Решение по делу № 2а-1873/2020 от 25.09.2020

в„– 2Р°-1873/2020

УИД 13RS0023-01-2020-004339-55

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И. Н. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 года,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным иском к Сафроненкову И.Н. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 года в размере 10196 рублей 33 копеек, из них 7 691 рубля 77 копеек за 2015 год, а 2504 рубля 56 копеек за 2016 год.

В обоснование иска указано, что Сафроненков И.Н. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска. За налогоплательщиком в указанный период было зарегистрировано следующее имущество: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №,марка/модель: Тойота Хайлендер, 2011 года выпуска, мощностью 273 л.с., дата утраты права собственности 08.10.2016.

Налогоплательщику были направлены единые налоговые уведомления по уплате транспортного налога № 89777343, № 57782626, № 21457978. Обязанность по уплате налога в полном объёме добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом были направлены требования № 16499 от 01.07.2019, № 20326 от 02.07.2019, № 26946 от 16.09.2019, № 26969 от 08.10.2019 о взыскании пени за несвоевременную оплату транспортного налога, однако требования до настоящего времени не исполнены.

Задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 40950 рублей списана.

Мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска выдан судебный приказ от 25.03.2020 о взыскании с Сафроненкова И.Н. задолженности по налогам и пени, Сафроненков И.Н. представил возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 28.04.2020 судебный приказ отменен.

Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм, положений части 2 статьи 289 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

В соответствии со статьёй 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК Российской Федерации автомобили, мотоциклы и другие, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, признаются объектом налогообложения.

На основании пунктом 2 статьи 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Из материалов дела следует, что Сафроненков И.Н. с 22.11.2013 по 08.10.2016 являлся собственником транспортного средства­ – легкового автомобиля Тойота Хайлендер, с мощностью двигателя 273 л.с., государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (vin): №, 2011 года выпуска.

При расчете пени по транспортному налогу административным истцом применены налоговые ставки с учетом мощности транспортного средства и правильно рассчитано количество месяцев владения.

Данные сведения в электронном виде налоговому органу предоставлены Управлением ГИБДД МВД по Республике Мордовия, в соответствии с совместном Приказом МВД России и Федеральной налоговой службы от 31 октября 2008 г. N 948/ММ-3-6/561 "Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы", согласно п. 2 которого сведения о транспортных средствах предоставляются в электронном виде, на бумажном носителе не представляются.

ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска направила Сафроненкову И.Н. налоговые уведомления № 89777343 от 12.09.2016 со сроком уплаты до 01.12.2016 (л.д. 43), № 57782626 от 20.09.2017 со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 44) для добровольной оплаты налогов. В установленные сроки налоги уплачены не были.

Налоговым органом было выставлено требование № 16499 от 01.07.2019 (л.д. 37-42) из которого следует, что за Сафроненковым И.Н. числится недоимка по транспортному налогу за 2015-2016 года в размере 40950 рублей и 30713 рублей, соответственно, и пени за его несвоевременную уплату, со сроком уплаты до 01.10.2019 (л.д. 37).

Из налоговых уведомлений усматривается, что пени по транспортному налогу образовались ввиду несвоевременной уплаты налога по вышеупомянутому объекту налогообложения (транспортному средству).

Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требование по вышеуказанным налогам, сборам и пени направлены Сафроненкову И.Н. через личный кабинет налогоплательщика, следовательно в день, следующий за днём их размещения налоговым органом, считаются полученными.

10.06.2020 согласно предоставленным материалам дела, недоимка по транспортному налогу за 2015 год, в размере 40950 рублей списана (л.д. 47).

По настоящее время за Сафроненковым И.Н., согласно письменным материалам дела, в том числе выпискам из лицевого счёта числится непогашенная задолженность по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 2504 рублей 56 копеек.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом представленных налоговым органом сведений из личного кабинета налогоплательщика Сафроненкова И.Н. о списании 10.06.2020 основной задолженности по транспортному налогу за 2015 год, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налогов уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога.

При таком положении административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И.Н. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. в размере 7 691 рубля 77 копеек, не может быть признан обоснованным и подлежит отказу в удовлетворении в этой части.

Доказательств исполнения требований административного истца об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога 2016 год административным ответчиком суду не представлено; размер пени им не оспорен, проверен судом, является математически верным и обоснованным (л.д. 12, 39-40).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П и определении от 4 июля 2002 г. N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.

Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в слу­чае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании на­лога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы кото­рых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным орга­ном) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенные по уважительной причинесрокиподачизаявленияо взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи48НК Российской Федерации, могут бытьвосстановленысудом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48НК Российской Федерации свидетельствует об ограничениисрока в течение которого налоговый орган вправе обратиться всудза взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределамисроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение КонституционногоСудаРоссийской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О).

Право на обращение в суд у налогового органа возникло в течение 6 месяцев с даты окончания срока, установленного в требовании № 16499 от 01.07.2019. Предельным сроком для обращения налогового органа в суд являлась дата – 01 апреля 2020 г.

Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением налогоплательщиком Сафроненковым И.Н. установленной законом обязанности по уплате налогов в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Саран­ска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Сафроненкова И.Н. задолженности по налогам и сборам, пени.

Мировым судьей су­дебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска 25.03.2020 вынесен судебный приказ о взыскании с Сафроненкова И.Н. задолженности по налогам и пени.

Определением мирового судьи судеб­ного участка № 5 Ленинского района г. Саранска от 28.04.2020 в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен (л.д. 18).

Таким образом, процессуальный срок при обращении 25.09.2020 в суд с административным иском (л.д. 3) налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.

Расчет пени административным ответчиком не оспаривается и осуществлен налоговым органом правильно, является арифметически верным, обоснованным по праву.

Сведения о нахождении транспортного средства в собственности физического лица (административного ответчика по делу) представлены административным истцом из Федерального информационного ресурса.

На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И.Н., в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 г. в размере 2504 рублей 56 копеек, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации с Сафроненкова И.Н. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей, предусмотренной абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И. Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Сафроненкова И. Н., зарегистрированного по адресу: <адрес> пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 2504 (две тысячи пятьсот четыре) рубля 56 копеек.

Взыскать с Сафроненкова И. Н. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей.

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении административных исковых требований к Сафроненкову И. Н. в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 7 691 рубля 77 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ

в„– 2Р°-1873/2020

УИД 13RS0023-01-2020-004339-55

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И. Н. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 года,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным иском к Сафроненкову И.Н. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 года в размере 10196 рублей 33 копеек, из них 7 691 рубля 77 копеек за 2015 год, а 2504 рубля 56 копеек за 2016 год.

В обоснование иска указано, что Сафроненков И.Н. состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска. За налогоплательщиком в указанный период было зарегистрировано следующее имущество: автомобиль легковой, государственный регистрационный знак №,марка/модель: Тойота Хайлендер, 2011 года выпуска, мощностью 273 л.с., дата утраты права собственности 08.10.2016.

Налогоплательщику были направлены единые налоговые уведомления по уплате транспортного налога № 89777343, № 57782626, № 21457978. Обязанность по уплате налога в полном объёме добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом были направлены требования № 16499 от 01.07.2019, № 20326 от 02.07.2019, № 26946 от 16.09.2019, № 26969 от 08.10.2019 о взыскании пени за несвоевременную оплату транспортного налога, однако требования до настоящего времени не исполнены.

Задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 40950 рублей списана.

Мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска выдан судебный приказ от 25.03.2020 о взыскании с Сафроненкова И.Н. задолженности по налогам и пени, Сафроненков И.Н. представил возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 28.04.2020 судебный приказ отменен.

Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм, положений части 2 статьи 289 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

В соответствии со статьёй 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК Российской Федерации автомобили, мотоциклы и другие, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, признаются объектом налогообложения.

На основании пунктом 2 статьи 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Из материалов дела следует, что Сафроненков И.Н. с 22.11.2013 по 08.10.2016 являлся собственником транспортного средства­ – легкового автомобиля Тойота Хайлендер, с мощностью двигателя 273 л.с., государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (vin): №, 2011 года выпуска.

При расчете пени по транспортному налогу административным истцом применены налоговые ставки с учетом мощности транспортного средства и правильно рассчитано количество месяцев владения.

Данные сведения в электронном виде налоговому органу предоставлены Управлением ГИБДД МВД по Республике Мордовия, в соответствии с совместном Приказом МВД России и Федеральной налоговой службы от 31 октября 2008 г. N 948/ММ-3-6/561 "Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы", согласно п. 2 которого сведения о транспортных средствах предоставляются в электронном виде, на бумажном носителе не представляются.

ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска направила Сафроненкову И.Н. налоговые уведомления № 89777343 от 12.09.2016 со сроком уплаты до 01.12.2016 (л.д. 43), № 57782626 от 20.09.2017 со сроком уплаты до 01.12.2017 (л.д. 44) для добровольной оплаты налогов. В установленные сроки налоги уплачены не были.

Налоговым органом было выставлено требование № 16499 от 01.07.2019 (л.д. 37-42) из которого следует, что за Сафроненковым И.Н. числится недоимка по транспортному налогу за 2015-2016 года в размере 40950 рублей и 30713 рублей, соответственно, и пени за его несвоевременную уплату, со сроком уплаты до 01.10.2019 (л.д. 37).

Из налоговых уведомлений усматривается, что пени по транспортному налогу образовались ввиду несвоевременной уплаты налога по вышеупомянутому объекту налогообложения (транспортному средству).

Как следует из материалов дела, налоговые уведомления и требование по вышеуказанным налогам, сборам и пени направлены Сафроненкову И.Н. через личный кабинет налогоплательщика, следовательно в день, следующий за днём их размещения налоговым органом, считаются полученными.

10.06.2020 согласно предоставленным материалам дела, недоимка по транспортному налогу за 2015 год, в размере 40950 рублей списана (л.д. 47).

По настоящее время за Сафроненковым И.Н., согласно письменным материалам дела, в том числе выпискам из лицевого счёта числится непогашенная задолженность по пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 2504 рублей 56 копеек.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом представленных налоговым органом сведений из личного кабинета налогоплательщика Сафроненкова И.Н. о списании 10.06.2020 основной задолженности по транспортному налогу за 2015 год, необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налогов уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога.

При таком положении административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И.Н. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. в размере 7 691 рубля 77 копеек, не может быть признан обоснованным и подлежит отказу в удовлетворении в этой части.

Доказательств исполнения требований административного истца об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога 2016 год административным ответчиком суду не представлено; размер пени им не оспорен, проверен судом, является математически верным и обоснованным (л.д. 12, 39-40).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П и определении от 4 июля 2002 г. N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

Согласно части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичная норма закреплена в абзаце 4 статьи 48 НК Российской Федерации.

Согласно статье 48 НК Российской Федерации, в слу­чае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании на­лога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы кото­рых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным орга­ном) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенные по уважительной причинесрокиподачизаявленияо взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи48НК Российской Федерации, могут бытьвосстановленысудом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48НК Российской Федерации свидетельствует об ограничениисрока в течение которого налоговый орган вправе обратиться всудза взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределамисроков, установленных НК Российской Федерации, осуществляться не может (Определение КонституционногоСудаРоссийской Федерации от 22 марта 2012 г. № 479-О-О).

Право на обращение в суд у налогового органа возникло в течение 6 месяцев с даты окончания срока, установленного в требовании № 16499 от 01.07.2019. Предельным сроком для обращения налогового органа в суд являлась дата – 01 апреля 2020 г.

Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением налогоплательщиком Сафроненковым И.Н. установленной законом обязанности по уплате налогов в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Саран­ска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Сафроненкова И.Н. задолженности по налогам и сборам, пени.

Мировым судьей су­дебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска 25.03.2020 вынесен судебный приказ о взыскании с Сафроненкова И.Н. задолженности по налогам и пени.

Определением мирового судьи судеб­ного участка № 5 Ленинского района г. Саранска от 28.04.2020 в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ был отменен (л.д. 18).

Таким образом, процессуальный срок при обращении 25.09.2020 в суд с административным иском (л.д. 3) налоговым органом, не утратившим право на принудительное взыскание указанных сумм, не пропущен.

Расчет пени административным ответчиком не оспаривается и осуществлен налоговым органом правильно, является арифметически верным, обоснованным по праву.

Сведения о нахождении транспортного средства в собственности физического лица (административного ответчика по делу) представлены административным истцом из Федерального информационного ресурса.

На основании изложенного, суд полагает административные исковые требования ИФНС по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И.Н., в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 г. в размере 2504 рублей 56 копеек, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 114 КАС Российской Федерации с Сафроненкова И.Н. в доход бюджета городского округа Саранск подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей, предусмотренной абзацем 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Инспекции Федеральной на­логовой службы по Ленинскому району г. Саранска к Сафроненкову И. Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Сафроненкова И. Н., зарегистрированного по адресу: <адрес> пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в размере 2504 (две тысячи пятьсот четыре) рубля 56 копеек.

Взыскать с Сафроненкова И. Н. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырёхсот) рублей.

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска в удовлетворении административных исковых требований к Сафроненкову И. Н. в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 7 691 рубля 77 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ

1версия для печати

2а-1873/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска
Ответчики
Сафроненков Игорь Николаевич
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Дело на сайте суда
leninsky.mor.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
25.09.2020Передача материалов судье
29.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
09.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее