К делу № 2а-3321/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«2» июля 2018 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Иванченко М.В.
при секретаре судебного заседания Цыганок Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации г. Таганрога об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьев Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказов в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
В обоснование требований указано, что Воробьев Г.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов - для размещения индивидуального жилого дома, площадь земельного участка – 1139 кв.м. В марте 2018 года истец обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству г. Таганрога за разрешением на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке. Все необходимые документы для получения разрешения были переданы в Комитет и зарегистрированы в установленном порядке. 05.04.2018 г. получен отказ по причине отсутствия в документах согласования на строительство от командования в/ч № (аэродром МО Таганрог «Центральный»). 19.04.2018 г. им направлено письмо на имя гл. архитектора г.Таганрога Берестова Ю.И. с аргументированными возражениями, после чего получен повторный отказ (№ от 24.04.18г) по тем же основаниям.
Полагая, что отказ нарушает требования законодательства и его права, административный истец просит:
- признать отказы № от 08.04.2018 г., № от 24.04.2018 г. Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога незаконными и необоснованными,
-обязать Комитет по архитектуре и градостроительству г. Таганрога выдать в установленном законом порядке разрешение на строительство индивидуального жилого дома, на принадлежащем мне по праву собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>,
-взыскать с административного ответчика — Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес> произведенные мною расходы, связанные с защитой моих прав и обращением в судебные органы, в том числе: оплату госпошлины, в сумме 300 рублей, и оплату копирования документов в сумме 208 рублей.
В судебном заседании административный истец Воробьев Г.Г. требования административного иска поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога Дингилиши В.О. исковые требования не признал и полагал, что отказ является законным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> разрешенное использование – для размещения индивидуального жилого дома (л.д.8,9-14).
Подготовив необходимый пакет документов, истец обратился в Администрацию г. Таганрога Комитет по архитектуре и градостроительству для получения на строительство индивидуального жилого дома.
Рассмотрев заявление, Администрация г. Таганрога выдала отказ от 05.04.2018 года №, в котором указала, что представленные документы не соответствует требованиям к строительству объекта капитального строительства установленным градостроительным планом земельного участка от 03.11.2017 года № №. Согласно требованиям градостроительного плана объект капитального строительства размещается в границе зоны с особыми условиями использования территорий – «Приаэродромная территория аэродрома Таганрог(Центральный) и аэродрома Таганрог(Южный) (весь) изону превышения уровня шума и подпадает под действие «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 30.09.2017). В представленном письме № от 14.03.2018 со старшим авиационным начальником аэродрома Таганрог (Ц) командиром воинской части 45096 отсутствует согласование на реконструкцию объекта, а также отсутствует информация о предельно допустимых параметрах шума на земельном участке (л.д.39).
Второй отказ от 24.04.2018 года № содержит те же основания (л.д.43-44).
Исходя из ответа, спора о подаче заявления о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, указанных в части 9 ст. 51 Градостроительного кодекса, не имеется.
Согласно части 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома определен частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частью 9, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Постановлением Администрации г. Таганрога от 08.06.2016 № утвержден регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство». Пунктом 2.16 указанного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Муниципальной услуги:
отсутствие документов, указанных в пункте 2.8 настоящего раздела;
несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Пункт 2.8.2. регламента указывает, что для предоставления разрешения на строительство (реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства:
1) заявление о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию);
2) правоустанавливающие документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности на землю (выданное земельным комитетом, исполнительным комитетом Совета народных депутатов);
3) градостроительный план земельного участка;
4) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Указанный пункт регламента соответствует ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 10 статьи 51 Град. Кодекса РФ установлен запрет на требование иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи.
Отказывая в выдаче разрешения на реконструкцию ответчик указал на нахождение земельного участка в границе зоны с особыми условиями использования территорий – приаэродромная территория, зона превышения уровня шума.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В выданном Воробьеву Г.Г. градостроительном плане земельного участка со ссылкой на правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 №, указано, что принадлежащий истцу земельный участок отнесен к зоне Ж-1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами, указаны параметры объекта, который может быть возведен на земельном участке (количество этажей 3, предельная высота 12м). Также в нем имеется информация об отнесении земельного участка к «Приаэродромная территория аэродрома Таганрог (Центральный) и аэродрома Таганрог (Южный) (весь, зона превышения уровня шума (весь)» (л.д.15-35).
Положениями <данные изъяты>
Таким образом, исходя из положений ст. 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
Вместе с тем, в нарушение требований ст. 51 ГрК РФ отказ администрации г. Таганрога не содержится ссылок на конкретные правовые нормы в обоснование мотивов отказа, не указано на несоответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства конкретным требованиям градостроительного плана земельного участка.
Что касается Воздушного кодекса РФ, то с 1 июля 2017 года статья 46 утратила силу в связи с принятием ФЗ № 135-ФЗ. Статья 47 Воздушного кодекса регулирует порядок установления приаэроромной территории, с выделением подзон. Требований о проведении согласования строительства в данной статье не имеется.
В силу ч.3 ст. 4 Закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах указанных в части1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов
В соответствии с подп.1 ч.7 ст.4 Закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Из письма ВрИО командира войсковой части 45096 (л.д.40) и директора по летной работе ТАНТК им. Г.М. Бериева (л.д.41) следует, что двухэтажный дом высотой 8.8м., расположенный по адресу пер. Армейский,16, не будет влиять на безопасность полетов.
Индивидуальный жилой дом соответствует требованиям градостроительного кодекса и не является объектом, создающим угрозу безопасности полетов, а право собственности на земельный участок у истца возникло до принятия закона.
Из изложенного суд делает вывод, что уполномоченное на выдачу разрешений на строительство лицо, не выполнило обязанности, предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса, и безосновательно отказало в выдаче разрешения на строительство.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что жилой дом предполагается возвести на земельном участке, имеющим разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Проектируемое строение соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Что касается нахождения земельного участка в зоне превышения уровня шума, то конструктивные решения для уменьшения шумового воздействия от аэродрома Таганрог (Центральный) проектировщик разрабатывает по заказу застройщика в соответствии с СП 51.13330.2011.
Таким образом, при строительстве собственник, учитывая зону расположения земельного участка, в целях обеспечения собственного комфорта и снижения шумового воздействия, принимает соответствующие меры к повышению звукозащиты жилого дома. Установление этой зоны никак не влияет на возможность строительства объекта, соответствующего назначению земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, а также в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 178, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд, установив, что истцом представлены все необходимые документы, обязывает Администрацию в лице Комитета по архитектуре и градостроительству выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО2 к Администрации г. Таганрога об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию и обязании устранить нарушения, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Таганрога от 08.04.2018 года №, от 24.04.2018 № в выдаче ФИО2 разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию г. Таганрога Комитет по архитектуре и градостроительству выдать ФИО2 разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 6 июля 2018 года.
Председательствующий: