Решение от 15.06.2021 по делу № 2а-1260/2021 от 18.05.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2021 года г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шушиной В.И.,

при секретаре судебного заседания Смирновой А.Н.,

с участием административного истца Смирнова В.С., представителя административного истца Киселева В.Л., действующего на основании письменного заявления и диплома о высшем юридическом образовании, административного ответчика судебного пристава-исполнителя УИ РОСП УФССП по Иркутской области Бекк В.П.,

в отсутствие представителя административного ответчика УФССП по Иркутской области, представителей заинтересованных лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1260/2021 по административному исковому заявлению Смирнову В.С. к судебному приставу-исполнителю Усть-Илимского РОСП УФССП по Иркутской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, обязании устранения нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истец указал, что на исполнении у судебного пристава-исполнителя находится исполнительные листы: от 04.08.2017 , от 22.09.2016 , от 10.10.2016 № , выданные Усть-Илимским городским судом, от 29.04.2017 № 2-270/2017, выданный мировым судьей судебного участка № 101. 24.12.2020 судебным приставом-исполнителем был наложен арест на социальный счет, им была представлена справка из отдела социальной защиты населения о том, что на этот счет направляется социальная помощь, компенсация услуг ЖКХ, также представлена выписка по банковскому счету о том, что списанная сумма является оплатой листа временной нетрудоспособности. 24.12.2020 им через канцелярию Усть-Илимского РОСП была подана справка для судебного пристава-исполнителя Бекк В.П., в этот же день поступили социальные пособия, которые в размере 100% были списаны судебным – приставом исполнителем Бекк В.П. Считает действия судебного пристава-исполнителя противоречащим части 2 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку денежные средства были удержаны в размере более 50%, в результате чего он остался без средств существования. С учетом дополнений просил: признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Бекк В.П. в связи с невынесением постановления об отмене обращения взыскания на зарплатный счет должника; возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем вынесения постановления об отмене обращения взыскания на банковский зарплатный счет должника; признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Бекк В.П. по направлению взыскателю пособия по временной нетрудоспособности.

Определением от 25.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф», «АТБ» (ПАО).

В судебном заседании административный истец Смирнов В.С., его представитель Киселев В.Л. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Усть-Илимского РОСП УФССП по Иркутской области Бекк В.П. исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, просил в иске отказать.

Представитель административного ответчика УФССП по Иркутской области в судебное заседание не явился. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещен. Причины неявки суду не известны.

Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела и материалы исполнительных производств в отношении должника Смирнова В.С. и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 128 Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оснований считать, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя судом не установлено.

В судебном заседании установлено, что в отношении административного истца Усть-Илимским РОСП УФССП по Иркутской области возбуждены исполнительные производства - 24.10.2018 -ИП, 04.04.2019 -ИП, 04.04.2019 -ИП, 25.07.2019 -ИП, 29.07.2019 -ИП, согласно которым Смирнов В.С. является должником по кредитным обязательствам.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Бекк В.П. от 29.07.2019 исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство -ИП.

В обоснование исковых требований административный истец указывает на незаконность удержания денежных средств с зарплатного счета истца.

Из справки КГКУ «Лесная охрана» от 27.01.2021 следует, что Смирнов В.С. работает с 23.09.2019 по настоящее время в КГКУ «Лесная охрана» в должности государственного инспектора. Удержания производятся со всех начислений на основании соглашения об уплате алиментов на содержание супруги в размере 50%.

Согласно копии справки, полученной УИ РОСП УФССП по Иркутской области 06.02.2020, Смирнов В.С. работает в КГКУ «Лесная охрана» с 23.09.2019 по настоящее время в должности государственного инспектора по охране леса, получает заработную плату на карту, открытую в ПАО ВТБ/филиал № 5440 на счет .

Из выписок по счету ПАО ВТБ за периоды с 17.12.2020 по 21.01.2021, с 01.01.2021 по 26.01.2021 следует, что :

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 2 994,71 рубля по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ поступление от УФК по Красноярскому краю (пособия, компенсации) в размере 4 580,05 рублей;

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 2 290,03 рубля по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 13,05 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ поступление социальной выплаты в размере 1 691,25 рубль;

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 70 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ поступление от УФК по Красноярскому краю (пособия, компенсации) в размере 7 816,64 рублей;

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 877,27 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 4 694,94 рубля по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ поступление от УФК по Красноярскому краю (пособия, компенсации) в размере 7 816,64 рублей;

ДД.ММ.ГГГГ произведено удержание в размере 7 387,64 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления СПИ Бекк В.П. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статье 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1). Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (ч. 3).

В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю (ч. 1). Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 2). Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона (ч. 3).

Статьей 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2). Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ч. 3). Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа (ч. 4).

В части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» приведены виды доходов на которые не может быть обращено взыскание, в том числе: денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности; суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций.

Таким образом, действующим законодательством, в том числе, положениями абзаца 8 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено имущество, на которое не может быть обращено взыскание, включая денежные средства на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а также установлены ограничения при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, в том числе и суммы последнего периодического платежа (часть 4 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно статье 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в редакции, действующей с 01.06.2020, Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ч. 5). Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России (ч. 5.1). Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах (ч. 5.2). В случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем (ч. 7). Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 8).

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и действующие с 01.06.2020, возлагают на банк и иные кредитные организации обязанность по соблюдению требований порядка обращения взыскания денежных средств со счета должника. Таким образом, банк или иные кредитные организации самостоятельно осуществляют расчет суммы денежных средств, находящихся на банковских счетах должника, на которые может быть наложен арест или обращено взыскание с учетом требований, предусмотренных статьями 99, 101 данного Федерального закона. При этом, в случае невозможности исполнения постановления об обращения взыскания на денежные средства банк или кредитная организация обязана в течение трех дней информировать судебного пристава-исполнителя о невозможности удержания денежных средств со счетов должника.

Этими же изменения устанавливают, что лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 Федерального закона № 229-ФЗ действуют ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах обозначенными лицами устанавливает ЦБ РФ. Помимо этого, лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.

С учетом приведенного, суд приходит к выводу о том, что работодатель должника или иное лицо, от которого должник получает доход обязан при перечислении денежных средств на счет должника указать соответствующий код дохода, а также удержанную сумму по исполнительному документу для того, чтобы банк или иная кредитная организация имели возможность видеть назначение поступивших денежных средств, размер удержания денежных средств и их основание, для того, чтобы банк или иная кредитная организация не допустили необоснованного обращения взыскания на поступившие денежные средства.

С учетом внесенных изменений соблюдение требований, предусмотренных ст. 99 и 101 Федерального закона № 229-ФЗ, возлагается на банк или иную кредитную организацию, которые при поступлении денежных средств на счет должника видят назначение поступившей суммы.

Обращая взыскание на денежные средства должника, хранящиеся на счетах (вкладах), судебный пристав-исполнитель не знает и не может знать источник поступления на указанный счет денежных средств, назначение поступивших денежных средств. В силу действующего законодательства не предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на денежные средства должника выяснять источник их поступления и назначение денежных средств.

Кроме того, суд принимает во внимание, что на указанный выше счет должника поступают и иные денежные средства без указания их назначения, вследствие чего обращение взыскания на такие денежные средства является правомерным.

Помимо этого, суд учитывает, что материалы исполнительных производств не содержат сведений об обращении должника к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возврате денежных средств, на которые удержание не могло быть произведено в спорный период. Справка ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» о произведенных выплатах (мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальные услуги) на счет (ВТБ-24) представлена истцом за период с 24.01.2020 по 09.12.2020, что нельзя отнести к оспариваемому периоду.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца Смирнова В.С. об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Усть-Илимского РОСП УФССП по Иркутской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.07.2021

2а-1260/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Виталий Семенович
Ответчики
СПИ Усть-Илимский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Бекк В.П.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области
Другие
Киселев Валерий Леонидович
«АТБ» (ПАО)
ПАО Сбербанк
АО «Тинькофф»
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Шушина В.И.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
18.05.2021Передача материалов судье
25.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее