Дело № 2а-305/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 января 2021 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хорошевской М.В.,
при секретаре Шалыгиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска к Калашниковой ив о взыскании недоимки по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Советскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Калашниковой И.В. о взыскании недоимок по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на то, что Калашникова И.В. была поставлена на учет в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность по пени по страховым взносам на ОПС фиксированном размере в период до 01.01.2017г. была погашена в размере 1860,94 руб. таким образом, текущая задолженность по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в период до 01.01.2017г. составляет 15,85 руб. – пени. Задолженность по страховым взносам на ОМС за периоды до 01.01.2017г. составляет 763,70 руб. –пени, в период с 01.01.2017г. составляет 52,80 руб. Кроме того, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016г.- 2017г. погашена в полном объеме, однако задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 1439,90 руб. в добровольном порядке не погашена. Задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014г. погашена в полном объеме, однако задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 8557,97 руб. в добровольном порядке не погашена. Задолженность по земельному налогу за 2014г. погашена в полном объеме, однако задолженность по земельному налогу в размере 136,95 руб. в добровольном порядке не погашена. В адрес ответчика направлялись требования, в которых предложено добровольно уплатить суммы задолженности по пени, однако оплата сумм задолженности не была произведена должником. Поскольку ответчик задолженность погасила не полностью, инспекция обратилась в суд с иском и просит взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в ФФОМС в размере 763,70 руб. – пени, в период с 01.01.2017г. в размере 52,80 руб. – пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в размере 15,85 руб. – пени, в период с 01.01.2017г. в размере 451,59 руб. – пени, по налогу на доходы физических лиц за 2016г2017г в размере 1439,90 руб. – пени, по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в размере 8557,97 руб. –пени, по земельному налогу за 2014г. в размере 136,95 руб. – пени.
Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Челябинска – Родионов Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Калашникова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ее представитель Калашников Д.В., действующий по доверенности, в судебном заседании требования не признал.
Представитель заинтересованного лица - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителей административного истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) гласит, что каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы.
Под налогом в п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.
На основании ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
С 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Как следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, плательщики, указанные и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено статьей 430 Кодекса: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, сели иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Судом установлено, что Калашникова И.В., является плательщиком страховых взносов как лицо, осуществляющее деятельность в качестве адвоката.
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) в установленные в законе сроки Калашниковой И.В., направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате за 2019 год недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017г. в сумме 3796,85 руб., пени в размере 763,70 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017г. в сумме 5840 руб., пени в размере 52,80 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. в размере 49945 руб., пени в размере 451,59 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г. - пени в размере 15,85 руб., налога на имущество физических лиц в размере 32768 руб., пени в размере 8419,56 руб., налога на имущество физических лиц в размере 26489,90 руб., пени в размере 138,41 руб., земельного налога с физических лиц в размере 405 руб., пени 89,65 руб. Срок исполнения требования указан до 05.11.2019г.
В установленный срок вышеуказанное требование исполнено ответчиком частично не было.
В судебном заседании также установлено, что Калашникова И.В. в спорный период ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником жилого дома, по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.,земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ., что ответчиком не оспаривалось при рассмотрении настоящего спора, следует также из налогового уведомления от 11.07.2019г., из Сведений о недвижимости из личного кабинета налогоплательщика.
Также установлено материалами дела, что судебным приказом мирового судьи судебного участка <данные изъяты> района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ с Калашниковой И.В. в пользу ИФНС России по Советскому району г. Челябинска были взысканы пени по налогу по страховым взносом на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 763,70 руб., по пени по налогу по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в размере 52, 80 руб., по пени по налогу по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшее до 01.01.2017г.) в размере 15,85 руб., по пени по налогу по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.) в размере 451, 59 руб., по пени по налогу по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.) в размере 1860,94 руб., по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 8557, 97 руб., по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 136,95 руб., пени по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическим лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 1439,90 руб., всего взыскать 13279, 70 руб., а также госпошлины в доход местного бюджета в размере 265,59 руб.
Определением мирового судьи от 24.04.2020 года судебный приказ отменен по заявлению Калашниковой И.В., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском 08.10.2020г.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что административный ответчик не исполнил обязанность по уплате пени по налогам и сборам, порядок взыскания с плательщика обязательных платежей и санкций соблюден.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет:
На обязательное пенсионное страхование:
- в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. страховой взнос составляет 29354 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование составляют 6884 руб.
Судом установлено, что страховые взносы на ОМС, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии Калашниковой И.В. за 2019г. оплачены в полном объеме.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС составили 763,70 руб. за период до 01.01.2017г., 52,80 руб. за период с 03.06.2019г. по 10.07.2019г., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. – 15,85 руб., за период с 03.06.2019г. по 10.07.2019г. составили 451,59 руб.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлено требование о добровольной оплате пени, которое в настоящее время не исполнено.
Как указывалась ранее, Калашникова И.В. в спорный период ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого дома, по адресу: <адрес> кадастровый №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.,земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования в том числе жилой дом.
В соответствии со ст. 450 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Судом установлено, что Калашниковой И.В. налог на имущество физических лиц, доходы физических лиц и земельный налог оплачены.
В соответствии со ст. 450 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу ст. 15 НК РФ земельный налог относится к числу местных налогов. Данный налог регламентирован положениями главы 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с которыми вводится в действие и прекращает действовать, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами и уплачивается физическими лицами на основании налогового уведомления.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Проверив представленные административным истцом расчеты, суд соглашается с ними.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.
При этом согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2016 года, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Как следует из материалов дела, вышеуказанное требование ИФНС России по Советскому району г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок в полном объеме не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца 03.03.2020г. к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в суд с указанным административным исковым заявлением.
Между тем, вопреки приведенным требованиям законодательства о налогах и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, налоговым органом нарушен срок, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из расчета пени, представленного административным истцом в исковом заявлении и принятого судом, что, соответственно, привело к нарушению совокупного срока принудительного взыскания пени за период до 01.01.2017г. в бюджет ФОМС в размере 763,70 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2017г. в размере 15,85 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 01.12.2015г. по 26.03.2018г. в размере 8557,97 руб. с Калашниковой И.В., поскольку задолженность по пени на 26.03.2018г. превысила сумму 3000 руб., а требование выставлено лишь 11.09.2019г.
В связи с чем, требования истца о взыскании с Калашниковой И.В. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в ФФОМС в размере 763,70 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017г. в размере 15,85 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 8557,97 руб., не подлежат удовлетворению.
При этом, по этим же основаниям, в связи со своевременными действиями ответчика по направлению требования и обращением за судебной защитой, подлежат взысканию с Калашниковой И.В.: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за в период с 03.06.2019г. по 10.07.2019г. в размере 52,80 руб., пени за период с 03.06.2019г. по 10.07.2019г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 451,59 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за период с 17.12.2018г. по 10.07.2019г. в размере 1439,90 руб., пени по земельному налогу за период с 05.12.2015г. по 10.07.2019г. в размере 136,95 руб.
В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с Калашниковой И.В. подлежит взысканию сумма государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИФНС России по Советскому району г. Челябинска, удовлетворить частично.
Взыскать с Калашниковой ив в пользу ИФНС России по Советскому району г. Челябинска недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в период с 01.01.2017г. в размере 52,80 руб. – пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в период с 01.01.2017г. в размере 451,59 руб. – пени, по налогу на доходы физических лиц за 2016г.-2017г. в размере 1439,90 руб. – пени, по земельному налогу за 2014г. в размере 136,95 руб. – пени.
В удовлетворении остальной части исковых требований административного истца ИФНС России по Советскому району г. Челябинска – отказать.
Взыскать с Калашниковой ив в доход местного бюджета госпошлину – 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи жалобы через Советский районный суд в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Хорошевская