Решение по делу № 2а-116/2022 от 07.04.2022

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ермишь 31 мая 2022 года

Кадомский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Коробковой О.Н.

рассмотрев в помещении суда р.п. Ермишь Рязанской области в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-116/2022 по административному иску прокурора Ермишинского района Рязанской области Стрелкова А.Б. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Ермишинского района Рязанской области Стрелков А.Б. (далее по тексту - административный истец прокурор Стрелков А.Б.) обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований административный истец - прокурор Стрелков А.Б. указал, что прокуратурой района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, в частности, о защите информации, связанной с организацией и занятием проституцией.

В ходе мониторинга сети «Интернет» прокуратурой области выявлены факты распространения запрещенной информации, которая нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, по обеспечению информационной безопасности, защите физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства, при обороте на территории России информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях.

Проверка показала, что на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> находится информация о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов контакта, видов услуг, цен, выбор женщин. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний, проживающий на территории области. Нахождение в открытом доступе в сети Интернет на интернет-сайтах информации, популяризующей предоставление сексуальных услуг за плату, формирует мнение о возможности и законности беспрепятственного распространения данной информации. Кроме того, свободное размещение в сети Интернет такой информации, возможность свободного ознакомления с ней несовершеннолетних способно нанести вред их психическому здоровью, а также оказать негативное влияние на нравственное развитие детей и молодежи.

Данная информация находится в свободном доступе. Лица, которые размещают подобные объявления, организуют получение дохода на систематической основе. Вступление в половую связь за материальное вознаграждение является проституцией.

Статьей 241 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами.

Положениями ст. 6.11, 6.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение сексуальные услуги. Занятие проституцией и вовлечение в нее несовершеннолетних в Российской Федерации преследуется по закону.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к запрещенной для распространения среди детей относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о занятии проституцией, о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст.10 Закона владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения, адресе.

Вместе с тем, в ходе проведенного прокуратурой района мониторинга сайтов с URL-адресами: <данные изъяты> установлено, что информация о наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты владельцев сайтов на нем отсутствует, ввиду чего невозможно привлечь данных лиц к участию в деле в качестве ответчиков с возложением на них обязанности по прекращению доступа к конкретному Интернет-ресурсу.

    В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 149-ФЗ информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты владельца сайта для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».

В связи с изложенными обстоятельствами административный истец - прокурор Стрелков А.Б. просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено; направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области для включения сведений, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прекращено в связи с отказом административного истца от иска.

В судебное заседание административный истец - прокурор Стрелков А.Б. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно, надлежащим образом. Заместитель прокурора Ермишинского района Симакин Е.А. направил в суд заявление, в котором против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражал.

Определением Кадомского районного суда от <данные изъяты> к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Рязанской области.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в судебное заседание не явился, но в направленном в суд письменном отзыве заместитель руководителя указанного Управления Анциперов А.В. дело просил рассмотреть в их отсутствие, против применения упрощенного порядка судопроизводства не возражал. При этом представитель административного ответчика указал, что сайт в сети «Интернет»: <данные изъяты> отсутствует в Едином реестре доменных имен.

В силу части 7 статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца - прокурора Стрелкова А.Б., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

    Изучив и исследовав материалы административного дела, а также оценив письменные доказательства, приходит к следующему.

    Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    За деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, предусмотрена уголовная ответственность ст. 241 УК РФ.

    Положениями ст.ст. 6.11, 6.12 КоАП РФ установлена административная ответственность за занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией.

    Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями приобрести за денежное вознаграждение сексуальные услуги. Занятие проституцией и вовлечение в нее несовершеннолетних в Российской Федерации преследуется по закону.

    Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к запрещенной для распространения среди детей относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

    Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

    Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

    Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

    Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своем наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты владельца сайта для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».

    Как установлено судом и следует из материалов административного дела:

    ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ермишинского района Рязанской области был проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на предмет выявления информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, в частности, о защите информации, связанной с организацией и занятием проституцией.

    По результатам проведенного мониторинга, прокуратурой района выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом: <данные изъяты>, информации о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов контакта, видов услуг, цен, выбора женщин.

    При этом вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетний. Указанный ресурс доступен для неограниченного круга лиц. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» на интернет-сайтах информации, популяризующей предоставление сексуальных услуг за плату, формирует мнение о возможности и законности беспрепятственного распространения данной информации.

    Кроме того, свободное размещение в сети «Интернет» такой информации, возможность свободного ознакомления с ней несовершеннолетних способны нанести вред их психическому здоровью, а также оказать негативное влияние на нравственное развитие детей и молодежи.

    Указанные обстоятельства подтверждаются скриншотами с сайта с URL-адресом: <данные изъяты>(л.д. 9).

    Между тем, распространение информации, содержащейся на сайте с URL-адресом: <данные изъяты>, о занятии проституцией, о лицах, оказывающих услуги сексуального характера, является грубым нарушением вышеуказанного законодательства РФ, за которое предусмотрена уголовная и административная ответственность (статья 241 УК РФ и статьи 6.11, 6.12 КоАП РФ).

    Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности размещения сведений, содержащихся на указанных выше ресурсах сети «Интернет», в открытом доступе и противозаконном характере таких сведений.

    В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Интернет-ресурс с URL-адресом: <данные изъяты>, содержащий информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации, не значится (л.д. 20).

    Вместе с тем, в ходе судебного заседания также установлено, что информация о наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты владельцев сайта на указанном Интернет-ресурсе отсутствует, ввиду чего невозможно привлечь данных лиц к участию в деле в качестве ответчиков с возложением на них обязанности по прекращению доступа к конкретному Интернет-ресурсу (л.д. 11).

    В связи с этим, в целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения административных правонарушений и преступлений, суд считает необходимым признать размещенную в сети «Интернет» информацию на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> о предоставлении услуг, связанных с проституцией, с указанием телефонов контакта, видов услуг, цен, выбора женщин, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежащей включению Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

    Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ограничения доступа к указанному интернет-сайту в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

    Согласно части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

    В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный ответчик Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области подлежит освобождено от уплаты государственной пошлины.

    Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административный иск прокурора Ермишинского района Рязанской области Стрелкова А.Б. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, полностью удовлетворить.

    Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенную на сайте с URL-адресом: <данные изъяты>информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области для включения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

    Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

        Судья                 О.Н. Коробкова

2а-116/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ермишинского района Рязанской области А.Б. Стрелков
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Рязанской области
Суд
Кадомский районный суд Рязанской области
Судья
Коробкова Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
kadomsky.riz.sudrf.ru
07.04.2022Регистрация административного искового заявления
07.04.2022Передача материалов судье
07.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее