дело 2-33/2023
72RS0013-01-2022-000203-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 30 января 2023 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Зарецкой О.Ф.,
при секретаре Кузнецовой В.В., помощнике Микитенко А.Е.,
с участием прокурора Конанчук А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-33/2023 по иску Администрации <адрес> к ФИО2 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество и признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Администрация города Тюмени обратилась в суд с иском к ФИО2 о принудительном изъятии для муниципальных нужд жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество и признании права собственности на недвижимое имущество. Требования мотивированы тем, что на основании постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ №-рк, принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома по адресу: <адрес> (заключение от ДД.ММ.ГГГГ №). В связи с чем распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, площадью 471 кв.м., и жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 39,8 кв.м, по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено уведомление с приложением указанного распоряжения. В соответствии с выполненным ООО «Центр экономического содействия» отчетом № рыночная стоимость права требования выкупной цены изымаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, при изъятии земельного участка для муниципальных нужд по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 152 000,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ответчику был направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с приложениями. До настоящего дня подписанное соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд ответчиком в Администрацию города Тюмени не представлено. В соответствии с п. 6 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного п. 3 ст. 56.10 ЗК РФ указанного проекта соглашения заказным письмом. Проект соглашения получен ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ у Администрации города Тюмени возникло право на обращение с иском о принудительном изъятии жилого помещения для муниципальных нужд. В связи с чем Администрация города Тюмени просит принудительно изъять для муниципальных нужд муниципального образования городской округ город Тюмень у ФИО2 жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 39,8 кв.м, по цене выкупа 3 152 000,00 рублей. Прекратить право собственности ФИО2 на изымаемое имущество. Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ город Тюмень на: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 39,8 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности ФИО2
Представитель истца Администрации г. Тюмени ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2 и ее представители ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании исковые требования признали частично, просили установить выкупную цену в соответствии с заключением судебной экспертизы № ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (ст. 280 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Из материалов дела следует, что собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу:<адрес> является ФИО2, право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 471 +/- 8 кв.м. по адресу: <адрес>, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, не зарегистрировано, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 19-36 том 1).
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-11 том 1).
Распоряжением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основании заключения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, было решено изъять земельный участок с кадастровым номером №, площадью 471 кв.м.с разрешенным использованием: среднеэтажная жилая застройка, с описанием местоположения <адрес> для муниципальных нужд муниципального образования городской округ город Тюмень, и жилые помещенияв многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе квартиру общей площадью 39,8 кв.м. по адресу: <адрес> для муниципальных нужд муниципального образования городской округ город Тюмень (л.д.14-18 том 1).
14.07.2021 истцом Администрацией г. Тюмени ФИО12 направлено уведомление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проект соглашения об изъятии жилого помещения (л.д. 43-48 том 1), получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в Администрацию г. Тюмени направлен ответ о несогласии с выкупной стоимостью за изымаемое жилое помещение (л.д. 49-51 том 1).
В обоснование размера выкупной цены истцом представлен отчет об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный ООО «Центр экономического содействия», в соответствии с которым размер возмещения за жилое помещение и долю общего имущества в многоквартирном доме, возникающие в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка под жилым домом, адрес объекта: <адрес>, определенная в рамках затратного подхода составляет 3 152 000,00 рублей (л.д. 52-121 том 1).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которой, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения егоизъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Частью 9 названной статьи предусмотрено, что, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В ходе рассмотрения гражданского дела по инициативе истца Администрации г. Тюмени определением суда от 15.03.2022 по гражданскому делу назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос об определении размера выкупной цены изымаемого имущества (л.д. 204-206 том 1).
Согласно выводов заключения эксперта № ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ размер выкупной стоимости изымаемого имущества составляет 4 107 000,00 рублей, в том числе стоимость жилого помещения 2 543 053,00 рублей, стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок 488 000,00 рублей, размер убытков в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения 70 309,00 рублей, размер убытков в связи с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него 59 311,00 рублей, размер убытков в связи с переездом 37 287,00 рублей, размер убытков в связи с оформлением права собственности на другое жилое помещение 2 000,00 рублей, разница в стоимости между изымаемой квартирой № в <адрес> и вновь приобретаемым в собственность жилым помещением 907 271,00 рублей (л.д. 2-79 том 2).
Истцом Администрацией г. Тюмени в связи с несогласием с выводами заключения эксперта № ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ представлена Рецензия ООО «Оценочная компания «АЛЬЯНС» от ДД.ММ.ГГГГ на заключение эксперта № ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, выводы которой о необоснованном включении в размер убытков убытков за арендуемое жилое помещение на время ремонта приобретаемого имущества, экспертом необоснованно применена корректировка скидка на торг на февраль 2021 года, тогда как экспертиза проводилась в период апрель – май 2022 года, не применена корректировка в связи с отсутствием балкона или лоджии, не применена корректировка в связи с наличием предметов мебели и техники для аналогов № и №, проверены судом и нашли свое подтверждение в судебном заседании.
В связи с чем при наличии недостатков при составлении заключения эксперта № ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз» от ДД.ММ.ГГГГ, определением Калининского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена повторная судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта № ООО «Решение» от ДД.ММ.ГГГГ размер выкупной стоимости изымаемого имущества <адрес> составляет 3 007 867,00 рублей, из них рыночная стоимость <адрес> 574 582,00 рубля, рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 471 кв.м по адресу: <адрес> с учетом принадлежащей ФИО2 доли на земельный участок под многоквартирным жилым домом 299 650,00 рублей, стоимость убытков 133 635,00 рублей (л.д. 131-220 том 2).
Суд принимает в качестве доказательства цены выкупа изымаемого имущества, вышеуказанное заключение, поскольку оно отвечает требованиям, установленным статьей 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», при этом суд учитывает, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертиза рыночной стоимости изымаемого имущества для муниципальных нужд проведена путем осуществления осмотра объекта экспертизы, подбора сопоставимых аналогов и выполнения расчетов. При определении рыночной стоимости объекта оценки эксперты применили сравнительных подход с использованием метода сравнения продаж. Заключение эксперта является ясным, полным. Проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд полагает, что заключение экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим цену выкупа. В связи с чем в удовлетворении ходатайства стороны ответчика о назначении по делу повторной судебной экспертизы отказано.
Таким образом, суд считает необходимым установить цену выкупа исходя из результатов повторной судебной экспертизы, в пределах заявленных исковых требований (п. 3 ст. 196 ГПК РФ), в связи с чем изъять у ФИО2 жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 39,8 кв.м, по адресу: <адрес> по цене выкупа в 3 152 000,00рублей.
Нормы п. 3.2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ устанавливают, что отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2) является основанием для прекращения права собственности на изымаемое имущество.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику компенсации.
В связи с удовлетворением исковых требований о принудительном изъятии у ответчика ФИО2 объекта недвижимого имущества, требования о прекращении права собственности ФИО2 на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером №, общей площадью 39,8 кв.м, по адресу: <адрес> выплатой ФИО2 выкупной цены, и признании за муниципальным образованием городской округ город Тюмень права собственности на указанное недвижимое имущество также следует удовлетворить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 15, 280-281 Гражданского кодекса РФ, ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, ст.ст. 14, 35, 54, 56, 67, 98, 194-199, суд
решил:
Иск Администрации города Тюмени к ФИО2 об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности на недвижимое имущество и признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Принудительно изъять у ФИО2 для муниципальных нужд муниципального образования городской округ город Тюмень недвижимое имущество: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером: №, общей площадью 39,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по цене выкупа в 3 152 000,00 руб.
Прекратить право собственности ФИО2 на жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером: № общей площадью 39,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за муниципальным образованием городской округ город Тюмень право собственности на недвижимое имущество: жилое помещение (<адрес>) с кадастровым номером: №, общей площадью 39,8кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Калининский районный суд города Тюмени.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2023 года.
Председательствующий судья О.Ф. Зарецкая
Копия верна
Судья О.Ф. Зарецкая