Судья Бараева О.В. № 2-73/2022
35RS0020-01-2022-000086-39
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2023 года № 33-1321/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вахониной А.М.,
судей Махиной Е.С., Мещеряковой Н.В.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Сямженского района на решение Сямженского районного суда Вологодской области от 24 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя истца прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителя ответчика бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Сямженская центральная районная больница» по доверенности Келлера А.С., представителя ответчика департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Полозовой Н.В., представителя ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности Викторовой М.Л., представителя третьего лица Департамента финансов Вологодской области Калясиной Е.А., представителя третьего лица казенного учреждения Вологодской области «Центр обеспечения региональной безопасности» по доверенности Кучкова С.И., представителей третьего лица Главного управления МЧС России по Вологодской области по доверенности Митягиной Э.Н. и Калачева В.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Сямженского района обратился в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Сямженская центральная районная больница» (далее - БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», Учреждение) о возложении обязанности устранить нарушения в области гражданской обороны при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны – подвального помещения по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой района проверки исполнения законодательства о гражданской обороне в части поддержания защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и их технического обслуживания было установлено, что в оперативном управлении Учреждения на основании договора № 7, заключенного с Департаментом имущественных отношений Вологодской области 16 марта 2015 года, находится здание стационара по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6. Данный объект является государственной собственностью Вологодской области. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права объектом права является здание стационара, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей -1).
Подземный этаж здания фактически является подвальным помещением площадью 1467 кв.м. В соответствии с паспортом от 17 июня 2016 года № 36/845 данное помещение является защитным сооружением гражданской обороны (ЗС ГО), отнесено к категории противорадиационного укрытия. Вместе с тем, указанное ЗС ГО не отвечает требованиям, содержащимся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583.
По требованию прокуратуры Учреждением представлена имеющаяся документация в отношении ЗС ГО, при этом проектно-сметная документация отсутствовала.
В октябре 2020 года прокуратурой района в Учреждении проводилась проверка исполнения законодательства о ЗС ГО, по результатам которой в адрес и.о. главного врача внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. Однако, до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
Определением суда от 13 июля 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены департамент здравоохранения Вологодской области, департамент имущественных отношений Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вологодской области.
С учётом уточнения исковых требований прокурор Сямженского района просил возложить обязанность на БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вологодской области обязанность разработать необходимую проектно-сметную документацию в целях обеспечения содержания помещений, сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования в ЗС ГО - подвальном помещении по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6 и выполнить спланированные работы;
- возложить на БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» обязанность привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, провести покраску помещений и конструктивных элементов в соответствии с требованиями Правил № 583, в ЗС ГО - подвальном помещении по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6;
- возложить на БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» обязанность в течение 30 дней после приведения ЗС ГО - подвального помещения по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6 в соответствие с требованиями Правил № 583, разместить на указанном объекте следующую документацию:
-паспорт ЗС ГО с приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений;
- журнал оценки технического состояния ЗС ГО;
- сигналы оповещения гражданской обороны;
- план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых;
- план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
- список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО;
- эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО;
- эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО;
- инструкции по использованию средств индивидуальной защиты;
- инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;
- инструкции по обслуживанию дизельной электростанции;
- инструкцию о мерах пожарной безопасности;
- правила поведения урываемых с ЗС ГО;
- журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище;
- журнал учета обращений урываемых за медицинской помощью;
- журнал учета работы дизельной электростанции;
- журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- схему эвакуации урываемых из очага поражения;
- список телефонов.
Решением Сямженского районного суда Вологодской области от 24 ноября 2022 года в удовлетворении иска прокурору Сямженского района отказано.
В апелляционном представлении прокурор Сямженского района просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов представления указывает, что действующим законодательством возложена на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязанность по принятию мер по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию, обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, ведению учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. При этом, законодателем не ставится обязанность по содержанию объекта ЗС ГО в зависимость от нахождения ЗС ГО в реестре объектов федеральной собственности. Вывод суда о том, что факт наличия противорадиационного укрытия в подвальном помещении БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» не подтвержден, не соответствует обстоятельствам дела. В данном случае установлено, что 17 июня 2016 года был заполнен паспорт противорадиационного укрытия БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» - подвального помещения по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6, который подписан представителями администрации Сямженского муниципального района и БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ». Помимо этого, в материалах дела имеется ранее составленный паспорт ЗС ГО (противорадиационного укрытия) БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» от 30 ноября 1979 года. Указанные паспорта должностными лицами БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» велись ненадлежащим образом. Кроме того, противорадиационное укрытие с инвентарным номером 845-36 состоит на учёте в качестве ЗС ГО Вологодской области, что подтверждается выпиской из журнала учета ЗС ГО Вологодской области, согласно указанной выписке ведомственная принадлежность ЗС ГО определена как БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» и департамент здравоохранения Вологодской области. Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО с инвентарным номером 36/845 от 01 августа 2018 года, подписанным главным врачом БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», работниками данного Учреждения и дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сямженскому и Верховажскому районам, комиссия установила, что ЗС ГО с инвентарным номером 36/845 к приему укрываемых не готово, в течение длительного времени по прямому предназначению не используется. Сведений о снятии объекта с учёта как ЗС ГО также не имеется.
В возражениях БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», Департамент имущественных отношений Вологодской области, департамент здравоохранения Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области просят апелляционное представление прокурора Сямженского района оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
В отзыве на апелляционное представление Главное управление МЧС России по Вологодской области поддерживает позицию прокурора Сямженского района.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив доводы возражений на него, приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 28-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
Пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно статье 6 Закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок № № 1309) к объектам ГО относятся, противорадиационное укрытие – ЗС ГО, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Противорадиационные укрытия создаются: для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) (пункт 3 Порядка № 1309).
Для укрытия населения используются имеющиеся ЗС ГО и (или) приспосабливаются под ЗС ГО в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены (пункт 4 Порядка № 1309).
Согласно пункту 9 Порядка № 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 10 Порядка № 1309 организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учёт существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
При этом, указанный пункт не содержит ссылки на организационно-правовые формы организаций, следовательно, данная обязанность возложена на все организации, независимо от организационно-правовой формы.
Также законодателем не ставится обязанность по содержанию объекта СЗ ГО в зависимость от нахождения ЗС ГО в реестре объектов федеральной собственности.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счёт приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (пункт 12 Порядка № 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка № 1309).
Подпунктом 16.4 пункта 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют кроме прочих мероприятия по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО, находящихся в ведении организаций.
В целях сохранения имеющегося фонда – ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации ЗС ГО (далее - Правила № 583).
Правилами № 583 МЧС России предусмотрено, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2).
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил № 583).В соответствии с пунктом 2.1 Правил № 583 учёт ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Согласно пункту 1.7 Правил № 583 готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учёте которых они находятся.
В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приёму укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (пункт 1.8 Правил № 583).
В силу пункта 3.2.1 Правил № 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно пункту 3.2.8 Правил № 583 оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона.
В соответствии с пунктом 3.2.10 Правил № 583 стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.
В соответствии с пунктом 3.2.11 Правил № 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 575 от 21 июля 2005 года утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Порядок № 575).
Содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
При этом необходимо обеспечить сохранность:
защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов;
герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО;
инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО (пункт 2 Порядка № 575).
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения осуществляются в соответствии с технической документацией (пункт 6 Порядка № 575).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Сямженского района Вологодской области в октябре 2020 года проведена проверка соблюдения обязательных требований в области ГО при использовании ЗС ГО (противорадиационного укрытия) № 36/845, расположенного по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6, в ходе которой установлено, что ЗС ГО не соответствует предъявляемым требованиям к техническому содержанию, приём укрываемых на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций не обеспечен, звено обслуживания ЗС ГО в Учреждении не создано, не обеспечено поддержание надлежащего технического состояния ЗС ГО: отсутствуют защитно-герметические и герметические ворота, аварийные шахтные выходы; потолки, полы, стены ЗС требуют ремонта, вентиляционная установка находится в нерабочем состоянии; фильтровентиляционное оборудование отсутствует. Также отсутствуют санитарные узлы, баки запаса питьевой и технической воды.
По итогам проверки в адрес и.о. главного врача Учреждения внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим.
Согласно паспорту ЗС ГО от 17 июня 2016 года ЗС ГО № 36/845 расположено по адресу: 162220, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6, в техническом подвале. Организация, эксплуатирующая ЗС ГО - БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ». Дата приемки в эксплуатацию 30 декабря 1979 года. Время приведения ЗС ГО в готовность 12 часов. Техническая характеристика ЗС ГО: Класс ЗС ГО: П-4; вместимость 630 человек; общая площадь 1467 кв.м; общий объём - 3100 куб.м; количество входов - 2; количество аварийных выходов - 1. Системы отопления, энергоснабжения, водоснабжения – централизованные. Тип канализации не указан. Количество санитарно-технических приборов - 1. В ЗС ГО отсутствуют защитно -герметические и герметические двери и ставни; система вентиляции; измерительные приборы; инструмент, инвентарь, оборудование. Информация о степени герметизации (величина подпора воздуха) в паспорте отсутствует.
Согласно договору от 16 марта 2016 года № 7, заключенному между Департаментом имущественных отношений Вологодской области и БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», здание стационара ЦРБ, расположенного по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д.6 на праве оперативного управления передано БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ». Сведений о ЗС ГО в приложенном к договору перечне недвижимого имущества не содержится.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором Сямженского района требований, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств создания органами исполнительной власти Вологодской области или органом местного самоуправления ЗС ГО в подвальном помещении здания БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», расположенного по адресу: Вологодская область, Сямженский район, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6, на основании плана, разработанного органами исполнительной власти Вологодской области, согласованного с МЧС России. При этом указал на отсутствие доказательств того, что подвальное помещение БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» когда-либо было признано соответствующим требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, надлежащим образом поставлено на учёт в качестве такого сооружения и передано в оперативное управление БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ».
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2022 года № 80-КГ21-13-К6.
В силу статьи 19 Закона № 28-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе, несоблюдение требований законодательства по надлежащему содержанию объектов гражданской обороны, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По настоящему делу прокурор обратился в суд с требованием о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, которое не относится к способам защиты, приведенным в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, обеспечивающим восстановление нарушенного права.
При этом обращаясь в суд с иском, прокурор не конкретизировал, какие определенные действия, в каком объеме следует совершить тому или иному ответчику, а именно БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», департаменту здравоохранения Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Вологодской области, чтобы устранить нарушения законодательства в части возложения обязанности по размещению и разработке проектно-сметной документации, а Учреждению по приведению в исправное состояние инженерно-технического оборудования, а именно какое конкретно инженерно-техническое оборудование, где оно располагается, в чем заключается его неисправность, какие работы следует провести.
При этом истцом не представлено доказательств возможности проведения каких-либо работ по приведению в исправное состояние инженерно-технического оборудования, расположенного в подвальном помещении применительно к типу самого помещения, отсутствия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественного вреда зданию БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» при проведении тех или иных видов работ.
Истом также не конкретизировано требование в части проведения покраски помещений и конструктивных элементов, указано только на выполнение данных работ в соответствии с требованиями Правил № 583.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Неконкретность заявленных требований приводит к невозможности принятия судебного акта, отвечающего критерию исполнимости, что также является основанием для отказа в иске.
Таким образом, выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.
Кроме того, судебная коллегия, исходя из заявленных прокурором требований, полагает необходимым учесть следующие обстоятельства.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО (ПРУ) (противорадиационного укрытия) инвентарный № 36/845, утвержденному начальником Департамента здравоохранения Вологодской области 03 августа 2018 года ЗС ГО (ПРУ), расположенное по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, д. 6 принято в эксплуатацию в 1979 году и находится на балансе БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 30 июля 2013 года 35-АБ № 229383.
ЗС ГО (ПРУ) находится в пользовании БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» и используется в качестве технического подвала. Основные тактико-технические характеристики ЗС ГО (ПРУ): защитное сооружение встроено в трехэтажное здание, группа ПРУ П-4, проектная вместимость 630 человек, фактическая вместимость 630 человек, площадь защитного сооружения 1467 кв.м, общий объем 3 100 куб.м. Фактическое состояние ЗС ГО (ПРУ) и его готовность к приему укрываемых: лестничные пролеты находятся в удовлетворительном состоянии; защитно-герметические и герметические ворота отсутствуют; входы в ЗС ГО, тамбуры ЗС ГО свободны, посторонних предметов не имеется; потолки, полы, стены ЗС требуют текущего и косметического ремонта (штукатурка, покраска); вентиляционная установка имеется, находится в нерабочем состоянии; фильтровентиляционное оборудование отсутствует; канализация централизованная, оборудование санитарных узлов отсутствует, энергоснабжение централизованное, освещение имеется, выключатели и электропроводка в удовлетворительном состоянии, ДЭС отсутствует; водоснабжение централизованное, баки запаса питьевой и технической воды отсутствуют; теплоснабжение централизованное. Предложено: перевести ПРУ в укрытие, рассмотреть вопрос о списании ЗС ГО. Выводы комиссии: ЗС ГО к приёму укрываемых не готово, в течение длительного времени по прямому предназначению не используется.
Согласно учётной карточке от 11 июля 2006 года ЗС ГО (ПРУ), расположенного по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6. Готовность ЗС ГО к приёму укрываемых: требует текущего ремонта. Количество входов и выходов - 2. Система вентиляции - вытяжная (10 /15 обм/час) Наличие ДЭС - нет, степень герметизации отсутствует, защитно-герметические и герметические ворота отсутствуют; фильтры и средства регенерации, герметические клапаны, противовзрывные работы, насосы, калориферы и воздухоочистители, холодильные машины - отсутствуют. Измерительные приборы - отсутствуют. Тип канализации - сточная, выносные емкости. Инвентарь: лом - 10, лопаты - 15, топоры - 10, молотки - 10, гвозди - 20 кг. Общее состояние убежища - протечки канализации. Данные по регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования систем жизнеобеспечения - отсутствуют.
Исходя из сведений инвентаризационной карточки от 21 февраля 2014 года ЗС ГО (ПРУ) № 36/845, расположенного по адресу: Вологодская область, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6, готовность ЗС ГО к приёму укрываемых: ограниченно готово, требует текущего ремонта. Наличие III режима вентиляции отсутствует, вентиляционная установка в наличии, в нерабочем состоянии. Наличие ДЭС - отсутствует, степень герметизации отсутствует, защитно-герметические и герметические ворота отсутствуют; вентиляционная система, фильтры и средства регенерации, герметические клапаны, противовзрывные работы, насосы, калориферы и воздухоочистители, холодильные машины - отсутствуют. Измерительные приборы - отсутствуют. Канализация централизованная, оборудование отсутствует. Инвентарь: отсутствует. Общее состояние убежища (ПРУ) не герметично, не затоплено, протечек нет. Требует текущего ремонта. Данные по регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования систем жизнеобеспечения - отсутствуют.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 35-АБ № 229383 от 30 июля 2013 года у БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» на праве оперативного управления находится здание стационара ЦРБ, назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей -1), общая площадь 4083,2 кв.м, инв.№ 1672, лит.А. Адрес (место нахождение) объекта: Вологодская область, Сямженский район, с. Сямжа, ул. Славянская, д. 6.
Также в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела был составлен акт осмотра поземного этажа БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ», согласно которому общая площадь подземного этажа составляет 1185 кв.м, из них техническое подполье - 627 кв.м, коридор - 175 кв.м, площадь остальных помещений составляет - 383 кв.м. При этом, высота технического подполья 1,6 - 1,7 кв.м., пол: песчано-гравийная смесь. Отопление, водоснабжение, как таковое отсутствует. Через подполье проходят магистральные сети теплоснабжения и водоснабжения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что расположение в подвальном помещении здания БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» ЗС ГО проектно-сметной документацией не планировалось, необходимые конструктивные элементы в подвальном помещении для ЗС ГО не были предусмотрены. Подвал каким-либо инженерным оборудованием необходимым для функционирования ЗС ГО (ПРУ) не укомплектовывался. Решение о том, что в подвальном помещении БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» будет числиться ЗС ГО (ПРУ), было принято после постройки здания. За период с 1979 года до 2022 года укомплектования инженерным оборудованием, разукомплектования, перепланировки, переустройства, и иных каких-либо изменений в подвальном помещении БУЗ ВО «Сямженская ЦРБ» не производилось.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционного представления судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сямженского районного суда Вологодской области от 24 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Сямженского района - без удовлетворения.
Председательствующий А.М.Вахонина
Судьи: Е.С.Махина
Н.В.Мещерякова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 мая 2023 года.