Дело № 2-666/2023
УИД 77RS0002-02-2022-021382-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2022 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Горбаневой М.В.,
при секретаре Осиповой В.А.,
с участием представителя Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Чистова В.В., представителя ОАО «Российские железные дороги» Белозёрова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,
установил:
Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что Брянской транспортной прокуратурой на основании статьи 22 Федерального закона от <дата> № «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка устранения нарушений действующего законодательства при содержании железнодорожной станции «Хотылево», в ходе которой на станции «Хотылево» выявлены следующие нарушения: отсутствуют отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформ, обозначающие опасные участки и направления движения для пассажиров с ослабленным зрением; перед лестничными сходами и на площадках сходов отсутствуют тактильные (осязаемые) наземные указатели в соответствии с требованиями ГОСТ 52875.
Железнодорожная станция «Хотылево» состоит из одной пассажирской платформы, которая состоит на балансе Брянск-Калужского регионального участка пассажирских обустройств Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» и передана на техническое обслуживание АО «Центральная пригородная пассажирская компания».
По факту выявленных нарушений, <дата> прокуратурой в адрес Брянск-Калужского регионального участка пассажирских обустройств Московской дирекции пассажирских обустройств Центральной дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров.
Поскольку до настоящего времени нарушения не устранены, ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 7, 39 Конституции Российской Федерации, статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец, просит суд возложить на ОАО «РЖД» обязанность оборудовать пассажирскую платформу железнодорожной станции «Хотылево» тактильным покрытием и тактильными наземными указателями, необходимыми для пользования гражданами с ограниченными возможностями; установить срок исполнения решения – 12 месяцев, с момента вступления его в законную силу.
Представитель Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Чистов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» Белозеров О.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном возражении, приобщенном к материалам дела. Указывал на отсутствие жалоб граждан на ненадлежащее оказание транспортных услуг. Центральной дирекцией пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» сформирована программа адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан, создан и функционирует Центр содействия мобильности, что свидетельствует о совершении ответчиком действий по принятию адекватных мер, направленных на соблюдение прав инвалидов и маломобильных пассажиров, предъявление данного иска нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД». Также полагал, что надлежащим ответчиком по делу является АО «Центральная пригородная пассажирская компания».
Представитель третьего лица АО «Центральная пригородная пассажирская компания», извещенный надлежаще, в судебное заседание не явился.
Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от <дата> № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте в Российской Федерации) железнодорожный транспорт призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Статьей 3 Федерального закона от <дата> № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусмотрено, что пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации от <дата> № «О защите прав потребителей» организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке. Потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Как следует из содержания положений пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации, пункта 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от <дата>, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со статьями 80, 80.1 Федерального закона от <дата> № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами.
Согласно статье 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно - правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии с требованиями СП59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» объекты должны соответствовать требованиям доступности, ориентации, безопасности и учитывать потребности всех категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и других маломобильных групп населения.
Согласно пункту <дата> СП59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р 52875.
В силу пункта <дата> СП 225.1326000.2014 «Станционные здания, сооружения и устройства», для граждан с ослабленным зрением непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов предусматривают тактильные (осязаемые) наземные указатели в соответствии с требованиями ГОСТ 52875.
В соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 52875-2018. «Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября от <дата> №-ст тактильные наземные указатели являются пассивными техническими средствами сигнализации, предупреждающими инвалидов по зрению о препятствиях и опасных местах на путях их следования – на пешеходных путях территорий общего пользования, на коммуникационных путях в жилых и производственных зданиях, общественных зданиях и сооружениях открытого доступа населения на прилегающих к ним участках, на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того, на указанных объектах ТНУ используются для тактильного обозначения безопасных путей следования, обозначения мест их начала и изменения направления движения, для обозначения мест посадки в маршрутные транспортные средства, мест получения инвалидами по зрению услуг или информации.
Пунктами 4.1.6, 4.1.7 указанного ГОСТа установлено, что предупреждающие указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве и избегать опасностей, способных нанести вред здоровью, на пути следования внутри общественных зданий и сооружений, на территории и застройке населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам на объектах транспортной инфраструктуры. Направляющие указатели должны обеспечивать возможность инвалидам по зрению передвигаться в нужном направлении самостоятельно, без сопровождающего лица, внутри общественных зданий и сооружении, на территории населенных пунктов по предназначенным для них пешеходным маршрутам.
Распоряжением ОАО «РЖД» от <дата> №р утвержден стандарт СТО РЖД 03.001-2014 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», согласованный с Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых, Всероссийским обществом глухих и Роспотребнадзором, в силу пункта 1 которого установлены минимальные функциональные и технические требования по организации обслуживания маломобильных пассажиров с учетом всех аспектов доступности услуг железнодорожного транспорта общего пользования для данной категории пользователей.
Реализация функциональных и технических требований к пассажирской инфраструктуре и подвижному составу, установленных в настоящем стандарте, являются комплексной и долгосрочной задачей, реализуемой ОАО «РЖД».
Указанные требования применяются при проведении мероприятий по реконструкции, модернизации или иных видах ремонта действующих объектов, которые в силу архитектурно - планировочных особенностей, их культурной и исторической значимости не могут быть полностью приспособлены для нужд маломобильных пассажиров.
Пунктом 5.4.2 Стандарта предусмотрены общие требования к пассажирским платформам в соответствии, с которыми граница опасной зоны пассажирской платформы (зона, в которой пассажирам нельзя находиться при движении поезда), должна быть не менее 0,75 м. Обозначение границы опасной зоны выполняется контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной 0,15-0,2 м. Предупреждающие тактильные указатели на пассажирской платформе допускается обустраивать перед сигнальной полосой на расстоянии не менее 0,9 м. от края платформы или вместо сигнальной полосы на расстоянии не менее 0,75 м.
Стандарту СТО РЖД 03.001-2014 корреспондируют «Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от <дата> №р; Типовые требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и пассажирских обустройств на железнодорожных линиях», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от <дата> №р, которыми также предусмотрено оборудование объектов транспортной инфраструктуры тактильными наземными указателями.
Таким образом, необходимость оборудования пассажирских посадочных платформ железнодорожных станций тактильными наземными указателями, необходимыми для использования граждан с ограниченными возможностями, предусмотрена, в том числе, локальным нормативным актом ОАО «РЖД», предписывающим обустройство соответствующих объектов тактильными указателями не только при капитальном ремонте (реконструкции), но и при проведении модернизации и иных видах ремонта данных объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от <дата> № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с <дата> к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом, требования Закона Российской Федерации от <дата> № «О защите прав потребителей» и Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» относительно безопасности и доступности оказываемых услуг распространяются на все объекты железнодорожного транспорта, независимо от года их постройки и ввода в эксплуатацию.
Пунктом 4 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
При таких обстоятельствах, ОАО «РЖД» как собственник объектов транспортной инфраструктуры обязано оборудовать пассажирские платформы станции «Хотылево» тактильным покрытием и тактильными наземными указателями, необходимыми для пользования граждан с ограниченными возможностями, поскольку такая обязанность исходит из требований действующего законодательства пункта 2 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Довод представителя ответчика о том, что обязанность по соблюдению требований законодательства по оборудованию пассажирских платформ станции «Хотылево» тактильным покрытием и тактильными наземными указателями лежит на АО «Центральная ППК», не состоятелен, так как собственником платформы является именно ОАО «РЖД», а в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества несет его собственник.
В нарушение изложенных выше требований, железнодорожная станция «Хотылево» не оборудована отличным по структуре покрытием поверхности, образующим дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформ, обозначающие опасные участки и направления движения для пассажиров с ослабленным зрением, тактильными (осязаемыми) наземными указателями в соответствии с требованиями ГОСТ 52875.
Довод представителя ответчика о том, что не поступали жалобы граждан, являющихся инвалидами, на предмет нарушения их прав при пользовании услугами железнодорожного транспорта, не может свидетельствовать об отсутствии нарушений закона и невозможности принятия мер к их устранению.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований с возложением на ОАО «РЖД» обязанности по оборудованию пассажирской платформы станции «Хотылево» тактильным покрытием и тактильными наземными указателями, необходимыми для пользования гражданами с ограниченными возможностями.
Статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Не оспаривая факт наличия выявленных нарушений, представитель ответчика просил суд установить срок для устранения таковых - 24 месяца.
Принимая во внимание характер допущенных ответчиком нарушений, социальную значимость установленной обязанности, а также тот факт, что представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства прокурором внесено <дата> и до настоящего времени не исполнено, суд находит разумным и достаточным для исполнения срок равный одному году.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» № обязанность оборудовать пассажирскую платформу железнодорожной станции «Хотылево» тактильным покрытием и тактильными наземными указателями, необходимыми для пользования гражданами с ограниченными возможностями.
Настоящее решение подлежит исполнению в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.В. Горбанева
Мотивированное решение суда изготовлено 11 мая 2023 года.