Решение по делу № 2-159/2024 (2-2276/2023;) от 29.08.2023

УИД 68RS0002-01-2023-002447-85

Дело № 2-159/2024 (2-2276/2023;)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 23 » мая 2024 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Абрамовой С.А.

при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,

с участием прокурора Лакомкина Н.А.

при участии представителя истца-ответчика Никитиной Т.В., ответчиков-истцов Котловой С.М., Кураптевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Тамбова Тамбовской области к Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. о выкупе жилого помещения, по встречному иску Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. к администрации г.Тамбова Тамбовской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Тамбова Тамбовской области обратилась в суд с иском к Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в собственность городского округа – город Тамбов, за выкупную цену, определенную судебной экспертизой, прекращении права собственности на жилое помещение, в обоснование иска указав, что на основании постановления администрации г.Тамбова №5965 от 06.08.2015г. данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Считает, что в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник квартиры имеет право выбора способа обеспечения их жилищных прав – предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Ответчику предлагалось заключить договор мены на иное жилое помещение, от чего он отказался. Возможно внезапное обрушение конструкций дома, что создает реальную опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.

Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. обратились в суд со встречным иском к администрации г. Тамбова Тамбовской области о предоставлении жилого помещения, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящее не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, взамен изымаемого жилого помещения – ***.

В судебном заседании представитель истца-ответчика администрации г. Тамбова Тамбовской области Никитина Т.В. поддержала предъявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования не признала.

Ответчики-истцы Котлова С.М., Кураптева Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, встречные исковые требования поддержали, пояснив, что за выкупную цену, указанную заключении судебной экспертизы, жилое помещение приобрести невозможно, просили предоставить им жилое помещение взамен изымаемого, состоящее не менее чем из 3 комнат и расположенное не выше 3-го этажа, поскольку они страдают рядом серьезных хронических заболеваний, а Кураптева Н.Н., кроме того, имеет преклонный возраст и не в состоянии подниматься на более высокий этаж..

Ответчик Котлов А.Р. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006года, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

С принятием данного закона обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 2 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" под аварийным жилищным фондом в рамках реализации данного закона понимается- совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Переселение граждан из такого жилищного фонда предусматривает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. (п.3 ст. 2 Федерального закона №185-ФЗ).

Постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. №414 утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 г.г.

Целями и задачами данной программы является обеспечениеустойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; улучшение условий проживанияграждан; проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условийпереселенияиз аварийного жилищного фонда; эффективное использование бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан.

Программой предусмотрено переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с частями1-9 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачётом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путём заключения договоров мены или купли-продажи.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Однако нормы ст. 32 Жилищного кодекса РФ подлежат применению к спорным правоотношениям в совокупности с требованиями областной адресной программы по переселению и Федерального закона от 2 июля 2007 года N 185-ФЗ. Как указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме применяются нормы частей1-3, 5-9 статьи32 ЖК РФ. При этом положения части4 статьи32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно ч.9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Частью 3 статьи16 Федерального закона от 21 июля 2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации г.Тамбова № 5965 от 06.08.2015г., ***, признан аварийным и подлежащим сносу, определены меры по переселению граждан из дома, признанного аварийным (л.д.51)..

Данный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 г.г., утв. постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. № 414.

Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. принадлежит квартира *** по 1/3 доли каждому, в данном доме с кадастровым номером ***, общей площадью 34,5 кв.м., о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись 08.07.2015г.(л.д.8-14, 66-69).

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Котлов А.Р., Котлова С.М., Кураптева Н.Н., приобретшие квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, о чем они был проинформирован уведомлением от 25.05.2023г., которое было вручено 26.05.2023г.(л.д.21, 26).

Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 24.05.2023г. № 4119 у ответчиков Котлова А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. были изъяты для муниципальных нужд принадлежащие им 979/10000 доли земельного участка и жилое помещение – *** (л.д.19-20).

25.05.2023г. администрацией г.Тамбова в адрес Котлова А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. был направлен проект соглашения об изъятии принадлежащего им недвижимого имущества. Соглашение подписано не было, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском (л.д.22-24).

Согласно представленному администрацией г. Тамбова Тамбовской области отчету об оценке, составленным ИП ФИО8 № 2023-05-01/3 от 19.05.2023 (л.д.18), рыночная стоимость квартиры ответчиков и их доли в праве общей долевой собственности на земельный участок составляет 3082649 руб., в том числе: квартира –2373600 руб., доля в земельном участке –709049 руб.

В ходе судебного разбирательства по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Экспертное бюро №1».

Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Экспертное бюро №1» № 24-01-132-Э-ПО-С от 29.02.2023г. (л.д.98-166), рыночная стоимость данного имущества составляет на дату проведения оценки составляет 3776060 руб., в том числе: квартира –3342060 руб., доля в земельном участке –434000 руб..

Как установлено судом, Котлов А.Р., Котлова С.М., Кураптева Н.Н. от предложенной квартиры, расположенной по адресу: *** (13 этаже), отказались, мотивировав это тем, что Кураптева Н.Н., *** г.р., является пенсионеркой преклонного возраста, Котлова С.М., *** г.р., страдает *** и рядом других заболеваний, в силу чего проживание в предложенной администрацией г. Тамбова Тамбовской области квартире (на 13 этаже жилого дома) не представляется возможным, равно, как и приобретение жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, за выкупную цену, определенную заключением судебной оценочной экспертизы. (л.д.16, 98-166,200-201).

Отказывая в удовлетворении исковых требований администрации г.Тамбова и удовлетворяя встречные исковые требования Котловой С.М. и Кураптевой Н.Н., суд исходит из следующего.

В силу п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления от 21 апреля 2003 г. N 6-П, от 8 июня 2010 г. N 13-П, определение от 03 ноября 2006 г. N 455-О).

Соблюдением конституционных юридических гарантий права частной собственности является предоставление равноценного возмещения изымаемого жилого помещения, в данном случае покупка ответчикам равноценного жилого помещения, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящего не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, что, тем более, вызывается необходимостью с учетом преклонного возраста, состояния здоровья ответчиков Котловой С.М. и Кураптевой Н.Н., подтвержденного медицинскими документами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова Тамбовской области к Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. о выкупе жилого помещения и об удовлетворении встречных исковых требований Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. к администрации г. Тамбова Тамбовской области о предоставлении на праве общей долевой собственности Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н., по 1/3 доле каждому, благоустроенного жилого помещения на территории городского округа - города Тамбова, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящем не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, взамен изымаемого жилого помещения – ***.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации *** (ИНН *** к Котлову А.Р. (паспорт ***), Котловой С.М. (паспорт ***), Кураптевой Н.Н. (паспорт ***) о выкупе жилого помещения – отказать.

Встречные исковые требования Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. к администрации г. Тамбова Тамбовской области удовлетворить.

Обязать Администрацию города Тамбова Тамбовской области предоставить на праве общей долевой собственности Котлову А.Р. Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. по 1/3 доле каждому благоустроенное жилое помещение на территории городского округа - города Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящее не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, взамен изымаемого жилого помещения – ***.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья: подпись С.А.Абрамова

Мотивированное решение составлено 30.05.2024 года.

Судья: подпись С.А.Абрамова

Копия верна

Судья С.А.Абрамова

Секретарь судебного заседания А.И.Горнов

Решение не вступило в законную силу по состоянию на 30.05.2024 г.

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-159/2024г. Ленинского районного суда г. Тамбова

Судья С.А.Абрамова

Секретарь судебного заседания А.И.Горнов

УИД 68RS0002-01-2023-002447-85

Дело № 2-159/2024 (2-2276/2023;)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 23 » мая 2024 года г. Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

судьи Абрамовой С.А.

при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,

с участием прокурора Лакомкина Н.А.

при участии представителя истца-ответчика Никитиной Т.В., ответчиков-истцов Котловой С.М., Кураптевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Тамбова Тамбовской области к Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. о выкупе жилого помещения, по встречному иску Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. к администрации г.Тамбова Тамбовской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Тамбова Тамбовской области обратилась в суд с иском к Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. о выкупе жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в собственность городского округа – город Тамбов, за выкупную цену, определенную судебной экспертизой, прекращении права собственности на жилое помещение, в обоснование иска указав, что на основании постановления администрации г.Тамбова №5965 от 06.08.2015г. данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Считает, что в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» собственник квартиры имеет право выбора способа обеспечения их жилищных прав – предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Ответчику предлагалось заключить договор мены на иное жилое помещение, от чего он отказался. Возможно внезапное обрушение конструкций дома, что создает реальную опасность для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.

Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. обратились в суд со встречным иском к администрации г. Тамбова Тамбовской области о предоставлении жилого помещения, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящее не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, взамен изымаемого жилого помещения – ***.

В судебном заседании представитель истца-ответчика администрации г. Тамбова Тамбовской области Никитина Т.В. поддержала предъявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, встречные исковые требования не признала.

Ответчики-истцы Котлова С.М., Кураптева Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, встречные исковые требования поддержали, пояснив, что за выкупную цену, указанную заключении судебной экспертизы, жилое помещение приобрести невозможно, просили предоставить им жилое помещение взамен изымаемого, состоящее не менее чем из 3 комнат и расположенное не выше 3-го этажа, поскольку они страдают рядом серьезных хронических заболеваний, а Кураптева Н.Н., кроме того, имеет преклонный возраст и не в состоянии подниматься на более высокий этаж..

Ответчик Котлов А.Р. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о слушании дела.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006года, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

С принятием данного закона обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, членов его семьи осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства".

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 2 июля 2007 года №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства" под аварийным жилищным фондом в рамках реализации данного закона понимается- совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2017года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Переселение граждан из такого жилищного фонда предусматривает принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. (п.3 ст. 2 Федерального закона №185-ФЗ).

Постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. №414 утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 г.г.

Целями и задачами данной программы является обеспечениеустойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; улучшение условий проживанияграждан; проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условийпереселенияиз аварийного жилищного фонда; эффективное использование бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан.

Программой предусмотрено переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии с частями1-9 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачётом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путём заключения договоров мены или купли-продажи.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение изымается у собственника путем его выкупа; решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Однако нормы ст. 32 Жилищного кодекса РФ подлежат применению к спорным правоотношениям в совокупности с требованиями областной адресной программы по переселению и Федерального закона от 2 июля 2007 года N 185-ФЗ. Как указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме применяются нормы частей1-3, 5-9 статьи32 ЖК РФ. При этом положения части4 статьи32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Согласно ч.9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Частью 3 статьи16 Федерального закона от 21 июля 2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации г.Тамбова № 5965 от 06.08.2015г., ***, признан аварийным и подлежащим сносу, определены меры по переселению граждан из дома, признанного аварийным (л.д.51)..

Данный дом включен в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2019-2025 г.г., утв. постановлением администрации Тамбовской области от 09.04.2019г. № 414.

Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. принадлежит квартира *** по 1/3 доли каждому, в данном доме с кадастровым номером ***, общей площадью 34,5 кв.м., о чем в ЕГРН внесена соответствующая запись 08.07.2015г.(л.д.8-14, 66-69).

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Котлов А.Р., Котлова С.М., Кураптева Н.Н., приобретшие квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ, имеет право выбора способа обеспечения своих жилищных прав - предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп, о чем они был проинформирован уведомлением от 25.05.2023г., которое было вручено 26.05.2023г.(л.д.21, 26).

Постановлением администрации г.Тамбова Тамбовской области от 24.05.2023г. № 4119 у ответчиков Котлова А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. были изъяты для муниципальных нужд принадлежащие им 979/10000 доли земельного участка и жилое помещение – *** (л.д.19-20).

25.05.2023г. администрацией г.Тамбова в адрес Котлова А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. был направлен проект соглашения об изъятии принадлежащего им недвижимого имущества. Соглашение подписано не было, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском (л.д.22-24).

Согласно представленному администрацией г. Тамбова Тамбовской области отчету об оценке, составленным ИП ФИО8 № 2023-05-01/3 от 19.05.2023 (л.д.18), рыночная стоимость квартиры ответчиков и их доли в праве общей долевой собственности на земельный участок составляет 3082649 руб., в том числе: квартира –2373600 руб., доля в земельном участке –709049 руб.

В ходе судебного разбирательства по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Экспертное бюро №1».

Согласно заключению судебной экспертизы ООО «Экспертное бюро №1» № 24-01-132-Э-ПО-С от 29.02.2023г. (л.д.98-166), рыночная стоимость данного имущества составляет на дату проведения оценки составляет 3776060 руб., в том числе: квартира –3342060 руб., доля в земельном участке –434000 руб..

Как установлено судом, Котлов А.Р., Котлова С.М., Кураптева Н.Н. от предложенной квартиры, расположенной по адресу: *** (13 этаже), отказались, мотивировав это тем, что Кураптева Н.Н., *** г.р., является пенсионеркой преклонного возраста, Котлова С.М., *** г.р., страдает *** и рядом других заболеваний, в силу чего проживание в предложенной администрацией г. Тамбова Тамбовской области квартире (на 13 этаже жилого дома) не представляется возможным, равно, как и приобретение жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, за выкупную цену, определенную заключением судебной оценочной экспертизы. (л.д.16, 98-166,200-201).

Отказывая в удовлетворении исковых требований администрации г.Тамбова и удовлетворяя встречные исковые требования Котловой С.М. и Кураптевой Н.Н., суд исходит из следующего.

В силу п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов зависят от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления от 21 апреля 2003 г. N 6-П, от 8 июня 2010 г. N 13-П, определение от 03 ноября 2006 г. N 455-О).

Соблюдением конституционных юридических гарантий права частной собственности является предоставление равноценного возмещения изымаемого жилого помещения, в данном случае покупка ответчикам равноценного жилого помещения, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящего не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, что, тем более, вызывается необходимостью с учетом преклонного возраста, состояния здоровья ответчиков Котловой С.М. и Кураптевой Н.Н., подтвержденного медицинскими документами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации г. Тамбова Тамбовской области к Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. о выкупе жилого помещения и об удовлетворении встречных исковых требований Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. к администрации г. Тамбова Тамбовской области о предоставлении на праве общей долевой собственности Котлову А.Р., Котловой С.М., Кураптевой Н.Н., по 1/3 доле каждому, благоустроенного жилого помещения на территории городского округа - города Тамбова, соответствующего предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящем не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, взамен изымаемого жилого помещения – ***.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации *** (ИНН *** к Котлову А.Р. (паспорт ***), Котловой С.М. (паспорт ***), Кураптевой Н.Н. (паспорт ***) о выкупе жилого помещения – отказать.

Встречные исковые требования Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. к администрации г. Тамбова Тамбовской области удовлетворить.

Обязать Администрацию города Тамбова Тамбовской области предоставить на праве общей долевой собственности Котлову А.Р. Котловой С.М., Кураптевой Н.Н. по 1/3 доле каждому благоустроенное жилое помещение на территории городского округа - города Тамбова, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, состоящее не менее чем из 3 комнат, не выше 3 этажа, взамен изымаемого жилого помещения – ***.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья: подпись С.А.Абрамова

Мотивированное решение составлено 30.05.2024 года.

Судья: подпись С.А.Абрамова

Копия верна

Судья С.А.Абрамова

Секретарь судебного заседания А.И.Горнов

Решение не вступило в законную силу по состоянию на 30.05.2024 г.

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-159/2024г. Ленинского районного суда г. Тамбова

Судья С.А.Абрамова

Секретарь судебного заседания А.И.Горнов

2-159/2024 (2-2276/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Тамбова
Администрация г. Тамбова Тамбовской области
Ответчики
Котлов Артем Романович
Кураптева Нина Николаевна
Котлова Светлана Михайловна
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Судья
Абрамова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
sud24.tmb.sudrf.ru
29.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2023Передача материалов судье
01.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.11.2023Предварительное судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
15.04.2024Производство по делу возобновлено
18.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее