Решение по делу № 2-472/2024 (2-5290/2023;) от 29.11.2023

Дело № 2-472/2024

61RS0001-01-2023-005415-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2024 года г. Ростов-на-Дону     

Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Мудраковой А.И.,

при помощнике судьи Севостьяновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах инвалидов и других маломобильных групп населения к ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону, Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании устранить нарушения требований о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах инвалидов и других маломобильных групп населения обратился в суд с иском к ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону, Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании устранить нарушения требований о социальной защите инвалидов. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону расположена по адресу: .... (далее - ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17») требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Проведенной прокуратурой района проверкой доступности для маломобильных групп населения в деятельности ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 отсутствует тактильно-контрастный указатель перед лестницей; в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.5.1 СП 59.13330.2020 отсутствует знак доступности; в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 кнопка вызова персонала неконтрастна по отношению к поверхности, на которой расположена; в нарушение п. 7*2.2.3 ГОСТ 51671-2020 ненормативное расположение кнопки вызова высота 1,4 м, место расположения кнопки вызова в пределах радиуса открывания двери; в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 дверная ручка неконтрастна по отношению к полотну двери; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение СП 59.13330.2020 отсутствует яркая контрастная маркировка стеклянных поверхностей дверных полотен (на одной двери контрастная маркировка расположена на уровне 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м); при проведении проверки не предоставлен паспорт доступности, план мероприятий согласно Приказа Минздрава России от 12.11.2015 N 802н, Приказа Минздрава России от 20.11.2015 № 834.

В целях устранения выявленных нарушений 28.08.2023 главному врачу ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону внесено представление об их устранении, в рамках рассмотрения которого учреждением в прокуратуру района представлен ответ, согласно которому устранена вышеуказанная часть нарушений. При этом остальные нарушения устранить не представляется возможным в связи с необходимостью проведения капитального ремонта, подготовка к проведению которого, включая реализацию доступности здания и сооружения для маломобильных групп населения ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» планируется в 2023-2024г.

Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения закона о социальной защите инвалидов до настоящего времени не устранены, а именно: в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м).

В связи с изложенным истец просил обязать Министерство здравоохранения г.Ростова-на-Дону осуществить финансирование работ МБУЗ «Детская городская поликлиника № 17 г. Ростова-на-Дону» по осуществлению капитального ремонта, обязать ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону (ИНН , зарегистрированное адресу: г. ...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м).

Представитель истца - помощник прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Турченкова С.М. в судебное заседание явилась, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, в окончательной редакции просила обязать Министерство здравоохранения г.Ростова-на-Дону осуществить финансирование работ МБУЗ «Детская городская поликлиника № 17 г. Ростова-на-Дону» по осуществлению капитального ремонта, обязать ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону (ИНН , зарегистрированное адресу: г. ...) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м).

Представитель ответчика ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону – Землянский В.Г., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, уточенные требования в части требований к ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону признал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ростовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представлял отзыв на исковое заявление согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика Министерства здравоохранения Ростовской области в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статья 18 Конституции Российской Федерации определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ № 384-ФЗ) доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181 -ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ организации независимо от организационно- правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На основании ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (далее - СП 59.13330.2020).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону расположена по адресу: .... (далее - ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17») требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Проведенной прокуратурой района проверкой доступности для маломобильных групп населения в деятельности ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону выявлены следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: в нарушение п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 отсутствует тактильно-контрастный указатель перед лестницей; в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.5.1 СП 59.13330.2020 отсутствует знак доступности; в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 кнопка вызова персонала неконтрастна по отношению к поверхности, на которой расположена; в нарушение п. 7*2.2.3 ГОСТ 51671-2020 ненормативное расположение кнопки вызова высота 1,4 м, место расположения кнопки вызова в пределах радиуса открывания двери; в нарушение п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 дверная ручка неконтрастна по отношению к полотну двери; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение СП 59.13330.2020 отсутствует яркая контрастная маркировка стеклянных поверхностей дверных полотен (на одной двери контрастная маркировка расположена на уровне 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м); при проведении проверки не предоставлен паспорт доступности, план мероприятий согласно Приказа Минздрава России от 12.11.2015 N 802н, Приказа Минздрава России от 20.11.2015 № 834.

В целях устранения выявленных нарушений 28.08.2023 главному врачу ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону внесено представление об их устранении, в рамках рассмотрения которого учреждением в прокуратуру района представлен ответ, согласно которому устранена вышеуказанная часть нарушений. При этом остальные нарушения устранить не представляется возможным в связи с необходимостью проведения капитального ремонта, подготовка к проведению которого, включая реализацию доступности здания и сооружения для маломобильных групп населения ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» планируется в 2023-2024г.

Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения закона о социальной защите инвалидов до настоящего времени не устранены, а именно: в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м).

Доказательств обратного в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, а также не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону, пояснившим, что выявленные нарушения не были устранены ввиду отсутствия финансирования.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону устранить выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Разрешая требования истца об обязании Министерство здравоохранения г.Ростова-на-Дону осуществить финансирование работ МБУЗ «Детская городская поликлиника №17 г. Ростова-на-Дону» по осуществлению капитального ремонта, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону является бюджетным учреждением здравоохранения, осуществляющим оказание медицинской помощи гражданам и работает в системе обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н, тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону до конца 2022 года являлось муниципальным учреждением и находилось в ведении Администрации города Ростова-на-Дону.

Постановлением правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 134 утверждено Положение о министерстве здравоохранения в Ростовской области.

В силу п. 1.10 Положения министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, главного администратора доходов областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Министерство здравоохранения Ростовской области в соответствии с Положением о министерстве, утвержденном постановление Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 134, является исполнительным органом Ростовской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения и в связи с передачей вышеназванной медицинской организации из муниципальной собственности в государственную собственность Ростовской области с 01.01.2023 осуществляет в отношении данной организации полномочия учредителя.

Из отзыва Министерства здравоохранения Ростовской области следует, что по результатам экспертного заключения Союза «Торгово-промышленной палаты Ростовской области» состояние помещения пристройки к зданию оценивается как аварийное, рекомендовано проведение работ по капитальному ремонту. В целях формирования заявки на выделение средств для проведения капитального ремонта указанного здания, минздравом РО в адрес главного врача учреждения направлено письмо от 05.12.2023 № 22.5-5.1.3/1324 о необходимости подготовки пакета документов-обоснований в соответствии с рекомендациями, указанными в письме минздрава РО от 04.05.2023 № 22-5.1.4/3538. Однако до настоящего времени в адрес минздрава РО необходимые документы из ГБУ РО «ДГП № 17» в г. Ростове-на-Дону не поступали.

Представитель ответчика ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону в судебном заседании пояснил, что пакет документов для формирования заявки на выделение средств для проведения капитального ремонта не был представлен в Министерство здравоохранения Ростовской области, поскольку отсутствовала информация об объемах выполнения работ, для чего в настоящее время заключен договор на проведение экспертизы. Представить необходимые документы будет возможно в течение двух месяцев.

При таких данных, учитывая, что документы, необходимые для формирования заявки на выделение средств для проведения капитального ремонта, в Министерство здравоохранения Ростовской области ответчиком ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону не предоставлены, суд полагает, что требование об обязании Министерство здравоохранения г.Ростова-на-Дону осуществить финансирование работ МБУЗ «Детская городская поликлиника №17 г. Ростова-на-Дону» по осуществлению капитального ремонта является преждевременным, в связи с чем, в настоящее время оснований для удовлетворения данного требования не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах инвалидов и других маломобильных групп населения к ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г.Ростове-на-Дону, Министерству здравоохранения Ростовской области об обязании устранить нарушения требований о социальной защите инвалидов – удовлетворить частично.

Обязать ГБУ РО «Детская городская поликлиника № 17» в г. Ростове-на-Дону (ИНН ) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 ненормативные ступени лестницы (высота подступенка 0,105/0,11/0,12 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 ненормативная высота поручня лестницы (1,06 м / 0,74 м); в нарушение п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 отсутствуют завершающие горизонтальные части поручня перед нижним маршем лестницы; в нарушение п. 5.1.14 табл. 5.1 СП 59.13330.20202 не нормативный уклон пандуса (267%); в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 отсутствует поручень пандуса со стороны стены, ненормативный существующий поручень; в нарушение п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 ненормативная ширина дверной створки двухстворчатой двери (одной створки 0,75 м, общая 1,58 м); в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ненормативная высота порога двери (0,02 м).

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда составлено 22 февраля 2024 года.

2-472/2024 (2-5290/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону
Ответчики
ГБУ РО "Детская городская поликлиника №17" г. Ростова-на-Дону
Министерство здравоохранения Ростовской области
Другие
Землянский Вадим Геннадьевич
Турченкова Софья Михайловна
Суд
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Мудракова Анна Ивановна
Дело на сайте суда
voroshilovsky.ros.sudrf.ru
29.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2023Предварительное судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее