Дело №2а-596/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кваркено 17 ноября 2021 года
Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тарасенко А.Г.
при секретаре Кувшиновой И.П.,
с участием старшего помощника прокурора Кваркенского района
Макеева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску исполняющего обязанности прокурора Кваркенского района Оренбургской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новооренбургский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
прокурор обратился в суд с названным иском к указанному ответчику.
Указал, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО Новооренбургский сельсовет утверждена схема размещения пожарных щитов в жилом секторе населенных пунктов МО Новооренбургский сельсовет, утвержден перечень первичных средств пожаротушения для построек индивидуального сектора, утверждена схема размещения пожарных щитов, перечень первичных средств пожаротушения формально. В нарушение закона населенные пункты этого МО не оснащены первичными средствами пожаротушения. На балансе ответчик имеет специальный автомобиль ЗИЛ-АРС-14 (ЗИЛ 131) с государственным регистрационным знаком №, предназначенный для тушения пожаров. Этот автомобиль, в нарушение нормативных актов не исправен (отсутствует двигатель), не может применяться по назначению. По этому факту прокурор ДД.ММ.ГГГГ вносил представление, но нарушение не устранено. Также ДД.ММ.ГГГГ главе МО Новооренбургский сельсовет внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. На ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены.
Просит признать незаконным бездействие ответчика в части обеспечения территорий населенных пунктов МО Новооренбурсгкий сельсовет первичными средствами пожаротушения, а также приведения в надлежащее техническое состояние пожарного автомобиля ЗИЛ-АРС-14 (ЗИЛ 131) с государственным регистрационным знаком № обязать ответчика в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить территории населенных пунктов МО Новооренбурсгкий сельсовет первичными средствами пожаротушения, а также привести в надлежащее техническое состояние пожарный автомобиль ЗИЛ-АРС-14 (ЗИЛ 131) с государственным регистрационным знаком №
Сославшись на мотивы иска, старший помощник прокурора Кваркенского района Макеев И.А. в судебном заседании поддержал заявленные по делу требования, просил эти требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим способом своевременно, уважительности причин неявки не представил, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд в силу смысла правил ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав относящиеся к существу спора материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор постановил провести проверку ответчика на предмет исполнения требований противопожарного законодательства.
В отданных помощнику прокурора Кваркенского района письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Новооренбургский сельсовет Кваркенского района пояснила, что пожарный автомобиль АРС-14 неисправен с конца июля 2021 года, для тушения пожаров с ДД.ММ.ГГГГ не используется. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Приморский сельсовет передавала администрации МО Новооренбургский сельсовет во временное пользование автомобиль с цистерной для воды, оборудованный помпой. Распоряжением № от 28 декабря утверждена схема размещения на территории МО Новооренбургский сельсовет пожарных щитов и перечень первичных средств пожаротушения, размещенных на щитах. Вопреки такому распоряжению пожарные щиты и первичные средства пожаротушения отсутствуют.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного помощником прокурора Кваркенского района, главой МО Новооренбургский сельсовет и членом ДПК Новооренбургского сельсовета, осмотрен автомобиль ЗИЛ-АРС-14 (ЗИЛ 131) с государственным регистрационным знаком № Автомобиль находится в неисправном состоянии в <адрес>.
В ответе на запрос прокурора начальник ОГИБДД по Адамовскому району сообщил, что вышеназванный автомобиль зарегистрирован в органах ГИБДД. Замена номерных агрегатов этого автомобиля не регистрировалась.
Указанное обстоятельство подтверждено карточкой учета названного транспортного средства.
Из свидетельства о регистрации транспортного средства видно, что рассматриваемый автомобиль зарегистрирован на имя администрации МО Новооренбургский сельсовет.
Распоряжением главы администрации МО Новооренбургский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено утвердить схему размещения пожарных щитов в жилом секторе населенных поселения; утвердить перечень первичных средств пожаротушения для построек индивидуального сектора. К распоряжению приложена такая схема.
ДД.ММ.ГГГГ прокурор направил главе МО Новооренбургский сельсовет представление с требованием устранить нарушения противопожарного законодательства, в том числе устранить неисправность автомобиля АРС-14 с государственным регистрационным знаком №
В ответе на указанное представление глава МО Новооренбургский сельсовет не дал ответа в части устранения неисправности автомобиля АРС-14 с государственным регистрационным знаком №
В адресованном глава МО Новооренбургский сельсовет представлении от ДД.ММ.ГГГГ прокурор потребовал устранить нарушения противопожарного законодательства в части отсутствия на территории поселения первичных средств пожаротушения и неисправности автомобиля АРС-14 с государственным регистрационным знаком №
В ответе на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ глава МО Новооренбургский сельсовет указала, что нарушения будут устранены.
В силу правил п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с правилами ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи.
Согласно абзацам 2 и 3 ст. 3 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются, в числе прочих органы местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одной из основной функций системы обеспечения пожарной безопасности является реализация обязанностей в области пожарной безопасности.
Правилами ст. 19 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в числе прочего относятся: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
По правилам пунктов 1 и 2 ст. 63 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из системного толкования приведенных выше установленных законом правил следует, что обязанность обеспечения населенных пунктов сельских поселений первичными средствами пожаротушения относится к ведению исполнительных органов таких муниципальных образований.
Судом установлено, что ответчиком не соблюдены императивные правила закона в части исполнения обязанности обеспечения населенных пунктов сельского поселения первичными средствами пожаротушения.
Сведений о том, что ответчик оспорил представление прокурора об устранении указанного выявленного нарушения закона, суду не представлено.
В силу установленных судом обстоятельств и регулирующих сложившиеся отношения норм закона суд полагает заявленные прокурором требования о признания незаконным бездействия ответчика в части обеспечения территорий населенных пунктов МО Новооренбургский сельсовет первичными средствами пожаротушения и возложении обязанности устранить такие нарушения законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
В то же время, суд не усматривает установленных законом оснований для удовлетворения требования прокурора о признании бездействия ответчика в части приведения в надлежащее техническое состояние пожарного автомобиля, возложении обязанности устранить такое нарушение.
Суждения суда основаны на том, что законами, иными нормативными актами, в том числе и теми, на которые ссылается прокурор, на ответчика не возложена обязанность иметь противопожарный автомобиль.
Соответственно, вышеназванные требования прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Кваркенского района Оренбургской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новооренбургский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области в части обеспечения территорий населенных пунктов муниципального образования Новооренбургский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области первичными средствами пожаротушения.
Обязать администрацию муниципального образования Новооренбургский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области в течении одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить территории населенных пунктов муниципального образования Новооренбургский сельский совет Кваркенского района Оренбургской области первичными средствами пожаротушения.
В удовлетворении иных заявленных по делу требований исполняющему обязанности прокурора Кваркенского района Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тарасенко А.Г.
Мотивированное решение суда составлено 18 ноября 2021 года.
Судья Тарасенко А.Г.