Решение по делу № 2а-49/2021 от 25.01.2021

Дело №2а-49/2021

                            УИД 22RS0057-01-2020-000271-47

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года с. Угловское

Угловский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Воробьевой Е.В.,

при секретаре Лединой С.В.,

с участием представителя заинтересованного лица – помощника прокурора Угловского района Чавриковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края к ОСП Угловского района УФССП России по Алтайскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Администрация Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края обратилась с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в его обоснование, что решением Угловского районного суда Алтайского края от 11.10.2019 на Администрацию ТОполинского сельсовета возложена обязанность в срок не позднее 01.09.2020 создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, определить схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории населенных пунктов Тополинского сельсовета Алтайского края, внести сведения о созданных местах (площадках) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством. В установленный решением суда срок Администрация сельсовета исполнила возложенные обязанности частично. 04.09.2020 судебным приставом ОСП Угловского района вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. В соответствии с действующим законодательством участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО относится к вопросам местного значения муниципального района. Соглашением от 12.12.2019 полномочия по решению вышеуказанного вопроса местного значения переданы сельскому поселению (МО Тополинский сельсовет). В соответствии с приложением к указанному соглашению объем средств, передаваемых в качестве межбюджетных трансфертов на реализацию данных полномочий в 2020 году составил 33,7тыс. руб. В целях исполнения переданных полномочий Администрацией сельсовета приняты следующие меры: утверждена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО. Вместе с тем, выполнить решение суда в установленный срок в полном объеме не представляется возможным по причине недостаточности средств, выделенных на реализацию полномочий. В Администрацию района было направлено ходатайство об увеличении размера межбюджетных трансфертов, однако необходимый объем средств выделен не был. С учетом изложенного считает, что вина Администрации сельсовета в неисполнении решения суда в установленный срок отсутствует. Просит освободить должника – Администрацию Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.09.2020 по исполнительному производству в размере 50000 руб.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица помощник прокурора Угловского района Чаврикова Е.С. полагала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как виновного поведения должника не установлено, административный истец предпринял все, зависящие от него меры, для исполнения решения суда.

В судебное заседание представители административного истца Администрации Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края, административных ответчиков ОСП Угловского района УФССП России по Алтайскому краю, УФССП России по Алтайскому краю, заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП Угловского района Боровик А.Ю., представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, Администрации Угловского района Алтайского края не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии указанных лиц.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края указал, что полагает возможным освободить Администрацию Тополинского сельсовета от взыскания исполнительского сбора, поскольку последняя приняла все меры, направленные на надлежащее исполнение содержащегося в исполнительном документе требования, а именно, утверждены реестр и схемы размещения мест накопления ТКО, рассчитан необходимый объем финансовых средств для реализации переданных полномочий, направлено ходатайство о выделении дополнительных средств.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 22 января 2020 года изменено решение Угловского районного суда Алтайского края от 11 октября 2019 года, в том числе на администрацию Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края возложена обязанность в срок не позднее 1 сентября 2020 года создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Тополинский сельсовет Угловского района Алтайского края (с.Топольное, пос. Тополинский Лесхоз), внести сведения о созданных местах накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Угловского района УФССП России по Алтайскому краю от 4 марта 2020 года на основании исполнительного листа от 25 февраля 2020 года, выданного Угловским районным судом Алтайского края, возбуждено исполнительное производство об обязании Администрации Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края в срок до 01.09.2020 создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, определить схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории населенных пунктов Тополинского сельсовета Алтайского края, внести сведения о созданных местах (площадках) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством. Администрации Тополинского сельсовета установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований с момента получения копии постановления. Копия данного постановления вручена должнику 19 марта 2020 года.

31.08.2020 Администрацией Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края судебному приставу-исполнителю представлена информация о частичном исполнении решения суда.

Пунктом 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) определено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно части 9 статьи 21 Закона №229-ФЗ в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

    В соответствии с частью 11 статьи 30 Закон №229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого закона.

    Как предусмотрено частью 12 той же статьи, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с часть. 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим кодексом.

Согласно ч. 13 ст. 30 Закона №229-ФЗ если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

    При этом согласно части 9 статьи 31 Закона № 229-ФЗ в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

Из приведенных положений следует, что срок добровольного исполнения требований исполнительного документа, выданного во исполнение решения суда, которым должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, подлежит установлению судебным приставом исполнителем при возбуждении исполнительного производства продолжительностью не менее 5 рабочих дней и подлежит исчислению со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, но не ранее истечения установленного судом срока.

Анализируя указанное выше постановление о возбуждении исполнительного производства судебного пристава исполнителя ОСП Угловского района, суд отмечает, что оно вынесено с нарушением действующего законодательства, поскольку постановление вынесено в отсутствии оснований для принудительного исполнения решения суда, так как установленный в решении суда срок для добровольного исполнения требований не истек. Также следует отметить, что установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок определен судебным приставом-исполнителем с нарушением требований Закона №229-ФЗ.

4 сентября 2020 года в связи с неисполнением в срок, установленный решением суда, требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Статьей 112 Закона №229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Из постановления от 04.09.2020 следует, что оно вынесено до истечения пятидневного срока, предусмотренного ч. 12 ст. 30 Закона №229-ФЗ, а именно, спустя 2 рабочих дня после истечения установленного судом срока для добровольного исполнения решения суда.

В силу части 7 статьи 112 Закона №229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного его исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публичноправовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 75 названного постановления судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

В свою очередь предусмотренный законом срок добровольного исполнения требований исполнительного документа независимо от факта оспаривания постановления о взыскании исполнительского сбора имеет значение для вопросов о наличии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, оснований для ответственности за нарушение обязательства, которые подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В силу п.п. 6, 7 ст. 112 Закона №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, при рассмотрении требований об уменьшении размера исполнительского сбора, отсрочке или рассрочке его уплаты необходимо установление степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, наличия иных существенных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению решения суда. При рассмотрении требований об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора необходимо установление наличия либо отсутствия оснований ответственности должника за нарушение обязательства.

    По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

    Из материалов дела следует, что в период предоставленного судом срока исполнения решения должником исполнено решение частично: принято постановление от 21.08.2020 №17 «Об утверждении реестра и схем размещения мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Тополинский сельсовет Угловского района Алтайского края», утвержден реестр и схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов в с. Топольное, пос. Тополинский Лесхоз, рассчитан необходимый объем денежных средств для окончательного исполнения решения суда и переданных полномочий, направлено ходатайство от 10.06.2020 №53а об увеличении межбюджетных трансфертов.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

В силу пункта 3.1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

В качестве доказательств невозможности исполнения судебного акта представлены: справка о количестве и стоимости площадок для ТКО и контейнеров для сбора ТКО, спецификация, локальный сметный расчет, ответ Администрации Угловского района Алтайского края об отсутствии в бюджете района средств для увеличения финансирования переданных полномочий.

Материалами дела подтверждено, что Администрация Тополинского сельсовета на протяжении всего времени исполнения решения суда предпринимала все необходимые меры и совершала действия, направленные на исполнение решения суда в пределах предоставленных трансфертов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом представлено достаточно доказательств отсутствия его вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, и полагает возможным удовлетворить требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административные исковые требования Администрации Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края к ОСП Угловского района УФССП России по Алтайскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить в полном объеме.

Освободить должника - Администрацию Тополинского сельсовета Угловского района Алтайского края – от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Угловского района УФССП России по Алтайскому краю от 04.09.2020 по исполнительному производству -ИП в размере 50000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Угловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 22.02.2021.

Судья __________Е.В. Воробьева

2а-49/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Тополинского сельсовета Угловского района
Ответчики
ОСП Угловского района
УФССП России по Алтайскому краю
Другие
Прокурор Угловского района
Суд
Угловский районный суд Алтайского края
Судья
Воробьева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
uglovsky.alt.sudrf.ru
25.01.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
26.01.2021Передача материалов судье
26.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2021Судебное заседание
22.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее