Апелляционное дело №33-4563/2020 Докладчик Агеев О.В. |
Дело в суде 1 инстанции №2-4722/2020 Судья Михайлова А.Л. УИД 21RS0025-01-2020-005395-73 |
28 декабря 2020 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре Молоковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Семёнова Сергея Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро № 4 филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о возложении обязанности выдать программу реабилитации пострадавшего с установлением срока проведения реабилитационных мероприятий бессрочно, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе СемёноваС.Н. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
установила:
СемёновС.Н. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР»), Бюро № 4 филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Бюро №4 ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР») о возложении обязанности выдать программу реабилитации пострадавшего с установлением срока проведения реабилитационных мероприятий бессрочно, компенсации морального вреда.
Требования истцом мотивированы тем, что с 2003 года истец является инвалидом <...> группы <данные изъяты> в связи с последствиями производственной травмы бессрочно, потеря трудоспособности составляет <%>. Каждые два года он проходил комиссию МСЭ для получения индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и программы реабилитации пострадавшего (ПРП), содержащих один и тот же список лекарственных препаратов, средств реабилитации. Полагал, что он подвергается издевательствам со стороны органов медико-социальной экспертизы. Так, в начале января 2018 года Семёнов С.Н. прошел врачебно-консультационную комиссию, позвонил в бюро №4 МСЭ, чтобы записаться на комиссию, так как с 30 января по 24 февраля 2018 года должен был находиться в г.Санкт-Петербурге по делам, уже были куплены билеты и оплачены все предстоящие расходы. Председатель бюро №4 ФИО1 сообщила, что можно прийти в любой день. Но впоследствии оказалось, что для освидетельствования профбольных и инвалидов с профтравмами выделяется лишь один день в месяц -21 числа. На январь 2018 года истец не попал, а в феврале 2018 года должен был быть в г.Санкт-Петербург. 1 марта 2018 года заканчивалась предыдущая ПРП, и проходить комиссию было поздно. Истцу пришлось отменить поездку, у него рухнули планы, пропали деньги, так как пришлось сдавать билеты, чтобы попасть на комиссию МСЭ 21 февраля 2018 года. Истец неоднократно просил выдать ПРП на 3 года или на 5 лет, но получал отказ. Хотя в 2014 году ИПР была выдана бессрочно, ПРП выдали только на 2 года. 21 января 2020 года его не допустили на комиссию по причине различия написания фамилии в паспорте и СНИЛС – «Семёнов» и «Семенов» соответственно, тогда как выданные ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» в один день справки о группе инвалидности и процентах утраты трудоспособности также отличаются написанием фамилии. Из-за этого ему пришлось ехать в пенсионный фонд за выпиской. Выдача бессрочной ПРП оградит его от издевательств и унижений со стороны ответчиков. Неправомерными действиями ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» истцу причинен моральный вред.
Истец СемёновС.Н. с учетом уточнения исковых требований просил возложить на ответчиков обязанность выдать программу реабилитации пострадавшего с установлением срока проведения реабилитационных мероприятий бессрочно с указанием ранее прописанных в ПРП от 17 января 2020 года мероприятий в полном объеме, взыскать с ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» компенсацию морального вреда в размере 1831630 руб. за период с 7 июня 2007 года по 17 января 2020 года (151 месяц), судебные расходы в размере 1601 руб.
В судебном заседании истец СемёновС.Н. поддержал исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» СавченкоА.О. исковые требования не признал, полагая их необоснованными. Объяснил суду первой инстанции, что программа реабилитации пострадавшего составляется на срок, необходимый для реализации реабилитационных мероприятий, оптимальным является годичный срок. Законодательством не предусмотрена бессрочная программа реабилитации пострадавшего, сроки освидетельствования на программу реабилитации пострадавшего определяется комиссией экспертов индивидуально; программа реабилитации пострадавшего не может выдаваться бессрочно в связи с возможным изменением форм и объемов реабилитации.
Ответчик Бюро №4 ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» извещен о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 октября 2020 года постановлено:
«отказать в удовлетворении исковых требований Семёнова Сергея Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, бюро № 4 филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об обязании выдать программу реабилитации пострадавшего с установлением срока проведения реабилитационных мероприятий бессрочно, взыскании компенсации морального вреда в размере 1831630 руб., судебных расходов».
Указанное решение суда обжаловано истцом СемёновымС.Н. В апелляционной жалобе указал основания, по которым считает решение суда неправильным: по мнению истца, он подвергался издевательствам и унижению сотрудниками органов медико-социальной экспертизы; неправомерными действиями сотрудников органов медико-социальной экспертизы, выразившимися в том, что зная о дате освидетельствования, они не предупредили его по телефону об отказе в освидетельствовании, сообщив явившемуся на освидетельствование истцу, что оно не состоится по причине несоответствия фамилии в паспорте и СНИЛС, истцу был причинен моральный вред; полагал, что органы медико-социальной экспертизы дублируют работу врачебно-консультационной комиссии, так как Фонд социального страхования оплачивает лекарственные препараты при наличии рецепта врача, путевки на санаторно-курортное лечение выдаются при наличии заключения врачебно-консультационной комиссии; полагал, что врач или врачебно-консультационная комиссия могут самостоятельно вносить изменения в программу реабилитации пострадавшего; нормативных документов о сроках выдачи программы реабилитации пострадавшего не имеется; срок 1 год и 2 года установлен органами медико-социальной экспертизы; обращения истца в органы прокуратуры ни к чему не привели; по причине бездействия сотрудников Пенсионного фонда Российской Федерации с 2007 по 2012 год не получал доплату к пенсии за иждивенцев.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец СемёновС.Н. просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» СавченкоА.О. возражал в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Бюро №4 ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, хотя был извещен о времени и месте его проведения. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, СемёновС.Н. признан инвалидом <...> группы по общему заболеванию <данные изъяты> с 24 марта 2003 года до 1 апреля 2004 года. С 1 апреля 2004 года СемёновС.Н. признан инвалидом <...> группы по общему заболеванию, <данные изъяты>. С 3 февраля 2005 года изменена причина инвалидности на «трудовое увечье» с определением <%> утраты профессиональной трудоспособности с 3 февраля 2005 года по 1 марта 2006 года. С 1 марта 2006 года определены <%> утраты профессиональной трудоспособности с определением <...> группы инвалидности с причиной «трудовое увечье» бессрочно.
После 1 марта 2006 года СемёновС.Н. регулярно каждые два года проходил освидетельствования для разработки программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве.
В частности 25 февраля 2010 года филиалом-бюро МСЭ №17 ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» на основании акта освидетельствования от 11 февраля 2010 года подготовлена программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в которой указано на нуждаемость СемёноваС.Н. в лекарственных средствах (<данные изъяты>), в изделиях медицинского назначения (<данные изъяты>), бытовом уходе, в приспособлениях, необходимых пострадавшему в трудовой деятельности и быту (<данные изъяты>); в доступных видах труда указано на противопоказание тяжелого и умеренного физического труда и выраженных нервно-психических нагрузок; показан труд 1 класса по условиям труда; доступны виды труда с использованием профессиональных знаний и навыков в спец. созданных условиях в режиме сокращенного рабочего времени с дополнительными перерывами в работе, с помощью <данные изъяты> средств реабилитации. Срок проведения реабилитационных мероприятий установлен с 1 марта 2010 марта по 1 марта 2012 года.
22 февраля 2012 года бюро МСЭ №17 ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» на основании акта освидетельствования от 30 января 2012 года подготовлена программа реабилитации пострадавшего со сроком проведения с 1 марта 2012 марта по 1 марта 2014 года, в которой указано на нуждаемость СемёноваС.Н. в лекарственных средствах (<данные изъяты>), в ряде изделий медицинского назначения и приспособлений, необходимых пострадавшему, аналогичных указанным в предыдущей программе реабилитации пострадавшего.
Согласно программы реабилитации пострадавшего от 28 января 2014 года, составленной в отношении СемёноваС.Н. сроком на 2 года с 1 марта 2014 года по 1 марта 2016 года, последний нуждается: в лекарственных средствах (<данные изъяты>); в изделиях медицинского назначения (<данные изъяты>); в бытовом уходе; в обеспечении приспособлениями, необходимых пострадавшему в быту (<данные изъяты>).
Согласно программы реабилитации пострадавшего (карта № к акту освидетельствования № от 24 января 2018 года), составленной в отношении СемёноваС.Н. сроком с 1 марта 2018 года по 1 марта 2020 года, последний нуждается в перечне лекарственных средств с указанием списка и доз, в специальном медицинском уходе, в санаторно-курортном лечении (1 раз в год при отсутствии противопоказаний в любое время года с сопровождающим), в ряде изделий медицинского назначения и приспособлений, необходимых пострадавшему.
Согласно программы реабилитации пострадавшего, карта № к акту освидетельствования № от 17 января 2020 года, составленной в отношении СемёноваС.Н. сроком на 2 года с 1 марта 2020 года по 1 марта 2022 года, последний нуждается в лекарственных средствах (<данные изъяты>), в изделиях медицинского назначения (<данные изъяты>), в специальном медицинском уходе, в санаторно-курортном лечении (1 раз в год при отсутствии противопоказаний в любое время года с сопровождающим), в приспособлениях, необходимых пострадавшему (<данные изъяты>).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленный в программе реабилитации пострадавшего срок проведения реабилитационных мероприятий не свидетельствует об ограничении или нарушении прав застрахованного лица, так как программа реабилитации пострадавшего составляется учреждением медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма пострадавшего на основании направления учреждения здравоохранения, в котором перечислены конкретные виды, формы и объемы необходимых реабилитационных мероприятий; несогласие истца с установленным двухгодичным сроком проведения реабилитационных мероприятий обусловлено его нежеланием периодически проходить комиссию из-за возникающих при этом неудобств и трудностей. Также суд исходил из отсутствии нарушений прав истца при прохождении освидетельствований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда ввиду следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (часть 1); индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3).
Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года №789, установлено, что заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения. Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 21); учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего (пункт 30).
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ) оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ предусмотрено, что обеспечение по страхованию осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт.
Застрахованный обязан выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года №286, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на: а) медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному лицу, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (далее - медицинская помощь); б) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; в) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи; г) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (далее - санаторно-курортное лечение), а также проживание и питание застрахованного лица, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно; д) изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; е) обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; ж) обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации) (далее - транспортное средство) при наличии соответствующих медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; з) профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования; и) проезд застрахованного лица и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик) для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу.
Пунктом 5 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года №286, предусмотрено, что решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме.
Программа реабилитации пострадавшего - это разработанный на основе решения учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, требующих дополнительных расходов на их осуществление, который содержит перечень конкретных видов, форм, мероприятий с указанием порядка их осуществления, объемов, сроков проведения и конкретных исполнителей.
Программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания выполняет три функции: определяет перечень и порядок осуществления реабилитационных мероприятий, в которых нуждается пострадавший, с привлечением дополнительных расходов на их осуществление; устанавливает правовые гарантии осуществления реабилитационных мероприятий, а также ответственность исполнителей за их своевременное и качественное исполнение в полном объеме; устанавливает порядок и гарантии финансового обеспечения назначенных реабилитационных мероприятий, а также возможной компенсации затрат пострадавшего на их исполнение, если какие-либо мероприятия не были исполнены, либо были выполнены за счет средств пострадавшего.
Инвалидам от трудового увечья или профессионального заболевания, которым органы медико-социальной экспертизы определили степень утраты профессиональной трудоспособности и нуждаемость в мерах реабилитации, разрабатывается две программы реабилитации: индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида и программу реабилитации пострадавшего, в которую включаются дополнительные (сверх ИПР) реабилитационные мероприятия, реализация которых будет осуществляться за счет средств обязательного социального страхования.
Ни Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ни иные нормативные акты не содержат положений, устанавливающих сроки, на которые разрабатываются реабилитационные программы.
Программа реабилитации пострадавшего составляется на срок, необходимый для реализации реабилитационных мероприятий, который определятся с учетом оптимальной организации исполнения, финансирования и контроля их реализации. При этом нуждаемость в каких-либо мероприятиях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации без указания конкретного срока освидетельствования не определяется. Действующими нормативно-правовыми документами оплата различных видов реабилитационной помощи и, соответственно определение нуждаемости в них, без срока освидетельствования не предусмотрены.
Поскольку в ходе проведения реабилитационных мероприятий, предусмотренных программой реабилитации пострадавшего, может быть установлена нуждаемость пострадавшего в иных видах и формах реабилитационных мероприятий, то они подлежат учету в последующем.
Таким образом, учитывая, что учреждение медико-социальной экспертизы проводит освидетельствование в порядке динамического наблюдения за выполнением реабилитационных мероприятий для оценки их эффективности в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего, установление программы реабилитации пострадавшего без указания срока исполнения будет являться неправомерным, соответственно оснований для возложения на ФКУ «ГБ МСЭ по ЧР» обязанности выдать бессрочную программу реабилитации пострадавшего не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы медико-социальной экспертизы дублируют работу врачебно-консультационной комиссии со ссылкой на то, что Фонд социального страхования лекарственные препараты оплачивает при наличии рецепта врача, а путевки на санаторно-курортное лечение выдаются при наличии заключения врачебно-консультационной комиссии, судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет, поскольку обеспечение по социальному страхованию осуществляется, в числе прочего, в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, которые производятся Фондом социального страхования Российской Федерации только в случае, если органами медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных лекарственных препаратах и медицинских изделиях, санаторно-курортном лечении, обеспечении и уходе. Врач или врачебно-консультационная комиссия не вправе вносить изменения в подготовленную учреждением медико-социальной экспертизы программу реабилитации пострадавшего, поскольку не участвуют в ее составлении.
Доводы истца о том, что он подвергался издевательствам и унижению сотрудниками органов медико-социальной экспертизы подлежат отклонению, поскольку материалами дела указанные обстоятельства не подтверждаются.
Ссылка заявителя жалоба на то, что неправомерными действиями сотрудников учреждения медико-социальной экспертизы истцу причинен моральный вред, судебная коллегия находит несостоятельными и отклоняет в связи с отсутствием виновных действий со стороны учреждений медико-социальной экспертизы в ходе подготовки программы реабилитации пострадавшего, поэтому отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда. При этом истцу не отказывалось в прохождении освидетельствования, а наличие несоответствия написания фамилии в представленных истцом при явке на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы документах не свидетельствует о наличии виновных действий ответчика. Также истец не доказал наличие причинно-следственной связи между конкретными действиями ответчиков и предполагаемым ухудшением состояния своего здоровья.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что нормативных документов о сроках выдачи программы реабилитации пострадавшего не имеется, а срок в 1 и 2 года установлен органами медико-социальной экспертизы произвольно, судебная коллегия отклоняет, поскольку порядок составления программы реабилитации пострадавшего не предусматривает отсутствие возможности контроля за проведением реабилитационных мероприятий и их корректировки, который осуществляется в определенные сроки, в данном случае –в течение двух лет.
Ссылка заявителя жалобы на то, что он обращался в органы прокуратуры, не имеет значение для разрешения заявленных требований. Мнение истца о неполучении им с 2007 по 2012 год доплаты за иждивенцев по причине бездействия работников Пенсионного фонда Российской Федерации не имеет отношения к существу заявленного по настоящему делу спора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семёнова Сергея Николаевича–без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.