УИД 04RS0№-34 Дело № 2а – 706/21 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Фалилеевой М.Н., при секретаре Жамсарановой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы административного дело по административному исковому заявлениюКурахтин Д.Е. к Призывной комиссии Иволгинского района Республики Бурятия о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Курахтин Д.Е. обратился в суд с иском о признании решения о призыве на военную службу незаконным и его отмене.
В обоснование административного иска указал, что состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата Иволгинского района. 15.04.2021 года в военном комиссариате Иволгинского района Республики Бурятия прошел призывную комиссию, медицинской комиссией в отношении него было принято решение об определении категории годности к военной службе - «Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями», затем был направлен на призывную комиссию. Жалобы о наличии пищевой аллергии были проигнорированы как терапевтом, так и врачом, руководящим работой медицинской комиссии. Направление на обследование были выданы уже после принятия врачами заключения о годности. Считает, что без отмены решения о призыве решение о направлении на дополнительное обследования не могли быть вынесены. Считает, что страдает пищевой аллергией с клиническими проявлениями(подтвержденной обследованием в стационарных условиях) на основные продукты питания по нормам довольствия военнослужащих, в связи с чем ему надлежало определить категорию годности «В» - ограниченно годен к прохождению военной службе на основании п.»б» ст. 84 Расписания болезней. Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 15.04.2021г. №2 о призыве его на военную службу.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Республики Бурятия» и Военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия – Насибова Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Курахтиным Д.Е. требований, поскольку во время прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, с 24.02.2021г. по 14.04.2021г. была определена категория годности Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; заключение военно-врачебной комиссии не обжаловал, каких-либо документов, подтверждающих наличие у истца заболеваний, нарушений, не учтенных ВВК, не представил. До прохождения медицинской комиссии были сданы все диагностические исследования в установленные сроки; изначально была выставлена категория А, затем, с учетом высказанных жалоб, проведенных дополнительных исследований, Курахтину Д.Е. был выставлен диагноз, который предусматривает категорию годности к военной службе «Б». Итоговое заключение врача руководящего работой по медицинскому освидетельствованию административного заявителя был выставлен на основании предоставленных результатов медицинских исследований, данных объективного осмотра, записями амбулаторной карты. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность принятого решения об определении категории годности к военной службе «Б-3» не имеется.
Представитель административных ответчиков Военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия Дашацыренова Т.Н. в судебном заседании поддержала высказанные в возражении доводы, просила в удовлетворении иска отказать. Также пояснила суду что решение призывной комиссии может быть отменено вышестоящей призывной комиссией. На основании представленных Курахтиным Д.Е. справки об имеющейся аллергии без указания конкретных аллергенов, Курахтину Д.Е. была проведена Риноцитограмма, которая также не выявила у последнего аллергической реакции на основные продукты питания по нормам довольствия военнослужащих, выявленный аллергический круглогодичный ринит и и аллергический сезонный ринит явилось основанием для выставления Курахтину Д.Е. категории годности «Б-3». По направлению полученному дополнительно, Курахтин Д.Е. обследование не прошел, в медицинское учреждение не явился, доказательств наличия аллергической реакции на пищевые продукты не предоставил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Заслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, обозрев личное дело призывника, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, в частности, Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон «О воинской обязанности и военной службе»).
Указанному нормативному документу корреспондируют Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 (ред. от 02.10.2019, далее - Положение о призыве на военную службу).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1, пунктом 2 статьи 22 Закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23, абзаца 3 пункта 1 статьи 52 Закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона «О воинской обязанности и военной службе», пункту 2 Положения о призыве на военную службу призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона 53-ФЗ в состав призывной комиссии включаются: глава муниципального образования или его заместитель - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд (п.п. 3,4 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Пунктом 3 ст. 5.1 Закона «О воинской обязанности и военной службе», пункту 5 Положения о призыве на военную службу порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
С 01 января 2014 года действует Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № 565 (ред. от 27.02.2020, далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Статьей 5.1 Закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей (пункт 1). Аналогичные положения закреплены в пункте 15 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).
Согласно пункту 4 статьи 5.1 названного Закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичные положения содержатся в пункте 13 Положения о призыве на военную службу, в соответствии с которым призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе),
Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1 (пункт 6 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В силу п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование. Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
На основании п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктами 6, 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны РФ № 240 и приказом Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года (ред. от11.10.2010) «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе», не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование. В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Флюорограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока хранения дела, после чего возвращаются в соответствующие медицинские учреждения.
В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, в разделе "Итоговое заключение" учетной карты призывника (приложение № 8 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение № 12 кИнструкции), указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения к военной службе.
Приложениями к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно ст. 66 Расписания болезней межпозвонковый остеохондроз с множественными массивными клювовидными разрастаниями в области межпозвонковых сочленений со стойким болевым синдромом; относится к категории Б; при наличии ограниченный деформирующий спондилез (поражение тел до 3 позвонков) и межпозвонковый остеохондроз (поражение до 3 межпозвонковых дисков) с болевым синдромом при значительных физических нагрузках и четкими анатомическими признаками деформаций; относится к категории В.
С 1 апреля по 15 июля 2021 г. осуществляется призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Как установлено судом, на территории Иволгинского района РБ призыв осуществляет призывная комиссия Военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия с подведомственной территорией, основной и резервный состав которой установлен Распоряжением Главы Республики Бурятия от 15.03.2021 года № 20-РГ «Об утверждении основных и резервных персональных составов комиссий…».
Разрешая требования истца о признании незаконным заключения врача о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, суд исходит из следующего.
Как указано выше, согласно п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, включается в состав призывной комиссии (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Заключение врача о категории годности к военной службе, вынесенное в отношении призывника по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, само по себе не является решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а потому самостоятельному обжалованию в суд в рамках главы 22 КАС РФ не подлежит. Такое заключение не носит обязательный характер для вынесения решения призывной комиссией и не нарушает прав и свобод заявителя, не создает препятствий к осуществлению им прав и свобод и не накладывает на него какие-либо обязанности.
Требования истца о признании незаконным решения призывной комиссии Военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия об определении категории годности и призыве на военную службу суд полагает также необоснованными ввиду следующего.
В судебном заседании установлено, что Курахтин Д.Е.., ДД.ММ.ГГГГ рождения состоит на учете в военном комиссариате Военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия с 13.02.2019г. с категорияей годности к военной службе «А1».
По достижении возраста призыва был вызван для прохождения призывной комиссии. Получив все необходимые направления для прохождения медицинских диагностических исследований, которые им были пройдены в установленные сроки: флюорография (рентгенография) легких в двух проекциях, общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография, исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита, исследование крови на маркеры гепатита «В» и «С».
В ходе проведения медицинской комиссии истец предъявил жалобы на аллергическую реакцию, с предъявлением справки из частного медицинского центра, где были выявленны незначительные аллергические реакции, исходя из которой ему были проведено дополнительное исследование, а именно скарификационные тесты, которые не выявили у Курахтина Д.Е. аллергических реакций на основные продукты питания по нормам довольствия военнослужащих. Выявленный аллергический круглогодичный ринит и аллергический сезонный ринит явились основанием для выставления Курахтину Д.Е. категории годности «Б-3», что не исключает призыва Курахтина Д.Е. на военную службу.
При принятии итогового заключения врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, были учтены результаты медицинских обследований, данных объективного осмотра, записями амбулаторной карты.
Решением призывной комиссии Военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия от 22.04.2021г., с учетом имеющихся у него заболеваний был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, категория «Б-3».
Данных о наличии у Курахтина Д.Е. каких-либо иных, не учтенных военно-врачебной комиссией заболеваний не имеется, не представлено в суд.
Оспаривая решение призывной комиссии, Курахтин Д.Е. полагает, что оно нарушает его гарантированное право на полноценное прохождение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, однако материалы дела опровергают данные доводы, поскольку все необходимые мероприятия проведены всоответствием с требованиями законодательства
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Курахтин Д.Е. не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии заболевания, дающего основание для освобождения от призыва на военную службу или признаков заболевания, свидетельствующего о необходимости о направлении его на повторное освидетельствование. По выданному направлению Курахтин Д.Е. обследование не прошел, в медицинское учреждение не явился, доказательств наличия аллергической реакции на пищевые продукты не предоставил.
При этом суд учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и в будущем.
Материалами дела подтверждается, что призывная комиссия военного комиссариата Иволгинского и Тарбагатайского районов Республики Бурятия в полной мере изучила представленные медицинские документы в подтверждение имеющегося у Курахтина Д.Е. заболевания: аллергический круглогодичный ринит и аллергический сезонный ринит, реакцию на домашнюю пыль, пыль, на шерсть собаки и кошки, однако не сочла характер заболевания столь значительным для освобождения от несения военной службы.
В соответствии с пунктом "б" статьи 84 "Расписания болезней" приложения к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе"Отравления лекарственными средствами, медикаментами и биологическими веществами, токсическое действие веществ, преимущественно немедицинского назначения; воздействие внешних причин (радиации, низких, высоких температур и света, повышенного давления воздуха или воды и других внешних причин, в том числе аллергических реакций), предусматривает последствия отравлений лекарственными средствами, компонентами ракетного топлива, иными высокотоксичными веществами, токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, и другими токсическими веществами, острого или хронического воздействия электромагнитного поля в диапазоне частот от 30 кГц до 300 ГГц, оптических квантовых генераторов, лазерного излучения, ионизирующего излучения, других внешних причин и аллергических реакций. Наличия таковых медицинская карта Курахтина Д.Е. не содержат, также как и не заявлялось самим Курахтиным Д.Е. Документального подтверждения указанного обстоятельства Курахтиным Д.Е. представлено не было; медицинская документация не содержит сведений о наличии у последнего такового заболевания.
Имеющиеся же у Курахтина Д.Е. аллергические реакции правомерно отнесены военной медицинской комиссией к пункту "в" статьи 49 "Расписания болезней" приложения к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", которое предусматривает категорию годности «Б»
По направлению полученному дополнительно, Курахтин Д.Е. обследование не прошел, в медицинское учреждение не явился, доказательств наличия аллергической реакции на пищевые продукты не предоставил. Доводы о невозможности выдачи направления на дополнительное исследования без отмены решения комиссии по по призыву не основаны на действующем законодательстве.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд (п.п. 3,4 Закона «О воинской обязанности и военной службе»).
При наличии доказательств о не учтенном имеющемся заболевании, влияющем на определении категории годности лица, призываемого на военную службу, вышестоящая призывная комиссия может отменить ранее принятое решение призывной комиссии и принять новое.
Таким образом, оснований для отмены решения у призывной комиссии не имелось.
Оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у Курахтина Д.Е. на момент вынесения оспариваемого решения призывной комиссии заболеваний с той степенью нарушения функции, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории годности к военной службе влекущей установление иной категории годности к военной службе; медицинская документация указанных сведений не содержит.
Дополнительно каких-либо исследований истец по данному направлению не проходил, жалоб не высказывал.
Таким образом, доводы истца о том, что у него на момент призыва имелось заболевание, позволяющее установить иную степень годности, является голословным и медицинскими документами не подтвержден.
Каких-либо оснований сомневаться в правильности заключения врача, руководящего работой по освидетельствованию граждан, не имеется. Освидетельствование проведено с участием врачей-специалистов, перечисленных в статье 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных распоряжением Главы Республики Бурятия. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено.
Итоговое заключение о годности к прохождению военной службы с незначительными ограничениями вынесено членами комиссии единогласно. Решение о призыве Курахтина Д.Е. на военную службу принято призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы административного истца о том, что он не прошел обязательные диагностические исследования, опровергаются документами личного дела призывника, картой медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, согласно которым до прохождения медицинской комиссии Курахтиным Д.Е. были сданы все диагностические исследования в установленные законом сроки.
Направление призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза законодательство связывает с невозможностью вынесения медицинского заключения, а не с желанием призывника, так как этот вопрос находится в прямой зависимости с наличием у врачей сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза. При принятии решения о годности Курахтина Д.Е. к военной службе по состоянию здоровья у врачей-специалистов и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, такие сомнения не возникли.
Судом установлено, что все необходимые действия по принятию решения призывной комиссией выполнены без нарушения прав административного истца, как призывника, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными и компетентными лицами, а их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена надлежащими доказательствами, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным.
Выявленное у административного истца заболевание: аллергический круглогодичный ринит и аллергический сезонный ринит, положительные аллергические пробы были учтены при принятии оспариваемого решения.
Убедительных доводов и доказательств, опровергающих выводы комиссии, истцом не представлено. Приведенные в иске обоснования несогласия с принятыми решениями не служат основанием к удовлетворению иска, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права, а также сводятся к личной оценке истцом своего состояния здоровья. Доводы же истца в оценке состояния своего здоровья и оценки, данной ему специалистами, субъективны и не являются компетентными ввиду отсутствия у него специальных знаний.
Кроме того, в соответствии с абзацем 5 пункта 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.
Однако, считая себя негодным к военной службе, Курахтин Д.Е. не воспользовался правом, предусмотренным пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном этим Положением. По направлению полученному дополнительно, Курахтин Д.Е. обследование не прошел, в медицинское учреждение не явился, доказательств наличия аллергической реакции на пищевые продукты не предоставил.
На основании изложенного, анализируя материалы дела, суд установил, что оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии принято по результатам медицинского освидетельствования в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», коллегиально, объективно в соответствии с законом, в пределах своих полномочий, установленных нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок призыва граждан на военную службу, и не нарушает права и свободы административного истца.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии о годности и призыве на военную службу соответствует установленным указанным выше обстоятельствам дела, действующему законодательству, учитывая, что при рассмотрении дела не установлено нарушение оспариваемым решением Призывной комиссии охраняемых законом прав, свобод и законных интересов административного истца, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 175-181, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 15.04.2021░. №2 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.05.2021 ░.
░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░ – 706/2021 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░