<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «<данные изъяты>
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Васильковой О.М.,
При секретаре <данные изъяты> помощнике судьи Кабаниной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федуха <данные изъяты> к ООО «<данные изъяты> об оспаривании действий, признании задолженности отсутствующей, компенсации морального вреда и взыскании штрафа,
установил:
Федуха <данные изъяты> обратилась к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконными действий по начислению платы за потребление коммунальных услуг по <адрес> г.Екатеринбурга <данные изъяты>, признании задолженности отсутствующей, компенсации морального вреда – 30 000 рублей и взыскании штрафа, с возмещением судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что в <адрес> г.Екатеринбурга истец проживает на условиях социального найма, совместно с Федуха <данные изъяты>. и Кириловым <данные изъяты>. До <//> в квартире на регистрационном учете состояли Федуха Я.В. и Шестакова Д.А. Истец надлежащим образом исполняет обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, однако в <//> был платежный документ, в котором была указана задолженность в размере 96 744 рубля 36 коп. По данным ООО «<данные изъяты>» перерасчет за услуги холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и обращение в твердыми коммунальными отходами произведен исходя из данных о зарегистрированных лицах. Данные действия, по мнению истца, являются незаконными, учитывая, что истец надлежащим образом и своевременно оплачивала коммунальные услуги. Ответчик мог получить достоверные данные о количестве зарегистрированных. Кроме этого, управляющая организация уклонилась от предоставления подробного и обоснованного расчета, действительный объем потребленных услуг учтен не был.
В судебном заседании истец и ее представитель на иске настаивали, дополнительно указав, что сведения о зарегистрированных имелись в паспортном столе, управляющая организация имела возможность получить соответствующие сведения о фактически проживающих в квартире. Техническая возможность установки приборов учета отсутствует в связи с ненадлежащим состоянием трубопроводов.
В судебном заседании представитель ответчика указала, что в связи с поступившими данными о действительном количестве зарегистрированных лиц за период с марта 2021 года по октябрь 2023 года был произведен перерасчет на сумму 89 074 рубля 25 коп. Ранее данными о зарегистрированных лицах управляющая организация не обладала. Более того, жилое помещение при наличии технической возможности индивидуальными приборами учета холодной и горячевой воды не оборудовано. На момент разрешения спора долг на <//> составил 92 332 рубля 05 коп., пени – 5 274 рубля 05 коп.
В судебное заседание не явились третьи лица Федуха <данные изъяты> Кирилов <данные изъяты>., представитель ООО «<данные изъяты>».
ООО «<данные изъяты>» своего представителя в суд не направило, в отзыве указало на то, что расчет оказанных услуг производится в соответствии с имеющимися данными.
Исследовав материалы дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть вторая); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть третья); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть четвертая).
Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации).
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Судом установлено, что Федуха <данные изъяты> является нанимателем на условиях социального найма <адрес> г.Екатеринбурга. Совместно с истцом проживают Кирилов <данные изъяты>. и Федуха <данные изъяты>.
Техническое управление дома осуществляет ООО «<данные изъяты>».
В силу ст.ст. 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (ч. 2 ст. 155 Кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <//> N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Пунктом 43 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с п. п. 80, 81, 81(3) Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.п. 148 (1), 148 (34), 148 (35), 148 (36), 148 (37) Правил предоставления коммуналтных услуг собственника и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
В случае если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, он вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении для расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56(1) настоящих Правил.
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную временно проживающим потребителям, рассчитывается в соответствии с пунктами 57, 57(1) и 58 настоящих Правил.
Согласно материалам дела до <//> в квартире на регистрационном учете состонил Федуха <данные изъяты>., Шестакова <данные изъяты>., Кирилов <данные изъяты> был зарегистрирован с <//> по <//>, Шестакова <данные изъяты>. зарегистрирована в квартире с <//>.
На основании данных о регистрации граждан в марте 2024 года был произведен перерасчет по услугам холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и обращение в твердыми коммунальными отходами.
При этом суд исходит из того, что управляющая организация имеет право производить соответствующий перерасчет в целях приведения начислений в соответствие с требованиями действующего законодательства. Само по себе начисление платы в связи с установлением данных о зарегистрированных лицах не свидетельствует о нарушении права истца, которой расчет не оспорен, данные о включении иных платежей не представлены.
При этом суду представлен соответствующий расчет задолженности. Доказательства неверности расчетов не представлены. Истец не оспорила тот факт, что каждый месяц она получает соответствующие платежные документы с указанием размера и порядка начисления платы. Указанный расчет полностью соответствует данным из органов регистрационного учета.
Более того, согласно подп. "з" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета. В то же время данная обязанность истцом исполнена не была.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания задолженности отсутствующей и соответственно действий управляющей организации незаконными.
Суд не может принять в качестве достоверных и относимых доказательств представленные истцом акты о не проживании и фотографии труб, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрен определенный порядок реализации права на перерасчет коммунальынх услуг, более того, данные подписи надлежащим образом удостоверены. Кроме этого, фотографии не подтверждают тот факт, что данные трубы относятся именно к жилому помещению истца, а также то, что техническая возможность установкти приборов учета отсутствует.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда относится к способам защиты гражданских прав.
Поскольку требование о компенсации морального вреда, взыскании штрафа и возмещении судебных расходов являются производными от основного требования о понуждении произвести перерасчет, а в данном требовании суд отказывает, соответственно отсутствуют основания для удовлетворения и производных требований, при том, что данные о наличии иных обстоятельств, связанных с причинением истцу со стороны ответчика физических и нравственных страданий суду не указаны. Такие обстоятельства не установлены и при разрешении иска по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.М.Василькова