Судья Марченко М.В. Дело № 33-1199/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Костицыной О.М., Катаевой Е.В.,
при секретаре Страбыкине Д.И.,
а также прокурора отдела прокуратуры Кировской области Новиковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 26 марта 2019 года гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Родыгинского сельского поселения Советского района Кировской области, ОАО «Советские коммунальные системы», АО «Мокинское» на решение Советского районного суда Кировской области от 25 декабря 2018 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Советского района Кировской области удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Советские коммунальные системы» осуществить ликвидацию несанкционированной свалки и провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Обязать администрацию Родыгинского сельского поселения Советского района Кировской области организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на поле за пределами леса к югу и западу от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Обязать АО «Мокинское» организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов на земле в пределах участка лесного фонда на территории <данные изъяты> участкового лесничества, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Костицыной О.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Советского района Кировской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Советские коммунальные системы» (далее – ОАО «СКС»), администрации муниципального образования Родыгинское сельское поселение Советского района Кировской области, Министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, проведенной прокуратурой Советского района, 20.04.2018 были обследованы участки местности на территории Родыгинского сельского поселения на полигоне в районе лога <данные изъяты>, в результате чего установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, находящемся в собственности ОАО «СКС», на всей площади складированы бытовые отходы и мусор, уплотнение каждого слоя землей отсутствует. Также отходы располагаются за пределами указанного земельного участка на земле как в пределах участка лесного фонда на территории <данные изъяты> участкового лесничества, так и на поле за пределами леса к югу и западу от участка с координатами <данные изъяты> на площади до 100 кв.м. При обследовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> выявлены многочисленные нарушения требований санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001 №16 (далее – СанПиН), а именно: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии полигона санитарным правилам (п.п. 2.2, 3.4); по всей площади участка складирования котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО на полигоне не предусмотрено (п. 3.7); шлагбаум на въезде, ограждение, осушительная траншея или вал по периметру всей территории полигона отсутствует (п. 4.4); изоляция уплотненного слоя ТБО не осуществляется (п. 5.1); сетчатых ограждений для задержки отходов не имеется (п. 5.3); не разработана специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (п. 6.4); не обеспечивается уборка от мусора санитарно-защитной зоны прилегающих земель к подъездной дороге (п. 5.6); санитарно-защитная зона не определена. В силу действующего законодательства обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> возложена на собственника земельного участка ОАО «СКС», за его пределами вне территории лесного фонда – на администрацию муниципального образования Родыгинское сельское поселение Советского района Кировской области, на земле в пределах участка лесного фонда на территории <данные изъяты> участкового лесничества – на Министерство лесного хозяйства Кировской области. Однако, участок лесного фонда на территории <данные изъяты> участкового лесничества, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, передан на праве аренды АО «Мокинское» на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности<данные изъяты> договора аренды арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке.
Ссылаясь на то, что несанкционированные свалки отходов длительное время не ликвидируются, в результате чего создается угроза безопасности окружающей среды, включая водные объекты, и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, складирование отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> производится с нарушением действующих норм, полигон ТБО в настоящее время деятельность не осуществляет, прокурор просил обязать ОАО «СКС» осуществить ликвидацию несанкционированной свалки и рекультивацию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> обязать администрацию Родыгинского сельского поселения Советского района Кировской области организовать ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на поле за пределами леса к югу и западу от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с координатами <данные изъяты>, обязать Министерство лесного хозяйства Кировской области и АО «Мокинское» (солидарно) организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов на земле в пределах участка лесного фонда на территории 4 квартала Мокинского участкового лесничества, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены КОГУП «Вятавтодор», АО «Мокинское», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МО Советский муниципальный район Кировской области, ООО «УК «Вектор», Министерство охраны окружающей среды Кировской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и Кировской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласились администрация Родыгинского сельского поселения Советского района Кировской области, ОАО «СКС», АО «Мокинское».
В апелляционной жалобе администрация Родыгинского сельского поселения Советского района Кировской области выражает несогласие с решением суда в части возложения на администрацию сельского поселения обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на поле за пределами леса к югу и западу от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с координатами <данные изъяты>. Полагает, что выводы суда в данной части не основаны на законе, сделаны без учета Правил землепользования и застройки МО Родыгинское сельское поселение, утвержденных решением Родыгинской сельской Думы от 22.10.2009 №57, и фактических обстоятельств дела. Судом не учтено, что для свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе лога Ишлык, как объекта специального назначения, в соответствии с требованиями СанПиН определена санитарно-защитная зона 1000 м; один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, в случае их загрязнения обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования Родыгинское сельское поселение ширина прилегающей к земельному участку ОАО «СКС» территории составляет 50 м, обозначенная несанкционированная свалка находится на расстоянии не более 10 м от границ земельного участка ОАО «СКС», в связи с чем, по мнению апеллянта, обязанность по уборке мусора прилегающей территории лежит на ОАО «СКС». Также, ссылаясь на ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ, указывает, что обслуживание, содержание придорожной полосы автодороги Советск-Лебяжье, в том числе уборка мусора, входит в обязанности подрядной организации КОГУП «<данные изъяты>». Кроме того, обращает внимание, что решением Советского районного суда Кировской области от 27.07.2017 на ООО «УК «<данные изъяты>» возложена обязанность устранить выявленные нарушения требований санитарных правил, в том числе произвести уборку от мусора санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, однако до настоящего времени указанное решение не исполнено. С учетом изложенного полагает, что обязанности по ликвидации спорных несанкционированных свалок у администрации Родыгинского сельского поселения нет, просит решение суда отменить, принять новое решение по делу.
В апелляционной жалобе ОАО «СКС» просит решение суда отменить в части возложения на Общество обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и проведения рекультивации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принять по делу новое решение, которым возложить обязанности по рекультивации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на ООО «УК Вектор», муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области. В обоснование жалобы указывает, что спорная свалка является единственной в Советском районе Кировской области и эксплуатируется с 1984 года. С 2013 года свалка была включена в перечень свалок бытовых отходов, подлежащих рекультивации, в связи с чем прежний собственник земельного участка – муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области - обязан был начать рекультивацию, получив субсидию из федерального бюджета для ее проведения. Тот факт, что в 2014 спорный земельный участок был передан по передаточному акту Обществу, не освобождает муниципальное образование от обязанности по рекультивации свалки, находящейся в его собственности длительное время, накопление и хранение отходов на которой осуществлялось еще с 1984 года. Кроме того, с 24.08.2014 по инициативе учредителя администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области спорный земельный участок был передан в аренду ООО «УК <данные изъяты>» и с 2014 до 01.01.2018 эксплуатировался данной организацией. По условиям договора ООО «УК «<данные изъяты>» использовало земельный участок для осуществления деятельности по сбору, накоплению отходов, и должно было соблюдать действующее законодательство, в частности, при прекращении деятельности на земельном участке вывезти временно складируемые отходы и провести рекультивацию. В связи с изложенным полагает, что ОАО «СКС» не может быть ответчиком по делу, на него не может быть возложена обязанность убрать свалку и провести рекультивацию земельного участка, поскольку данные обязанности должны быть возложены на лиц, использовавших данный земельный участок по назначению.
В апелляционной жалобе АО «Мокинское» ставит вопрос об отмене решения суда, просит принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований к АО «Мокинское». В обоснование жалобы указывает, что действующее законодательство не возлагает на арендатора лесных участков обязанностей по уборке несанкционированных свалок, оставленных третьими лицами на арендованных участках; заявитель надлежащим образом исполняет свои обязанности, установленные законом и договором; в силу договора аренды на АО «Мокинское» лежит обязанность осуществлять мероприятия по расчистке мусора только в ходе осуществления собственной деятельности (заготовке древесины). Находит преждевременным выводы суда о том, что отходы оставлены неустановленным лицом. Поскольку в период с 24.08.2014 по 31.12.2017 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находился в аренде у ООО «УК «<данные изъяты>», которое использовало его для размещения свалки (приема и складирования ТБО), полагает, что свалка возникла именно в результате деятельности ООО «УК «<данные изъяты>», которое при эксплуатации свалочного поля не исполняло установленные законодательством требования к устройству и содержанию полигона ТБО. Также отмечает, что права АО «Мокинское» существенно нарушены организацией свалки бытовых отходов на территории арендованного им лесного участка, и ее ликвидация требует значительных денежных затрат, что ввиду тяжелого материального положения заявителя крайне затруднительно.
Администрация Советского района Кировской области представила отзыв на апелляционные жалобы, указав, что земельный участок – свалочный полигон, расположенный в дер. <данные изъяты> Советского района Кировской области, с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен МУП «<данные изъяты>» в аренду на основании постановления администрации Советского района Кировской области от 12.04.2010 № <данные изъяты> и договора аренды земельного участка №<данные изъяты> от 12.04.2010. В дальнейшем, по заявлению ОАО «СКС» договор ежегодно продлялся. Каких-либо нарушений в процессе приватизации МУП «Горводоканал» допущено не было. Решением Арбитражного суда Кировской области в удовлетворении исковых требований ОАО «СКС» о признании сделки в части передачи спорного земельного участка - свалочного полигона недействительной отказано. Обязанность проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв в силу закона возложена на собственника земельного участка.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Советского района Кировской области указал на необоснованность изложенных в них доводов и законность решения суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Родыгинского сельского поселения Петров Д.Н. доводы и требования апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Указал, что образование мусора на территории свалки со стороны дороги и со стороны поля произошло в результате ненадлежащей деятельности и нарушения санитарных норм ООО «УК «Вектор». Спорные земельные участки хотя и находятся на территории сельского поселения, но поселению не принадлежат.
Представители АО «Мокинское» Ведерников В.Н., Гурьева С.Н. на требованиях апелляционной жалобы настаивали, просили ее удовлетворить. Не оспаривали наличие свалки на земельном участке лесного фонда, находящегося во временном владении и пользовании Общества, однако полагали, что мусор возник по вине ООО «УК «Вектор», в связи с чем обязанность осуществить мероприятия по очистке от мусора на Общество возложена быть не может.
Прокурор отдела прокуратуры Кировской области Новикова И.В. с доводами апелляционных жалоб не согласилась, указала на законность и обоснованность решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом. От представителей ОАО «СКС», МО Советского муниципального района Кировской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и Кировской области, Министерства охраны окружающей среды Кировской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзыва и возражений на них, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ОАО «СКС» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 19 600 кв. м, с видом разрешенного использования: для размещения свалки, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес (<данные изъяты>
20.04.2018 прокуратурой Советского района Кировской области в ходе проверки соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления проведено обследование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в ходе которого установлено, что на всей площади земельного участка складированы отходы, уплотнение каждого слоя земли отсутствует. Кроме этого, отходы располагаются за пределами указанного земельного участка на земле в пределах участка лесного фонда на территории <данные изъяты> Мокинского участкового лесничества и на поле за пределами леса к югу и западу от участка с координатами <данные изъяты> на площади до 100 кв.м. При осмотре установлено, что на указанных территориях имеются, в частности, отходы электрического оборудования, содержащего ртуть (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относящиеся к 1 классу опасности); отходы из жилищ несортированные (4 класс опасности); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключение крупногабаритный) (4 класс опасности); отходы минеральных масел (3 класс опасности); мусор и смет уличный (4 класс опасности); отработанные батареи и аккумуляторные батареи (2 класс опасности), иные отходы высотой до 2 метров. Также, при обследовании вышеназванного земельного участка выявлены многочисленные нарушения требований санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001 №16, а именно: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии полигона санитарным правилам (п.п. 2.2, 3.4); по всей площади участка складирования котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО на полигоне не предусмотрено (п. 3.7); шлагбаум на въезде, ограждение, осушительная траншея или вал по периметру всей территории полигона отсутствует (п. 4.4); изоляция уплотненного слоя ТБО не осуществляется (п. 5.1); сетчатых ограждений для задержки отходов не имеется (п. 5.3); не разработана специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (п. 6.4); не обеспечивается уборка от мусора санитарно-защитной зоны прилегающих земель к подъездной дороге (п. 5.6), санитарно-защитная зона не определена.
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о проведении проверки от 20.04.2018 (том 1 л.д. 9), фототаблицей осмотра от 20.04.2018 (том 1 л.д. 10-11), фрагментом публичной кадастровой карты (том 1 л.д. 12-14).
До настоящего времени несанкционированное размещение отходов на указанном земельном участке не устранено, что не оспаривалось сторонами.
Разрешая спор по существу, руководствуясь подлежащими применению нормами действующего законодательства, исходя из того, что на собственнике земельного участка в силу закона лежит обязанность по его охране от захламления отходами производства и потребления, суд первой инстанции возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> на ОАО «СКС», а за пределами земельного участка вне территории лесного фонда – на администрацию муниципального образования Родыгинское сельское поселение.
Установив, что лесной массив, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, в том числе квартал <данные изъяты> участкового лесничества, передан на праве аренды АО «Мокинское» в соответствии с договором аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 27.12.2011 №30-30, в целях заготовки древесины, при этом сведений о принадлежности отходов, размещенных на земле в пределах лесного фонда на территории 4 квартала Мокинского участкового лесничества, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, не получено, суд пришел к выводу о том, что ответственным за земельный участок лицом является АО «Мокинское», в связи с чем возложил на последнее обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории 4 квартала Мокинского участкового лесничества, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>.
Кроме того, поскольку складирование отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> производится с нарушением действующих норм, а полигон ТБО в настоящее время деятельность не осуществляет, суд возложил на собственника земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ОАО «СКС» обязанность провести мероприятия по рекультивации указанного земельного участка.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на обстоятельствах дела и соответствуют требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы ОАО «СКС» о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки с последующей рекультивацией земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> должна быть возложена на муниципальное образование Советский муниципальный район Кировской области и на ООО «УК «Вектор», судебная коллегия отклоняет как несостоятельные.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Советского района Кировской области от 12.04.2010 №263 МУП «Горводоканал» был предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19600 кв.м для размещения свалки, не являющейся объектом недвижимости, о чем подписан договор аренды земельного участка №24 от 12.04.2010. Последующими соглашениями сторон договор аренды земельного участка неоднократно продлевался.
Постановлением администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области от 27.02.2014 №159 осуществлена приватизация находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области имущества МУП «<данные изъяты>» путем преобразования МУП «<данные изъяты>» в ОАО «СКС». На основании передаточного акта от 27.02.2014 ОАО «СКС» в счет оплаты уставного капитала передан подлежащий приватизации имущественный комплекс МУП «<данные изъяты>», в том числе земельный участок - свалочный полигон, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19600 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>, в связи с чем за ОАО «СКС» зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Кировской области по делу <данные изъяты> от 13.09.2018, которым в удовлетворении исковых требований ОАО «СКС» к муниципальному образованию Советский муниципальный район Кировской области в лице Администрации Советского муниципального района Кировской области о признании сделки в части передачи спорного земельного участка - свалочного полигона, расположенного по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19600 кв.м по постановлению Администрации муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области от 27.02.2014 <данные изъяты> и передаточному акту от 27.02.2014 недействительной отказано (том 2 л.д. 56-62).
В соответствии с договором аренды земельного участка от 26.08.2014, заключенным между ОАО «СКС» и ООО «УК «Вектор», деятельность по приему и складированию бытовых отходов на спорном земельном участке в период с 2014 по 31.12.2017 осуществлялась ООО «УК «Вектор» (том 1 л.д. 40-43).
На основании соглашения сторон от 01.02.2018 договор аренды земельного участка от 26.08.2014 расторгнут. Как следует из текста соглашения, настоящее соглашение является актом приема-передачи земельного участка, согласно которому арендодатель ОАО «СКС» принял земельный участок от арендатора ООО «УК «Вектор» без каких-либо претензий и замечаний (том 1 л.д. 7).
31.12.2017 ООО «УК «Вектор» прекратило свою деятельность, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра юридических лиц.
Допустимых, достоверных и достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что несанкционированная свалка на земельном участке с кадастровым номером 43:31:130701:537, зафиксированная при проведении прокурорской проверки 20.04.2018, возникла в результате деятельности ООО «УК «Вектор», материалы дела не содержат и суду апелляционной инстанции не представлено.
Обязательства по рекультивации земельного участка ООО «УК «Вектор» не принимало.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять ив требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (п.п. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> до заключения договора аренды земельного участка и в настоящее время находится в собственности ОАО «СКС», и доказательства того, что зафиксированная на указанном земельном участке свалка возникла по вине ООО «УК «Вектор» в материалах дела отсутствуют, именно на ОАО «СКС» как на собственнике земельного участка в силу закона лежит обязанность по его охране от захламления отходами производства и потребления; и поскольку спорная свалка в дер. Ишлык Советского района не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, в силу чего размещение на ней отходов запрещено, в настоящее время она не соответствует требованиям СанПиН, что подтверждено документально, судом первой инстанции на ОАО «СКС» обоснованно возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора на принадлежащем ему земельном участке с последующей рекультивацией данного земельного участка.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 №131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений в сфере обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 32 Устава муниципального образования Родыгинское сельское поселение, утвержденного решением Родыгинской сельской Думы от 07.12.2005 №1, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения относятся к компетенции администрации поселения.
Таким образом, к вопросам местного значения Родыгинского сельского поселения Советского района Кировской области относится организация деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и организация благоустройства территории поселения. Органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на земельном участке.
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая обязанность на администрацию Родыгинского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на поле за пределами леса к югу и западу от земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с координатами <данные изъяты>, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наличие данной несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что для свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе лога <данные изъяты>, как объекта специального назначения, в соответствии с требованиями СанПиН определена санитарно-защитная зона 1000 м, один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, в случае их загрязнения обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона, не влечет вывода о необоснованности требований прокурора, поскольку не освобождает ответчика от обязанности обеспечивать организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенную на него в силу приведенных выше норм.
Доводы апелляционной жалобы администрации Родыгинского сельского поселения о том, что согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования Родыгинское сельское поселение обязанность по уборке мусора прилегающей территории возложена на собственника земельного участка, в данном случае ОАО «СКС», не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Благоустройство территории поселения, представляя собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») по своей природе имеет исключительно организационную направленность.
Задача органов местного самоуправления в области обращения с отходами состоит в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, в том числе деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку (в частности, путем выделения земельных участков для размещения и утилизации отходов) (абз. 3 п. 4.1 постановления Конституционного суда РФ от 13.10.2015 № 26-П).
В системе действующего правового регулирования перераспределение полномочий по утверждению правил по благоустройству не может рассматриваться как основание для возложения на граждан и юридических лиц нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязанностей, касающихся проведения очистки территорий, без учета характера предоставленных полномочий муниципальным образованиям в сфере обращения с отходами, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридических и физических лиц как субъектов природопользования.
Федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора.
Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников объектов недвижимости в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли.
Таким образом, Правила благоустройства территории муниципального образования Родыгинское сельское поселение Советского района Кировской области, утвержденные решением Родыгинской сельской Думы от 22.10.2009 №57, не подлежат применению в части положений, возлагающих на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обслуживание, содержание придорожной полосы автодороги <данные изъяты>, относящейся к дорогам третьей категории, в силу ст. 26 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ, входит в обязанности подрядной организации КОГУП «Вятавтодор», в связи с чем обязанность по уборке мусора должна быть возложена на последнее, необоснованны, поскольку как установлено судом первой инстанции, КОГУП «Вятавтодор» работы по содержанию автомобильных дорог и придорожной полосы исполняет в объемах, предусмотренных государственным контрактом. В настоящее время мусора на автодороге в районе свалки нет, установлен забор и информационный щит.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании п.п. 6 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, №<данные изъяты> от 27.12.2011, лесной массив, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, в том числе квартал <данные изъяты> участкового лесничества в составе лесного участка, передан в аренду АО «Мокинское» в целях заготовки древесины.
Согласно п.п. «ж», «з» п. 11 договора аренды арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов, предусмотренные Лесным кодексом РФ, в соответствии с проектом освоения лесов, за свой счет, если иное не установлено нормативными правовыми актами РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на лесном участке.
Как видно из материалов дела, на момент выявления свалки и рассмотрения настоящего спора вышеназванный договор аренды свое действие не прекратил, в установленном порядке не расторгнут.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Исходя из системного толкования вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку зафиксированная прокуратурой района несанкционированная свалка расположена, в том числе на территории, арендуемой АО «Мокинское», она подлежит ликвидации указанным лицом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности ответчика осуществлять очистку участков лесного фонда, загрязненных по вине третьих лиц, не основаны на законе. Обязанность арендатора участка лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами действующего законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов вне зависимости от вины арендатора.
В апелляционной жалобе ответчик также ссылается на то, что поскольку несанкционированная свалка образовалась в результате деятельности ООО «УК «Вектор», именно данная организация должна нести обязанность по ликвидации свалки. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по данному доводу жалобы, поскольку ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств указанных обстоятельств в материалы дела не представлено. Кроме того, в случае последующего установления виновных в организации свалки лиц ответчик, организовав работы по ликвидации свалки, не лишен возможности предъявить к ним соответствующие требования о возмещении понесенных расходов.
Доводы АО «Мокинское» о невозможности исполнения решения суда в связи с тяжелым материальным положением не являются основанием для отмены решения суда. В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционных жалоб, оспаривающих выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.
Каких-либо нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по настоящему делу не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда Кировской области от 25 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи