Дело №2-825/2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владивосток 14 января 2019г.
Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.
с участием представителя истца Нетужилова Р.Г.
представителя ответчика Бабкина В.А.
при секретаре Матченко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева Евгения Викторовича к Федеральному казенному учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю (далее ФКУ «УФО МО РФ по ПК»)
третье лицо Войсковая часть 44751
о взыскании не начисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что в периоде 10.10.2017г. по 23.11.2017г., с 16.01.2018г. по 08.02.2018г.,с 31.05.2018г. по 22.07.2018 г. и с 10.09.2018 г. по 21.09.2018 г. cмтн «Илим» находился в рейсе.
В указанный период Истец исполнял обязанности на указанном судне в должности машиниста насосных установок.
Согласно расчетных листков за период с 10.10.2017г. по 23.11.2017г., выданных Истцу в декабре 2017 года, с 16.01.2018г. по 08.02.2018г. в марте 2018 года, с 31.05.2018г. по 22.07.2018 г. в сентябре 2018 года и с 10.09.2018 г. по 21.09.2018 г. выданных в ноябре 2018 года при расчете заработной доплаты в выходные и праздничные дни не включены компенсационные и стимулирующие выплаты (надбавка за выслугу лет, премия, морская надбавка, районный коэффициент, Северная набавка).
Истец считает, что заработная плата ему начислена Ответчиком с нарушением норм действующего законодательства.
Согласно расчета Истца ему не доплатили сумму в размере 74 079.36 руб. за периоды с 10.10.2017г. по 23.11.2017г., с 16.01.2018г. по 08.02.2018г.,с 31.05.2018г. по 22.07.2018 г. и с 10.09.2018 г. по 21.09.2018 г.
Приказы о работе экипажа судна в выходные и праздничные дни направлены начальником отряда судов обеспечения - войсковая часть 44751 в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» для производства начисления и оплаты, вместе с тем в выходные и праздничные дни не включены компенсационные и стимулирующие выплаты, заработная плата начислена с нарушением норм действующего законодательства. Поскольку Истец работает в отряде судов обеспечения — войсковая часть 44751, который находится на довольствии ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Министерством обороны РФ функции по фактическому начислению заработной платы и других выплат гражданскому персоналу экипажей судов переданы от работодателя (командира войсковой части) ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», которым, несмотря на издание командиром части, как работодателем, соответствующих приказов о начислении денежных средств за работу в выходные и праздничные дни, такие выплаты производятся не в полном размере в нарушение требований трудового законодательства.
В обоснование ссылался на позицию, отраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П, согласно которой часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
В связи с указанным, истец просил взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в свою пользу доплату за работу в выходные и праздничные дни за 14,15,21,22,28,29 октября 2017 года в размере 9591.90 рублей, за 4,5,6,11,12,18,19 ноября 2017 года в размере 11796.56 рублей, за 20,21,27,28 января 2018 года в размере 9684.55 рублей, за 3 февраля 2018 года в размере 2180.32 рубля, за 4 февраля 2018 года в размере 1938.07 рублей, за 2,3,10,11,12,16,17,23,24,30 июня 2018 года в размере 21474.47 рублей, за 1,7,8,14,15 июля 2018 года в размере 9698.18 рублей, за 21,22 июля 2018 года в размере 3448.23 рубля, 15,16 сентября 2018 года в размере 4267.08 рублей; расходы на оплату услуг представителя в сумме 5 000 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 5 000руб.
В окончательной редакции Истец, уточнив требования, на 14.01.2019г. просил суд просил взыскать ФКУ «УФО МО РФ по ПК» в свою пользу доплату за работу в выходные и праздничные дни за 14,15,21,22,28,29 октября 2017 года, за 4,5,6,11,12,18,19 ноября 2017 года, за 20,21,27,28 января 2018 года, за 3 февраля 2018 года, за 4 февраля 2018 года, за 2,3,10,11,12,16,17,23,24,30 июня 2018 года, за 1,7,8,14,15 июля 2018 года, за 21,22 июля 2018 года, 15,16 сентября 2018 года в размере 72 754,61руб.; расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб.; компенсацию морального вреда в сумме 10 000руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в судебном заседании принимает участие его представитель Нетужилов Р.Г.
В судебном заседании представитель истца согласился с расчетом задолженности, представленным представителем ответчика, а также с размером расходов на оплату услуг представителя в сумме 1 000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 1 000руб. С учетом данного уточнения просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что из положений части 1 статьи 153 ТК РФ во взаимосвязи с частью 4 статьи 129 ТК РФ следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику в повышенном размере исходя из фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Ссылаясь на положения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 822) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера); Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Положение о системе оплаты труда гражданского персонала), в соответствии с которым, гражданскому персоналу воинских частей и организаций предусмотрены различные виды выплат компенсационного и стимулирующего характера; письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28 сентября 2011 г. № 2822-6-1, а также письмо Министерства здравоохранения РФ от 02 июля 2014 г. № 16-4/2059436, в соответствии с которыми расчет оплаты за работу в выходные и праздничные дни производится исключительно исходя из должностного оклада (тарифной ставки), компенсационные и стимулирующие выплаты в размер оклада (тарифной ставки) не включаются; п.14, п.23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, которым предусмотрена оплата труда гражданскому персоналу воинских частей и организаций в выходной или нерабочий праздничный день в соответствии со статьей 153 ТК РФ,т.е. без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала, что согласуется с Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в той мере, которая предусматривает возможность определения системы оплаты труда, порядок начисления компенсаций и гарантий в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала, - просил в иске отказать.
В силу вышеприведенных положений законодательства, содержащего нормы трудового права, Учреждение правомерно осуществляло оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день исключительно исходя из оклада (должностного оклада) работника без применения к такому окладу выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Ответчик полагает, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П, на которое указывает представитель истца, не может быть применено в настоящем деле, поскольку основано на иных обстоятельствах, отличных от обстоятельств настоящего дела.
Поскольку истцу заработная плата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за спорный период была начислена в полном объеме в соответствии с нормами действующего законодательства, то заявленные требования истца не основаны на положениях действующего законодательства, содержащего нормы трудового права.
Кроме того, сумму компенсации морального вреда Ответчик считает необоснованно завышенной и не подлежащей взысканию. Размер компенсации расходов на оплату услуг представителя носит чрезмерный и необоснованный характер. Также указал, что поскольку истец предъявляет требования о взыскании денежных средств в качестве доплаты за работу в выходные и праздничные дни, то есть в рамках трудовых отношений, то ответчик полагает, что войсковая часть 44751, являющаяся работодателем истца, должна быть привлечена к участию в деле в качестве соответчика. В иске просил отказать.
В судебном заседании представитель ответчика дополнил, что Учреждением произведены доплаты за работу в выходные дни без учета компенсирующих и стимулирующих выплат, а именно не включены: морская надбавка; надбавка за выслугу лет; премия. При этом, по требованию суда ответчиком представлен расчет оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни исходя из должностного оклада и всех причитающихся истцу надбавок и доплат, предусмотренных действующей системой оплаты труда в Минобороны России (приказ Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 г. № 255), согласно которому не начисленная и невыплаченная заработная плата Истцу за работу в выходные и праздничные дни за спорный период составила 72 754,61руб.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, о причинах неявки суд не располагает. Руководствуясь ст.ст.113-118,167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с п.3 ст.37 Конституции РФ и ст.ст.2,11 ТК РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Договорная форма реализации способностей человека к труду позволяет воплотить конституционный принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Одной из форм возникновения трудовых отношений является заключение договоров, которые закрепляют обязанности сторон, в том числе, право работодателя требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и право работника требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Одним из главных принципов правового регулирования трудовых отношений в ТК РФ устанавливается право работников на своевременное и в полном размере получение причитающейся им заработной платы при наличии возникновения трудовых отношений и выполнение работником трудовой функции.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, должности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда, что предусмотрено ст.132 ТК РФ.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принятыми в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст.12, Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (далее - приказ Минздравсоцразвития России № 822) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера).
Согласно п.3 перечня видов выплат компенсационного характера, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
В соответствии с пунктами 1 и 2 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение о системе оплаты труда гражданского персонала), в соответствии с которым, гражданскому персоналу воинских частей и организаций предусмотрены различные виды выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно п.14 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала, установлено, что в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Пунктом 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала предусмотрена оплата труда гражданскому персоналу воинских частей и организаций в выходной или нерабочий праздничный день в соответствии со статьей 153 ТК РФ без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала, что согласуется с Отраслевым соглашением между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы в той мере, которая предусматривает возможность определения системы оплаты труда, порядок начисления компенсаций и гарантий в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на оплату труда гражданского персонала.
Между тем, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно путем выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).
Соответственно, при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Указанная правовая позиция высказана в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П.
Выявленный в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. № 26-П конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Истец состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 44751 в должности машиниста насосных установок на cмтн «Илим», что подтверждается трудовым договором №132 от 19.04.2017г.
В период с 10.10.2017г. по 23.11.2017г., с 16.01.2018г. по 08.02.2018г.,с 31.05.2018г. по 22.07.2018 г. и с 10.09.2018 г. по 21.09.2018 г. Истец работал на смтн «Илим», которое находилось в рейсе, что подтверждается приказами работодателя, выписками из табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда, а также расчетными листками работника за октябрь 2017-ноябрь 2017, январь,февраль,июль,сентябрь 2018 выписками из судового журнала смтн «Инжора».
Дни отдыха за работу в указанные дни истцу не предоставлялись, что ответчик не оспаривает. Расчет произведен с применением районного коэффициента, ДВ надбавки, и надбавки за выслугу лет. Иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, установленные трудовым договором не были начислены. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком.
Как следует из представленного по требованию суда Ответчиком расчета, проверенного судом, за спорный период доначислению и выплате Истцу подлежит сумма 72 754,61руб. Расчет произведен на основании данных учета рабочего времени и в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 N 255 (ред. от 18.08.2016, с изм. от 30.01.2018).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за ранее указанный период работы истца невыплаченная заработная плата составила 72 754,61руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст.237 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в счет компенсации морального вреда в размере 1 000руб., которую суд считает обоснованной, учитывая характер нарушения, лишающего работника права на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, т.е. средств к существованию, характер выполняемой работы; период просрочки и размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
На основании ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В связи с чем, с учетом объема выполненной представителем истца работы, количества судебных заседаний, характера спора, а так же удовлетворения исковых требований истца в части, суд полагает возможным взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Истца расходы по оплате услуг представителя в размере 1 000руб
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горбачева Евгения Викторовича к Федеральному казенному учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю (далее ФКУ «УФО МО РФ по ПК»), третье лицо Войсковая часть 44751 о взыскании не начисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Горбачева Евгения Викторовича доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни: за 14,15,21,22,28,29 октября 2017 года, за 4,5,6,11,12,18,19 ноября 2017 года, за 20,21,27,28 января 2018 года, за 3 февраля 2018 года, за 4 февраля 2018 года, за 2,3,10,11,12,16,17,23,24,30 июня 2018 года, за 1,7,8,14,15 июля 2018 года, за 21,22 июля 2018 года, 15,16 сентября 2018 года в размере 72 754,61руб.; компенсацию морального вреда 1 000руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Круковская Е.Н.
Мотивированное решение изготовлено 15.01.2019г.