Решение по делу № 33-1588/2022 от 27.06.2022

Судья Маслова О.В. Дело № 33-1588/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«24» августа 2022 года

г. Кострома

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Демьяновой Н.Н.,

судей Дедюевой М.В., Ивковой А.В.,

при секретаре Патемкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-207/2022 (44RS0014-01-2022-000250-28) по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области - Баскаковой Екатерины Сергеевны на решение Островского районного суда Костромской области от 17 мая 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области:

Устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно привести в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области в надлежащее санитарное состояние путем производства капитального ремонта:

-помещения туалета (санитарного узла) общежития отряда проживания осужденных (инвентарный , <адрес>), в частности: произвести покраску стен и потолков; замену и покраску плинтусов; замену (демонтаж) и монтаж плитки стеновой, половой, монтаж системы освещения (установка электрических светильников), монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установки кабинок с обеспечением приватности в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

-кровли здания банно-прачечного комплекса (инвентарный , литер <адрес>), в частности : капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

-общежития отряда проживания осужденных (СУОН) (инвентарный , литер <адрес>), в частности: монтаж и оборудование комнаты воспитательной работы, комнаты групповой психологической работы с осужденными, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты подогрева пищи, комнаты для мытья и хранения посуды, помещения для сушки одежды и обуви, комнаты быта в срок до 01 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., объяснения представителя УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области - Баскаковой Е.С., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Островский районный суд Костромской области с исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, мотивируя тем, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации зданий общежитий отрядов проживания осужденных и банно-прачечного комплекса в ФКУИК-4 УФСИН России по Костромской области. В ходе проверки установлено, что помещение туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных , кровля зданий банно-прачечного комплекса, общежитие отряда проживания осужденных не отвечают предъявляемым требованиям, требуют производства капитального ремонта.

Так, общежитие отряда проживания осужденных требует провести покраску стен и потолков; замену и покраску плинтусов; замену (демонтаж) и монтаж плитки
стеновой, половой, монтаж системы освещения (установка электрических
светильников), монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установки кабинок с обеспечение приватности. Банно-прачечный комплекс требует провести капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий. Общежитие отряда проживания осужденных требует провести монтаж и оборудование комнаты воспитательной работы, комнаты групповой психологической работы с осужденными, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты подогрева пищи, комнаты для мытья и хранения посуды, помещения для сушки одежды и обуви, комнаты быта. Пребывание осужденных в вышеуказанных помещениях и общежитиях отрядов исправительного учреждения не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, нарушает права неопределенного круга лиц, а так же приводит к дальнейшей порче федерального имущества.

После уточнения требований прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просил обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: привести в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области в надлежащее санитарное состояние путем производства капитального ремонта: помещение туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных (инвентарный , <адрес>), в частности: произвести покраску стен и потолков; замену и покраску плинтусов; замену (демонтаж) и монтаж плитки стеновой, половой, монтаж системы освещения (установка электрических светильников), монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установки кабинок с обеспечение приватности в срок до 31.12.2022 г.; кровлю здания банно-прачечного комплекса (инвентарный , <адрес>) в частности: капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий в срок до 31.12.2022 года; общежитие отряда проживания осужденных (инвентарный , <адрес>), в частности: монтаж и оборудование комнаты воспитательной работы, комнаты групповой психологической работы с осужденными, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты подогрева пищи, комнаты для мытья и хранения посуды, помещения для сушки одежды и обуви, комнаты быта в срок до 01.07.2023 г.

Определением суда от 11.04.2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области - Баскакова Е.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что в ходе судебного разбирательства, а также в отзыве на исковое заявление представитель ответчика и 3-го лица исковые требования не признавала в полном объеме. Судом необоснованно сделан вывод о том, что представитель ответчика и 3- го лица частично признала исковые требования Костромской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Устранение ряда указанных в решении нарушений (в общежитии отряда проживания осужденных произвести покраску стен и потолков, замену и покраску плинтусов, замену (демонтаж) и монтаж плитки стеновой, половой, монтаж системы освещения (установка электрических светильников), монтаж сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установка кабинок с обеспечением приватности; в банно-прачечном комплексе произвести капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий) ведется в плановом режиме, производится работа по подготовке к ремонту, закупка строительных материалов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанные процедуры предполагают необходимость соблюдения сроков, указанных в Федеральном законе от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Поскольку работа по устранению данных нарушений ведется в плановом порядке, то отсутствует необходимость обязывать устранять нарушения в судебном порядке.

Считает, что необходимости устранения нарушений в общежитии отряда проживания осужденных , в комнате воспитательной работы, комнате групповой и психологической работы с осужденными, комнате хранения продуктов питания и приема пищи, комнате подогрева пищи, комнате для мытья и хранения посуды, в помещении для сушки одежды и обуви, в комнате быта нет. С 21.04.2018 г. вступил в силу Свод правил «СП 308.1325800.2017. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (СП308), утв. приказом Минстроя России №1454/пр от 20.10.2017 г. и регламентирующий вопросы проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включающий основные требования к планировке и застройке территории исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений. Требования данного Свода правил распространяются на объекты, введенные в эксплуатацию, в том числе по завершению капитального ремонта и реконструкции, с 21.04.2018 г. Соответственно, объекты, введенные в эксплуатацию в период с 02.06.2003 г. по 20.04.2018 г., должны соответствовать требованиям инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минстроя России ( Сп17-02 Минюста России), утв. приказом Министерства юстиции РФ от 22.10.2018 г. №217-дсп).

Имеющиеся в оперативном управлении исправительной колонии здания не позволяют оборудовать недостающее количество комнат в отряде , а мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения в федеральную целевую программу. Согласно техническому паспорту отряд расположен в здании столовая-клуб, помещение , литер Г (прочее) и имеет общую площадь помещений <данные изъяты> кв.м., в отряде строгих условий отбывания наказаний в ФКУ ИК-4 содержаться до 15 осужденных. Если исходить из требований указанного выше Свода Правил, то общая площадь помещений отряда со строгими условиями отбывания наказаний должна быть <данные изъяты> кв.м. Переоборудовать отряд строгих условий отбывания наказания без капитального ремонта и реконструкции не представляется возможным. Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей.

В суде апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области - Баскакова Е.С. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, прокурор Рылова Т.В. апелляционную жалобу просила отклонить.Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.Как видно из материалов дела и установлено судом, Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка санитарно- эпидемиологического законодательства при эксплуатации зданий общежитий отрядов проживания осужденных и банно-прачечного комплекса в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области. В ходе проверки установлено, что помещение туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных (инвентарный № <адрес>), кровля зданий
банно-прачечного комплекса (инвентарный , <адрес>), общежитие
отряда проживания осужденных (инвентарный , литер <адрес>)
не отвечают предъявляемым санитарно- эпидемиологическим требованиям, требуют производства капитального ремонта, в частности: помещение туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных требует покраски стен и потолков; замены и покраски плинтусов; замены (демонтажа) и монтажа плитки стеновой, половой, монтажа системы освещения (установка электрических светильников), монтажа сантехнического оборудования компактов (унитазов) и установки кабинок с обеспечением приватности, необходим капитальный ремонт крыши на здании, в том числе с заменой (демонтажом) и монтажом кровли, потолочных балок и перекрытий, в общежитии отряда проживания осужденных необходимы: монтаж и оборудование комнаты воспитательной работы, комнаты групповой психологической работы с осужденными, комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, комнаты подогрева пищи, комнаты для мытья и хранения посуды, помещения для сушки одежды и обуви, комнаты быта.10.01.2022 г. и 27.01.2022г. Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес руководства ФКУ ИК-4 внесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ. Администрацией ФКУ ИК-4 на представления даны ответы, выявленные нарушения устранены не были.Проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения в связи с заявленными исковыми требованиями (ст. 21 Конституции Российской Федерации, ст.ст.1,10,99,101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст.ст.2,8,11,23,55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.9,13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») и приходя к выводу об обоснованности заявленных Костромским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требований, суд правильно руководствовался тем, что пребывание осужденных в вышеуказанных помещениях и общежитиях отрядов исправительного учреждения не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации.В соответствии с п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН России, утв. приказом Минюста России N 259 от 30.12.2005г., отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России. Согласно п.14.1.2 «СП 308.1325800.2017. Свода правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утв. и введенному в действие Приказом Минстроя России от 20.10.2017г. N 1454/пр., помещения для размещения отряда, отделений отряда в общежитиях и карантинах (за исключением общежития для отпускников) следует условно разделять на два блока: - блок помещений ночного пребывания - умывальная, уборная для осужденных, спальные комнаты; - блок помещений дневного пребывания - умывальная, уборная для осужденных, помещения воспитательной работы, приема пищи и т.д. В силу п.14.3.1 названного выше Свода Правил общежития ИК, КП и ВК следует проектировать с учетом поотрядного размещения осужденных в обособленных секциях (этажах). Обособленные отрядные секции в зданиях общежитий в одно- и двухэтажном исполнении обеспечиваются отдельными наружными входами. В зданиях общежитий большей этажности допускается предусматривать выход из обособленной отрядной секции (этажа) в общую лестничную клетку с обеспечением выхода из лестничной клетки непосредственно (или через тамбур) на прилегающую к зданию общежития территорию. В соответствии с п.14.3.4 Свода Правил состав и площади помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в ИУ и режимного корпуса ИК особого режима для осужденных ПЛС, помещений производственных мастерских, размещаемых при общежитиях со строгими условиями отбывания наказания, режимных корпусах ИК особого режима для осужденных ПЛС следует принимать в соответствии с таблицей 14.3, которая предусматривает размещение в общежитии со строгими условиями отбывания наказания комнаты воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными (0,4 м на одного осужденного, но не менее 30 м), комнаты хранения продуктов питания и приема пищи (1,2 м на одного осужденного, но не менее 6 метров), комнаты подогрева пищи (0,2 м на одного осужденного, но не менее 6 м), комнаты для мытья и хранения посуды(0,15 м на одного осужденного, но не менее 8 м), помещения для сушки одежды и обуви (0,15 м на одного осужденного, но не менее 5 м), а также комнаты быта (0,2м на одного осужденного, но не менее 10 м).Возражения в апелляционной жалобе относительно невозможности применения указанного Свода Правил, поскольку здания построены гораздо ранее 2018г., судебной коллегией не принимаются. Исходя из сферы действия, Свод Правил на ранее выстроенные здания распространяется, а права осужденных должны соблюдаться независимо от года постройки здания. В нарушение Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" кровля здания банно-прачечного комплекса, санитарный узел отряда не отвечают предъявляемым требованиям, требуют капитального ремонта.Отвергая возражение стороны ответчика о том, что устранение нарушений помещения туалета (санитарный узел) общежития отряда проживания осужденных , кровли зданий банно-прачечного комплекса ведется в плановом порядке, суд правомерно посчитал, что данное обстоятельство, а также то, что производится работа по подготовке к ремонту, закупка строительных материалов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, т.к. не свидетельствуют о своевременном принятии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области исчерпывающих мер по устранению указанных выше нарушений.Суд пришел к обоснованному выводу, что обязанность по устранению всех выявленных нарушений лежит на ФКУ ИК-4, и вопреки доводам апелляционной жалобы касательно того, что отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений общежития отряда проживания осужденных является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, правомерно посчитал ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области надлежащим ответчиком по делу. Суд принял во внимание, что содержание осужденных в условиях, отвечающих требованиям законодательных актов, относится к целям деятельности учреждения ( п.2.1 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области), и здания, в которых выявлены нарушения, принадлежат ФКУ ИК-4 на праве оперативного управления, которое прошло государственную регистрацию, данным имуществом ИК-4 пользуется самостоятельно.Довод ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области о недостаточности финансовых средств для капитального ремонта применительно к общежитию отряда проживания осужденных был правильно оценен судом. Суд верно указал, что отсутствие финансовой возможности организации мер санитарно-эпидемиологической безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона. Кроме того, соблюдение законодательства, охрана прав и законных интересов осужденных не могут быть поставлены в зависимость от данного обстоятельства. Данный довод, будучи повторенным в апелляционной жалобе, судебной коллегией отклоняется по мотивам, которые были указаны судом первой инстанции. Суд правомерно посчитал, что неисполнение ответчиком ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области возложенных на него обязанностей по выполнению установленных санитарно-гигиенических требований создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - осужденных, сотрудников, состав которых постоянно меняется, а также приводит к порче федерального имущества. Суд в решении указал, что 18.04.2022 г. между ФКУ ИК-4 и ООО «Сатурн» заключен государственный контракт на поставку строительных материалов для проведения капитального ремонта кровли банно-прачечного комплекса на общую сумму 286 463,36 руб. в срок до 15.05.2022 г. Также представлен локально-сметный расчет для осуществления капитального ремонта санузла отряда ФКУ ИК-4 на сумму 671 234,08руб. Однако данные обстоятельства явились недостаточными для того, чтобы сделать вывод о надлежащем выполнении ответчиком санитарных норм и правил. С учетом обстоятельств дела суд определил сроки исполнения возложенных на ответчика обязанностей. Данные сроки являются разумным и обеспечивающими соблюдение баланса интересов сторон. Доводов относительно несогласия со сроками апелляционная жалоба не содержит. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения в обозначенный в нем срок, ФКУ ИК-4 вправе ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки исполнения. Ссылки в жалобе на то, что суд некорректно отобразил позицию представителя ответчика и 3-его лица, оснований для отмены или изменения судебного решения не создает. Данное обстоятельство на выводы суда не повлияло.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, решение суда, являясь законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Островского районного суда Костромской области от 17 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФСИН России по Костромской области и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.08.2022г.

33-1588/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Костромской области
Другие
УФСИН России по Костромской области
Прокурор Островского района
Суд
Костромской областной суд
Судья
Дедюева Майя Вадимовна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
28.06.2022Передача дела судье
24.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Передано в экспедицию
24.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее