жилое помещение - квартиру общей площадью 29,5 кв.м, являясь матерью - (ФИО)2, и брат (ФИО)2 - (ФИО)8- в силу Семейного кодекса РФ являются членами семьи истцов. Суммируя общую обеспеченность истцов жилым помещением, суду надлежало исходить из состава семьи в 5 человек. Таким образом, с учетом наличия у (ФИО)1 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение площадью 87 кв.м. (87/4=21,85 кв.м.), расчет нуждаемости должен производится исходя из совокупной площади помещений, принадлежащих семье: (29.5 кв.м + 21.85 кв.м ) / 5 = 10,27 кв.м. Сам по себе факт вселения (ФИО)1 в жилое помещение не является юридически значимым фактом, поскольку не исключает права пользования указанным помещением всеми членами семьи истцов.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.06.2013 г. истцы обратились в АО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о постановке на учет по подпрограмме 2 «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 гг. и на период до 2015 года».
17.07.2013 г. принято решение о признании семьи (ФИО)14 составом семьи 3 человека ((ФИО)1, (ФИО)2 и дочь (ФИО)15) участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» и «Ипотечное жилищное кредитование» программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 года на период до 2015 года».
30.09.2013 г. между истцами, Агентством и Банком заключено Трехстороннее соглашение о компенсации части процентной ставки по ипотечному Кредитному договору от 02.08.2013 г., в соответствии с которым Агентство взяло на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки истцам в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита по указанному ипотечному кредитному договору, предоставленному за счет средств банка на приобретение жилого помещения.
06.08.2013 г. по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома истцы приобрели квартиру, расположенную по адресу: (адрес).
В соответствии с условиями заключенного ранее трехстороннего соглашения, по состоянию на 22.06.2020 г. семье (ФИО)14 выплачена компенсация части процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения в размере 820 744,70 руб.
19.05.2016 г. в состав семьи включена (ФИО)10, (дата) года рождения.
23.04.2020 истцам было отказано в предоставлении субсидии в связи с наличием в собственности (ФИО)1 с 21.02.1998 года по 23.06.2018 года <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение площадью 87,4 кв.м. (87,4 / 4 = 21,85 кв.м.), расположенное по адресу: (адрес), что подтверждалось выпиской из ЕГРН от 06.02.2020 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент подачи заявления семья истцов не соответствовала критериям нуждаемости в улучшении жилищных условий и незаконно была включена в Единый список участников, истцы не являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена их семьи приходилось по 13,18 кв.м. в жилых помещениях, с учетом имевшегося у (ФИО)1 с 1998 года жилого помещения площадью 21,85 кв.м., в связи с чем, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их правильными, соответствующими требованиям закона и представленным доказательствам.
Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории ХМАО-Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23.12.2010 года № 368-п и Порядком реализации целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утв. Постановлением Правительства автономного округа от 05.04.2011 года № 108-п (далее - Порядок).
В соответствии с программой государственная поддержка участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» осуществляется также и по подпрограмме 4 «Ипотечное жилищное кредитование» (пункт 4 Раздела 5 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года»).
Правила осуществления государственной поддержки граждан Российской Федерации - участников целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» регламентированы Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05 апреля 2011 года №108-п (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2.1-2.4 ст.3 Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения государственной поддержки признаются, среди прочего, граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 г. № 408-п, Постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 № 108-п признано утратившим силу с 01 января 2014 г.
С 01.01.2019 г. вступило в силу постановление Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», которым постановление Правительства ХМАО-Югры № 408-п признано утратившим силу с 1 января 2019 г. и утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 15).
В соответствии с п.2 Приложения 15 к категории молодых семей относятся молодые семьи, в том числе неполные молодые семьи, состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день включения в список претендентов, а также молодые семьи и молодые специалисты, подавшие после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки, в том числе на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств.
В п.3 Приложения 15 указано, что в целях порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий являются члены молодой семьи, если они, в том числе, являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров.
В целях определения нуждаемости в жилом помещении членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
В соответствии с п.7 Приложения 15 граждане исключаются из единого списка в случаях:
1) подачи ими заявления об исключении из списка;
2) утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком (за исключением случая приобретения жилого помещения после постановки на учет в целях получения субсидии для улучшения жилищных условий);
3) отсутствия гражданства Российской Федерации;
4) намеренного ухудшения жилищных условий в соответствии с п. 4 Порядка;
5) получения молодой семьей государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома, получение ранее поддержки молодыми семьями, имеющими право на получение субсидии на вновь рожденных детей в период действия долговых обязательств;
6) выезда граждан, претендующих на получение субсидии, и членов его семьи в другой субъект Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений;
8) отказа в предоставлении субсидии, принятого на основании п. 15 Порядка;
9) отказа от получения субсидии в текущем финансовом году;
10) непредставление документов в период действия уведомления, указанных в п. 12 Порядка;
11) непредставления членами молодой семьи документов о приобретении жилого помещения в целях получения субсидии в срок, установленный п. 9 Порядка.
Согласно пп. 1 п. 15 Приложения 15 к Постановлению Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 года N 346-п отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий (за исключением случаев приобретения жилья после постановки на учет с целью получения субсидии), является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы.
Выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений также является основанием для отказа в признании гражданина участником целевой программы (пп. 7 п. 15 Приложения 15).
Согласно п.3 Порядка ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, возлагается на заявителя.
Молодые семьи обязаны уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки не позднее 30 календарных дней с даты изменения обстоятельств (п. 5 Порядка).
Порядком также предусмотрено, что документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением молодыми семьями государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, направленных на улучшение жилищных условий, если они не представлены членами молодой семьи, молодым специалистом по собственной инициативе, запрашиваются организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 Приложения 15).
Решение об исключении из списка принимается уполномоченной организацией в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления от гражданина и (или) сведений и документов, полученных от органов государственной власти, органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия (п. 7 Приложения 15).
Проанализировав положения Порядка реализации Целевой программы, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.04.2011 года N 108-п, действовавшего на момент принятия решения о предоставлении ответчикам компенсации процентной ставки, предусматривающего, что для установления у лица, желающего встать на учет с целью получения государственной поддержки в рамках подпрограммы (признания участником подпрограммы), нуждаемости в жилом помещении, обязательным являлось предоставление достоверных сведений относительно наличия (отсутствия) у него иных жилых помещений, суд пришел к выводу о том, что истцы в нарушение обязательства, указанного в заявлении для предоставления государственной поддержки, не сообщили о факте наличия у (ФИО)1 с 1998 года <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес), что составляет 21,85 кв.м., указав в заявлении недостоверные сведения в части нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Как следует из материалов дела, по сведениям органа регистрационного учета, в период с 21.02.1998 г. по 23.06.2016 г. в собственности (ФИО)1 находилась <данные изъяты> доля в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), общей площадью 87 кв.м., что составляет 21,85 кв.м. (87/4=21,85 кв.м.).
Однако при подаче заявления истцы данные сведения о наличии у (ФИО)1 <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру не отразили, указав в заявлении о том, что они и члены их семьи жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма на территории ХМАО-Югры и других субъектов РФ не имеют.
На момент подачи заявления (05.06.2013) семья (ФИО)1 проживала в жилом помещении общей площадью 29,5 кв.м., принадлежащем (ФИО)7 (матери истицы) по адресу: (адрес), состав семьи 5 человек: (ФИО)1, (ФИО)2, (ФИО)6, (ФИО)7 (мать (ФИО)2), (ФИО)8 (брат (ФИО)2).
Таким образом, в связи с установлением новых сведений о наличии у (ФИО)1 <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, обеспеченность (ФИО)1, (ФИО)2 и дочь заявителей жилой площадью в совокупности составляла 39,55 кв.м (29,5 кв.м / 5 х 3 + 21,85 кв.м.) и превышала требуемые для постановки на учет 12 кв.м на одного человека (составляла 13,18 кв.м. на каждого члена семьи (39,55 кв.м. / 3)).
При указанных обстоятельствах истцы не имели права на господдержку в виде компенсации процентной ставки банковского процента по ипотеке.
23.04.2020 г. в адрес истцов было направлено сообщение о признании недействительной постановки семьи (ФИО)14 на учет, поскольку при постановке на учет они скрыли факт отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент постановки на учет у семьи (ФИО)14 (составом семьи 3 человека) отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходилось более 12 кв.м., нашёл требования истцов не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что (ФИО)14 (составом семьи 3 человека) не являлись лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, решение АО «Ипотечное агентство Югры» об исключении семьи (ФИО)14 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений молодым семьям, подавшим после 31 декабря 2010 года заявления на получение мер государственной поддержки государственной программы ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года №346-п, соответствует как требованиям законодательства, так и фактическим обстоятельствам дела, основания для удовлетворения исковых требований о признании указанного решения незаконным отсутствуют.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции не представлены.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат новых обстоятельств, основаны на обстоятельствах, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и гражданского процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 27 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1, (ФИО)2 – без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Беспалова В.В.
Данилов А.В.