Дело № 2а-2519/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 августа 2018 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе
председательствующего судьи Кульпина Е.В.
при секретаре Витушкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» к Главному государственному инспектору труда в Челябинской области Адельгарееву Наилю Зайнетдиновичу, Государственной инспекции труда в Челябинской области об оспаривании предписания государственного инспектора труда,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Публичное акционерное общество «Магнитогорский металлургический комбинат» обратилось в суд с административным иском к Главному государственному инспектору труда в Челябинской области Адельгарееву Наилю Зайнетдиновичу, Государственной инспекции труда в Челябинской области об оспаривании предписания государственного инспектора труда. В обоснование требований указано, что административным ответчиком была проведена плановая проверка по результатам которой составлен акт №119/103/2 от 25.06.2018г., выдано предписание №119/92/1. Государственный инспектор труда в п.34,35 выявленных нарушений, указанных в акте №119/103/2 от 25.06.2018г. установил, что ПАО «ММК» не производилась оплата сверхурочной работы женщинам, работающим в сельской местности до момента введения суммированного учета рабочего времени с периодом 12 месяцев, то есть 01.06.2017г. Для устранения данных нарушения ПАО «ММК» выдано предписание, согласно которому на административного истца возложена обязанность устранить допущенные нарушения трудового законодательства. Срок исполнения указанного пункта предписания до 27 августа 2018 года. ПАО «ММК» считает п.11 указанного предписания незаконным, вынесенным государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, то есть с превышением его полномочий. В соответствии с абз.1 ч.1 ст.356 ТК РФ инспекций труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении
виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Считают, что спор по оплате сверхурочной работы в соответствии со ст. 22, 133.1 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Просит суд признать незаконным и отменить п.11 предписания №119/92/1 от 25.06.2018г. государственного инспектора труда.
Представитель административного истца РџРђРћ «ММК» Рахлис РЎ.Р., действующая РїРѕ доверенности РѕС‚ 19 января 2018 РіРѕРґР° (Р».Рґ.54), РІ судебном заседании поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда РІ Челябинской области – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда РІ Челябинской области Сердобинцева Р“.Р., действующая РЅР° основании доверенности РѕС‚ 27 марта 2018 РіРѕРґР° (Р».Рґ.45-46), РІ судебном заседании заявленные требования РЅРµ признала. Представила возражение РЅР° РёСЃРє, РІ котором указала, что РІ С…РѕРґРµ надзорных мероприятий установлено, что женщинам, осуществляющим трудовую деятельность РІ подразделении РџРђРћ «ММК», находящемуся РІ сельской местности, РЅРµ установлена 36-часовая рабочая неделя, эти женщины неоднократно привлекались Рє сверхурочной работе РІ 2017 Рі. РґРѕ введения суммированного учета рабочего времени СЃ учетным периодом 12 месяцев, без оплаты (соответственно пункты 33-35 акта проверки). РЎ момента выявления данного нарушения предъявлено требование РѕР± установлении для женщин, работающих РІ сельской местности, независимо РѕС‚ места РёС… проживания, сокращенную рабочую неделю, РѕР± оплате сверхурочной работы женщинам РІ 2017 Рі., РґРѕ момента введения суммированного учета рабочего времени. Для женщин, работающих РІ сельской местности, РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели РЅРµ установлена трудовым законодательством Рё иными нормативными правовыми актами, содержащими РЅРѕСЂРјС‹ трудового права, коллективным РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј. РџСЂРё этом заработная плата выплачивается РІ том Р¶Рµ размере, что Рё РїСЂРё полной рабочей неделе (статья 320 РўРљ Р Р¤, постановление Верховного Совета РСФСРот 1 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1990 РіРѕРґР° N 298/3-1 «О неотложных мерах РїРѕ улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства Рё детства РЅР° селе»). Если работодатель РЅРµ установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая РёРјРё работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате РїРѕ правилам, предусмотренным статьей 152 РўРљ Р Р¤ для оплаты сверхурочной работы. Рто содержится РІ Рї. 13 Постановления Пленума Верховного СЃСѓРґР° РѕС‚ 28.001.2014 в„– 1. Согласно РїРёСЃСЊРјСѓ Госкомэкономики РСФСРот 12 декабря 1990 Рі. в„– 19-117 «К Постановлению
Верховного Совета РСФСРот 1 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1990 Рі. в„– 298/3-1В» Постановление распространяется РЅР° женщин, работающих РІ сельской местности, независимо РѕС‚ места РёС… проживания.Согласно СЃС‚.423 РўРљ Р Р¤ впредь РґРѕ приведения законов Рё иных нормативных правовых актов, действующих РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ соответствие СЃ РўРљ Р Р¤ законы Рё иные правовые акты Р Р¤, Р° также законодательные Рё иные нормативные правовые акты бывшего РЎРЎРЎР , действующие РЅР° территории Р Р¤ РІ пределах Рё РїРѕСЂСЏРґРєРµ, которые предусмотрены Конституцией Р Р¤, Постановлением Р’РЎ РСФСРот 12 декабря 1991 Рі. в„– 2014-1 «О ратификации Соглашения Рѕ создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку РѕРЅРё РЅРµ противоречат РўРљ Р Р¤. Оспариваемый Рї. предписания следует рассматривать РІРѕ взаимосвязи СЃ Рї.9, Рї. 10 предписания. Считает, что изложенное РІ Рї.11 предписания требование РЅРµ является индивидуальным трудовым СЃРїРѕСЂРѕРј, поскольку касается всех женщин, работающих РІ подразделении РџРђРћ «ММК» сельской местности. Как указано РІ Определении Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 20.07.2012 в„– 19-РљР“12-5, РїСЂРё проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только РІ случае очевидного нарушения трудового законодательства. Рндивидуальный трудовой СЃРїРѕСЂ — разновидность СЃРїРѕСЂР° Рѕ праве (то есть существование права или его нарушение РЅРµ признано обеими сторонами, РЅРµ вытекает РёР· закона Рё подлежит доказыванию). Признаки индивидуального трудового СЃРїРѕСЂР° отсутствуют, если выявленные нарушения РЅРѕСЃСЏС‚ очевидный, бесспорный Рё однозначный характер. Действующее законодательство предусматривает, что государственный инспектор труда РїСЂРё выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или РёРЅРѕРіРѕ нормативного правового акта, содержащего РЅРѕСЂРјС‹ трудового права, правомочен выдать работодателю обязательное для исполнения предписание РѕР± устранении выявленных нарушений. Очевидность нарушения означает то, что факт нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов РЅРµ вызывает сомнения. Р’ данной ситуации нарушение (отсутствие сокращенной продолжительности рабочего времени для женщин, осуществляющих трудовую деятельность РІ сельской местности) РЅРѕСЃРёС‚ очевидный Рё бесспорный характер, Рё, как следствие, оплата РёС… трудовой деятельности РґРѕ введения суммированного учета рабочего времени - РґРѕ 01.07.2017 Рі. - производилась РІ нарушение РЅРѕСЂРј СЃС‚. 152 РўРљ Р Р¤. Просила РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° отказать РІ полном объеме.
Административный ответчик Главный государственный инспектор труда в Челябинской области Адельгареев Н.З., о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
Р’ РџРђРћ «ММК» была проведена внеплановая, выездная проверка, РїРѕ итогам которой был составлен акт проверки в„– 119/103/2 РѕС‚ 25.06.2018Рі. СЃ указанием Рѕ выявлении нарушений, Р° именно РїСЂРё осуществлении <Р¤РРћ>9 трудовой деятельности СЃ 22 марта 2017 РіРѕРґР° данным работником фактически отработано 1 83 часа, что (РїСЂРё применении пропорциональности) указывает РЅР° то, что указанным работником осуществлялась сверхурочная работа (РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ установлением 40 часовой рабочей недели). Установлено, что переработка работника РІ соответствии СЃ установленным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј оплачена РЅРµ была. Анализ данных РѕР± оплате труда работников – женщин, осуществляющих трудовую деятельность РІ сельской местности – <Р¤РРћ>10., <Р¤РРћ>11 Рё СЂСЏРґРѕРј РґСЂСѓРіРёС…, РґРѕ ведения РІ соответствии СЃ условиями коллективного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° суммированного учета рабочего времени СЃ периодом 12 месяцев, показал, что оплата сверхурочной работы данной категории работников РЅРµ производилась.
По результатам проведенной проверки 25.06.2018г. Государственной инспекцией труда в отношении ПАО «ММК» было вынесено предписание №119/92/1 об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Указанное предписание было получено ПАО «ММК» 25.06.2018г. (л.д.15-17).
В соответствии с положениями абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно статье 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе обращения и заявления граждан.
В соответствии с абз. 2 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Суд считает, что спор по оплате сверхурочной работы и в соответствии со ст. ст. 22, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.
Учитывая, что оплата сверхурочной работы за работу по трудовому договору является индивидуальным трудовым спором, то возложение соответствующей обязанности, вытекающей из такого нарушения, также не отнесено к компетенции административного ответчика. Тем более, что в силу ч. 1 ст. 104 Трудового кодекса Российской Федерации введение суммированного учета рабочего времени является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы. При проверках государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Р’ данном случае, СЃСѓРґ считает указываемое РІ оспариваемом предписании требование РѕР± обязании РџРђРћ «ММК» произвести оплату сверхурочной работы <Р¤РРћ>12 РїРѕ итогам работы Р·Р° 2017 РіРѕРґ, <Р¤РРћ>13
<Р¤РРћ>14 Рё СЂСЏРґРѕРј РґСЂСѓРіРёС…, РґРѕ введения РІ соответствии СЃ условиями коллективного РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° суммированного учета рабочего времени СЃ периодом 12 месяцев РЅРµ соответствует приведенным положениям СЃС‚. 356, 357 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Следовательно, п. 11 оспариваемого предписания вынесен государственным инспектором труда по вопросу, не относящимся к его компетенции, в связи с чем, является незаконным.
При таких обстоятельствах заявленное ПАО «ММК» требование о признании незаконным и отмене п.11 предписания №119/92/1 от 25.06.2018г. государственного инспектора государственной инспекции труда в Челябинской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175, 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Магнитогорский металлургический комбинат» к Главному государственному инспектору труда в Челябинской области Адельгарееву Наилю Зайнетдиновичу, Государственной инспекции труда в Челябинской области об оспаривании предписания государственного инспектора труда, удовлетворить.
Признать незаконным пункт 11 предписания Главного государственного инспектора труда в Челябинской области Адельгареева Н.З. от 25 июня 2018 года № 119/92/1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: