Решение по делу № 2-2124/2024 от 16.07.2024

Дело (УИД) 70RS0001-01-2024-00 3643-08

№ 2-2124/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.09.2024 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Хаританович Ю.Е.

помощник судьи Васильева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца Демешкиной М.А., представителя ответчика Бауэр М.С. гражданское дело по иску Линник СЛ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности о назначении страховой пенсии по старости досрочно, перерасчете страховой пенсии по старости,

установил:

Линник С.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее – ОСФР по Томской области), в обоснование исковых требований указала, что 06.02.2024 обратилась с заявление о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением пенсионного органа от 27.04.2024 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального страхового стажа необходимой продолжительности, не зачтены периоды осуществления трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 в связи с отсутствием сведений о заработной плате.

После получения указанного решения 06.05.2024 она обратилась к работодателю ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с заявлением о предоставлении доступа к архиву с целью предоставления необходимых документов в пенсионный орган, ей выдана справка о стаже от /________/ и справка о заработной плате от /________/, которые представлены в пенсионный орган. Оспариваемым решением от 07.05.2024 ей установлена страховая пенсия по старости в размере 16 649,34 рублей.

Поскольку период работы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 первоначально не учтен ответчиком при разрешении вопроса о назначении пенсии, просила признать незаконным решение ответчика от 18.06.2024 о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части даты назначения пенсии с 07.05.2024; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.02.2024, произвести перерасчет страховой пенсии по старости за период с 11.02.2024 по 06.05.2024, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату слуг представителя в размере 30000 руб.

В судебное заседание истец Линник С.Л. не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представила, с учетом надлежащего извещения на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без ее участия.

Представитель истца Демешкина М.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Томской области Бауэр М.С. иск не признала, просила учесть, что в рамках проведения проверки по первоначальному обращению истца пенсионным органом направлен запрос работодателю о предоставлении сведений о работе истца и выплате заработной платы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница». Сведения об осуществлении Линник С.Л. трудовой деятельности и размере выплаченной заработной платы с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 из ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» не предоставлены, в связи с чем данный период работы решением от 27.04.2024 не включён в специальный страховой стаж на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При проведении проверки по повторному обращению истцу, указанные документы представлены работодателем по аналогичному запросу пенсионного органа, после получения сведений истцу назначена страхования пенсия по старости с даты подачи повторного обращения, т.е. с 07.05.2024. Кроме того, просила снизить размер заявленных расходов на оплату услуг представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница», извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК дело рассмотрено без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях").

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (постановление действовало до 31 декабря 2021 года), Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946 (действует с 1 января 2022 года).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Согласно п. 10 Правил, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно п. 11 указанных правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.

Подпунктом 22 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Согласно подпункта "и" п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, действовавшего до 1 января 2022 года и на момент обращения истца за назначением пенсии, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы, в том числе документы о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Судом установлено, что 09.09.1998 Линник С.Л., /________/ рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается содержанием выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 31.07.2024.

06.02.2024 истец обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 27.04.2024 Линник С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального страхового стажа необходимой продолжительности, не зачтен период осуществления трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 в связи с отсутствием сведений о заработной плате.

07.05.2024 Линник С.А. вновь обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, представив сведения о работе и размере заработной платы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997, подтвердив осуществление трудовой деятельности в указанный период справками от 07.05.2024, полученными у работодателя.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи.

В целях реализации указанного законоположения Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 N 1532 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В силу п. 2 указанных Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 N 1532, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, с учетом особенностей, установленных пунктом 3.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить периоды в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).

Из материалов дела следует, что решением ответчика от /________/ срок рассмотрения первоначального заявления истца приостановлен в связи с проведением проверки сведений о стаже, необходимых для определения права на пенсию.

В рамках проведения проверки ОСФР по Томской области направлялись запросы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» от /________/ и № /________/ о предоставлении справки о стаже и заработной плате Линник С.Л. за период с /________/, однако данные сведения от работодателя в отношении Линник С.Л. не получены.

В ходе рассмотрения повторного обращения истца от 07.05.2024 пенсионным органом получены сведения о занятости истца в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» в период с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997, решением пенсионного органа от 18.06.2024 Линник С.А. назначена страховая пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.05.2024.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).

В п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, разъяснено, что если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

Указанная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2020 N 16-КГ20-24-К4.

С учетом включенных в специальный стаж периодов с 13.07.1994 по 01.12.1998 в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница», право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникало у истца с 11.02.2024, следовательно, требование о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с 11.02.2024 и провести перерасчет страховой пенсии по старости за предшествующий период с 11.02.2024 по 06.05.2024 подлежит удовлетворению.

При этом не имеется правовых оснований для признания незаконным решения ответчика от 18.06.2024 о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части даты назначения пенсии с 07.05.2024, т.к. пенсионный орган как уполномоченное лицо произвел оценку пенсионных прав Линник С.А. по обращению от 07.05.2024, при рассмотрении первоначального обращения истца не располагал представленными в последующем необходимыми документами.

Как устанавливает ч.ч. 1,2 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в частности: исков неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, что следует из разъяснений, данных абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

Поскольку иск неимущественного характера удовлетворен, требование о возмещении расходов правомерно.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Пункт 4 ст.94 ГПК РФ к числу издержек, связанных с рассмотрением дела, относит расходы на оплату услуг представителя, которые подлежат возмещению в соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ в разумных пределах.

Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов (ст. 56 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу, объем и сложность выполненной работы; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Истцом заявлено требование о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.

Из материалов дела следует, что представительство интересов истца в суде первой инстанции осуществляла Демешкина М.А. 08.07.2024 между Линник С.А. и Демешкиной М.А. заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которому исполнитель обязался оказать заказчику юридическую помощь в виде подготовки искового заявления, участия представителя в суде первой инстанции, консультирования по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения спора (п.1.2). Стоимость услуг составила 30 000 руб. (п. 3.1), несение данных расходов подтверждается квитанцией от 08.07.2024.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ признает данные расходы необходимыми в части составления искового заявления и относит к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела.

Согласно сведениям с сайта Адвокатской палаты Томской области стоимость юридических услуг адвокатов по представлению интересов в суде первой инстанции по гражданским делам 15 000 руб. при средней стоимости 17500 руб., составление искового заявления от 1500 руб., письменных возражений 3000 руб. Следовательно, разумность заявленных расходов в размере 30 000 руб. истцом не обоснована.

При определении размера расходов на оплату услуг представителя в пользу истца, суд учитывает сложность дела, длительность рассмотрения дела в суде первой инстанции, объем работы представителя, считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Линник СЛ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области назначить Линник СЛ рождения, СНИЛС /________/, страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.02.2024.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области произвести перерасчет Линник СЛ рождения, СНИЛС /________/, страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 11.02.2024 по 06.05.2024.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в пользу Линник СЛ расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.В. Желтковская

Решение принято в окончательной форме 11.10.2024.

Дело (УИД) 70RS0001-01-2024-00 3643-08

№ 2-2124/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.09.2024 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Хаританович Ю.Е.

помощник судьи Васильева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя истца Демешкиной М.А., представителя ответчика Бауэр М.С. гражданское дело по иску Линник СЛ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности о назначении страховой пенсии по старости досрочно, перерасчете страховой пенсии по старости,

установил:

Линник С.Л. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее – ОСФР по Томской области), в обоснование исковых требований указала, что 06.02.2024 обратилась с заявление о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решением пенсионного органа от 27.04.2024 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального страхового стажа необходимой продолжительности, не зачтены периоды осуществления трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 в связи с отсутствием сведений о заработной плате.

После получения указанного решения 06.05.2024 она обратилась к работодателю ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с заявлением о предоставлении доступа к архиву с целью предоставления необходимых документов в пенсионный орган, ей выдана справка о стаже от /________/ и справка о заработной плате от /________/, которые представлены в пенсионный орган. Оспариваемым решением от 07.05.2024 ей установлена страховая пенсия по старости в размере 16 649,34 рублей.

Поскольку период работы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 первоначально не учтен ответчиком при разрешении вопроса о назначении пенсии, просила признать незаконным решение ответчика от 18.06.2024 о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части даты назначения пенсии с 07.05.2024; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.02.2024, произвести перерасчет страховой пенсии по старости за период с 11.02.2024 по 06.05.2024, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату слуг представителя в размере 30000 руб.

В судебное заседание истец Линник С.Л. не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представила, с учетом надлежащего извещения на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без ее участия.

Представитель истца Демешкина М.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ОСФР по Томской области Бауэр М.С. иск не признала, просила учесть, что в рамках проведения проверки по первоначальному обращению истца пенсионным органом направлен запрос работодателю о предоставлении сведений о работе истца и выплате заработной платы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница». Сведения об осуществлении Линник С.Л. трудовой деятельности и размере выплаченной заработной платы с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 из ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» не предоставлены, в связи с чем данный период работы решением от 27.04.2024 не включён в специальный страховой стаж на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При проведении проверки по повторному обращению истцу, указанные документы представлены работодателем по аналогичному запросу пенсионного органа, после получения сведений истцу назначена страхования пенсия по старости с даты подачи повторного обращения, т.е. с 07.05.2024. Кроме того, просила снизить размер заявленных расходов на оплату услуг представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница», извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК дело рассмотрено без его участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях").

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (постановление действовало до 31 декабря 2021 года), Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946 (действует с 1 января 2022 года).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Согласно п. 10 Правил, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Согласно п. 11 указанных правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.

Подпунктом 22 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Согласно подпункта "и" п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, действовавшего до 1 января 2022 года и на момент обращения истца за назначением пенсии, для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы, в том числе документы о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Судом установлено, что 09.09.1998 Линник С.Л., /________/ рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования, что подтверждается содержанием выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 31.07.2024.

06.02.2024 истец обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 27.04.2024 Линник С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального страхового стажа необходимой продолжительности, не зачтен период осуществления трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997 в связи с отсутствием сведений о заработной плате.

07.05.2024 Линник С.А. вновь обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, представив сведения о работе и размере заработной платы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997, подтвердив осуществление трудовой деятельности в указанный период справками от 07.05.2024, полученными у работодателя.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи.

В целях реализации указанного законоположения Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 N 1532 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В силу п. 2 указанных Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2021 N 1532, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, с учетом особенностей, установленных пунктом 3.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в том числе о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить периоды в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).

Из материалов дела следует, что решением ответчика от /________/ срок рассмотрения первоначального заявления истца приостановлен в связи с проведением проверки сведений о стаже, необходимых для определения права на пенсию.

В рамках проведения проверки ОСФР по Томской области направлялись запросы в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» от /________/ и № /________/ о предоставлении справки о стаже и заработной плате Линник С.Л. за период с /________/, однако данные сведения от работодателя в отношении Линник С.Л. не получены.

В ходе рассмотрения повторного обращения истца от 07.05.2024 пенсионным органом получены сведения о занятости истца в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница» в период с 04.08.1995 по 14.08.1996 и с 05.10.1996 по 29.01.1997, решением пенсионного органа от 18.06.2024 Линник С.А. назначена страховая пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.05.2024.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).

В п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, разъяснено, что если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

Указанная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2020 N 16-КГ20-24-К4.

С учетом включенных в специальный стаж периодов с 13.07.1994 по 01.12.1998 в ОГАУЗ «Кривошеинская районная больница», право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникало у истца с 11.02.2024, следовательно, требование о возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с 11.02.2024 и провести перерасчет страховой пенсии по старости за предшествующий период с 11.02.2024 по 06.05.2024 подлежит удовлетворению.

При этом не имеется правовых оснований для признания незаконным решения ответчика от 18.06.2024 о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части даты назначения пенсии с 07.05.2024, т.к. пенсионный орган как уполномоченное лицо произвел оценку пенсионных прав Линник С.А. по обращению от 07.05.2024, при рассмотрении первоначального обращения истца не располагал представленными в последующем необходимыми документами.

Как устанавливает ч.ч. 1,2 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении, в частности: исков неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, что следует из разъяснений, данных абз. 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

Поскольку иск неимущественного характера удовлетворен, требование о возмещении расходов правомерно.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Пункт 4 ст.94 ГПК РФ к числу издержек, связанных с рассмотрением дела, относит расходы на оплату услуг представителя, которые подлежат возмещению в соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ в разумных пределах.

Разумность расходов на оплату услуг представителя должна быть обоснована стороной, требующей возмещения указанных расходов (ст. 56 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя принимаются во внимание: относимость расходов к делу, объем и сложность выполненной работы; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в данном регионе стоимость на сходные услуги с учетом квалификации лиц, оказывающих услуги; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения дела; другие обстоятельства, свидетельствующие о разумности этих расходов.

Истцом заявлено требование о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.

Из материалов дела следует, что представительство интересов истца в суде первой инстанции осуществляла Демешкина М.А. 08.07.2024 между Линник С.А. и Демешкиной М.А. заключен договор об оказании юридических услуг, согласно которому исполнитель обязался оказать заказчику юридическую помощь в виде подготовки искового заявления, участия представителя в суде первой инстанции, консультирования по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения спора (п.1.2). Стоимость услуг составила 30 000 руб. (п. 3.1), несение данных расходов подтверждается квитанцией от 08.07.2024.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ признает данные расходы необходимыми в части составления искового заявления и относит к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела.

Согласно сведениям с сайта Адвокатской палаты Томской области стоимость юридических услуг адвокатов по представлению интересов в суде первой инстанции по гражданским делам 15 000 руб. при средней стоимости 17500 руб., составление искового заявления от 1500 руб., письменных возражений 3000 руб. Следовательно, разумность заявленных расходов в размере 30 000 руб. истцом не обоснована.

При определении размера расходов на оплату услуг представителя в пользу истца, суд учитывает сложность дела, длительность рассмотрения дела в суде первой инстанции, объем работы представителя, считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Линник СЛ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области назначить Линник СЛ рождения, СНИЛС /________/, страховую пенсию по старости на основании п. 2 ч. 1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.02.2024.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области произвести перерасчет Линник СЛ рождения, СНИЛС /________/, страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 11.02.2024 по 06.05.2024.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области в пользу Линник СЛ расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.В. Желтковская

Решение принято в окончательной форме 11.10.2024.

2-2124/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Линник Светлана Леонидовна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Томской области
Другие
Демешкина Марина Александровна
Бауэр Мария Сергеевна
ОГАУЗ "Кривошеинская районная больница"
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Желтковская Я.В.
Дело на сайте суда
kirovsky.tms.sudrf.ru
16.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2024Передача материалов судье
18.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2024Подготовка дела (собеседование)
31.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2024Предварительное судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
28.10.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
31.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее