Дело № 2-3032/2024
УИД 23RS0006-01-2024-003998-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Армавир 07 ноября 2024 года
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,
при секретаре Куделиной А.А.,
с участием помощника прокурора г. Армавира Бурлуцкой Т.Е.,
представителя ответчика Государственного унитарного предприятия Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод», действующего на основании доверенности Абрамова Г.М.,
представителей третьего лица администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района, действующих на основании доверенностей Самарского Ю.А., Чувенковой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крыловского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» о признании незаконным бездействия,
установил:
Прокурор Крыловского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод», в котором с учетом последующих уточненных исковых требований просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, в соответствии с условиями и в срок, установленные контрактом от 27.04.2022 №С-2; обязать ответчика незамедлительно принять меры к организации невыполненных работ (монтаж поста охраны, насосной станции 1-го подъема, светильников задания АБК, системы вентиляции здания АБК) при реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, завершив указанные работы в срок не позднее 10.11.2024. Свои требования мотивирует тем, что во исполнение распоряжения прокурора края от 17.04.2019 № 75/20р «О порядке реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» прокуратурой Крыловского района 12.02.2024 была проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, по результатам которой в деятельности ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» выявлены нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений. В ходе проверки установлено, что в рамках регионального проекта «Качество питьевой воды» федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда» в ст. Крыловской Крыловского района выполняются мероприятия: «Реконструкция головных водозаборных сооружений со строительством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в станице Крыловской Крыловского района». Для реализации данных мероприятий между администрацией Крыловского сельского поселения Крыловского района и ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» 27.04.2022 был заключен муниципальный контракт № С-2 (далее - контракт) на выполнение работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, со сроком выполнения работ до 31.12.2023. Впоследствии, дополнительным соглашением от 30.12.2023 срок выполнения работ был продлен до 01.08.2024. Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства, условий контракта, подрядчиком допущена просрочка исполнения отдельных этапов работ, что влечет неисполнение контракта. Так, согласно графику выполнения строительно-монтажных работ должны быть окончены, но на момент проверки с 12.02.2024 не завершены следующие виды работ: ограждение; бетонные работы; водопровод (наружные сети); монтаж оборудования станции очистки; отделочные работы АБК; электроснабжение в здании АБК; электроснабжение станции очистки; водоснабжение и канализация АБК; вертикальная планировка; электроснабжение; насосная станция 2-го подъема; монтаж инженерного оборудования и внутренних сетей; благоустройство; устройство кровель плоских РЧВ № 1, № 2; отопление и вентиляция здания АБК. Вместе с тем, ответчиком не мотивированы независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения в установленный срок. Указанные обстоятельства явились основанием для внесения 12.02.2024 прокуратурой района директору ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» представления № <...>, по результатам рассмотрения которого 12.03.2024 акт прокурорского реагирования удовлетворен. По состоянию на 16.05.2024 меры, направленные на устранение нарушений закона, данным предприятием не приняты, допускаются факты бездействия по выполнению работ в рамках контрактных обязательств, что может привести к срыву сроков контракта и запланированной реализации на территории муниципального образования Крыловский район национального проекта «Жилье и городская среда». Проведенным с представителем заказчика выездным обследованием установлено, что по состоянию на 16.05.2024 ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» не приняты меры к организации следующих работ: монтаж поста охраны – 0%; монтаж насосной станции 1-го подъема – 0%; монтаж светильников здания АБК – 0%; монтаж системы вентиляции здания АБК – 0%, что подтверждается актом обследования. Бездействие ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» влечет нарушение как общегосударственного интереса Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, так и неопределенного круга лиц - пользователей услуг по водоснабжению Крыловского сельского поселения Крыловского района, поскольку не принятие мер по своевременной организации работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской существенно нарушает их права на территории населенного пункта, число которых постоянно меняется, круг таких лиц определить не представляется возможным. Указанные обстоятельства в соответствии со ст.45 ГПК РФ дают прокурору право обратиться в суд с настоящим исковым заявлением в интересах РФ и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г.Армавира Бурлуцкая Т.Е. уточненные исковые требования прокурора Крыловского района поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и настаивала на их удовлетворении, при этом просила суд обязать ответчика незамедлительно принять меры к организации невыполненных работ (монтаж поста охраны, насосной станции 1-го подъема, светильников задания АБК, системы вентиляции здания АБК) при реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, завершив указанные работы в разумный срок.
Представитель ответчика - ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод», действующий на основании доверенности Абрамов Г.М., в судебном заседании уточненные исковые требования не признал и просил отказать прокурору в их удовлетворении в полном объеме, пояснив, что предприятием принимались все меры для выполнения контракта в установленные сроки, однако, невозможность выполнения условий контракта связано с несоответствием проектно-сметной документации, которая подлежала изменению, уточнению. В соответствии с заключенным муниципальным контрактом от 27.04.2022 №С-2 срок выполнения работ был установлен до 31.12.2023. Дополнительным соглашением от 30.12.2023 срок выполнения работ был продлен до 01.08.2024. На сегодняшний момент предприятием выполнена часть работ, а именно произведен монтаж поста охраны, монтаж насосной станции 1-го подъема. Частично выполнены работы по монтажу системы вентиляции здания АБК, данные работы не были выполнены в полном объеме в связи с изменением проектно-сметной документации. Монтаж светильников здания АБК не произведен, так как только 04.10.2024 была получена от заказчика проектно-сметная документация с изменениями.
Представители третьего лица - администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района Краснодарского края, действующие на основании доверенностей Самарский Ю.А., Чувенкова С.М., в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Крыловского района поддержали и просили удовлетворить, пояснив, что администрация Крыловского сельского поселения Крыловского района считает, что работы на объекте необходимо завершить в сроки, установленные контрактом (в редакции дополнительного соглашения №7 от 30.12.2023). В противном случае заказчик вынужден будет выставить подрядчику неустойку за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Выслушав помощника прокурора г. Армавира, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) – это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (в том числе органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд (ч.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
В соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Как установлено в судебном заседании, во исполнение распоряжения прокурора края от 17.04.2019 № 75/20р «О порядке реализации приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.03.2019 № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов» прокуратурой Крыловского района 12.02.2024 была проведена проверка исполнения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, по результатам которой в деятельности ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» выявлены нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений.
В ходе проверки установлено, что в рамках регионального проекта «Качество питьевой воды» федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда» в ст. Крыловской Крыловского района выполняются мероприятия по реконструкции головных водозаборных сооружений со строительством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в станице Крыловской Крыловского района Краснодарского края.
Для реализации указанных мероприятий между администрацией Крыловского сельского поселения Крыловского района и ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» 27.04.2022 был заключен муниципальный контракт № С-2 на выполнение работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, со сроком выполнения работ до 31.12.2023.
Согласно п.4.4.1 контракта, подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3 500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением №1 к контракту и его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Как следует из п. 5 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году», высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям) рекомендуется принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления для получателей средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» определены условия, которые могут быть изменены в контрактах при возникновении обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения в 2022 - 2024 годах.
Судом установлено, что дополнительным соглашением №1 от 03.10.2022 стороны договорились Приложение №5 к контракту «Смета контракта» изложить в новой редакции, согласно Приложению №1 к дополнительному соглашению. Дополнительным соглашением №2 от 31.10.2022 стороны договорились внести изменения в п.2.1 контракта, касающийся цены контракта; внести изменения в план финансирования на 2023 год, изложить в новой редакции Приложение №3 контракта «Протокол согласования о договорной цене» в соответствии с Приложением №1 в настоящему дополнительному соглашению, изложить в новой редакции Приложение №4 «Перечень видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту» в соответствии с Приложением №2 к настоящему дополнительному соглашению, изложить в новой редакции Приложение №5 «Смета контракта» в соответствии с Приложением №3 к настоящему дополнительному соглашению. Дополнительным соглашением №3 от 29.11.2022 были внесены изменения в п.5.7.1 и п.5.7.2 контракта, предусматривающие выплату подрядчику авансовых платежей в процентном соотношении от цены соответствующего этапа исполнения контракта. Дополнительным соглашением №4 от 30.12.2022 были внесены изменения в Приложение №5 «Смета контракта». Дополнительным соглашением №5 от 26.04.2023 стороны договорились внести изменения в график выполнения строительно-монтажных работ, указав срок окончания выполнения работ до 01.11.2023. Дополнительным соглашением №6 от 20.11.2023 были внесены изменения в п.2.1 контракта, касающийся цены контракта и этапов исполнения контракта; изменения в план финансирования на 2023 год, изложено в новой редакции Приложение №4 «Перечень видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту» в соответствии с Приложением №1 к настоящему дополнительному соглашению, изложено в новой редакции Приложение №5 «Смета контракта» в соответствии с Приложением №2 к настоящему дополнительному соглашению. Дополнительным соглашением №7 от 30.12.2023 был изложен в новой редакции п.2.1 контракта, предусматривающий цену контракта, этапы исполнения контракта, план финансирования на 2023 год, контракт был дополнен п.2.3.2, предусматривающим план финансирования на 2024 год, был изменен срок окончания выполнения работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ до 01.07.2024, было изложено в новой редакции Приложение №1 «График выполнения строительно-монтажных работ» в соответствии с Приложением №1 к настоящему дополнительному соглашению.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований законодательства, условий контракта, подрядчиком допущена просрочка исполнения отдельных этапов работ, что влечет неисполнение контракта.
Так, согласно графику выполнения строительно-монтажных работ должны быть окончены, но на момент проверки не завершены следующие виды работ: ограждение; бетонные работы; водопровод (наружные сети); монтаж оборудования станции очистки; отделочные работы АБК; электроснабжение в здании АБК; электроснабжение станции очистки; водоснабжение и канализация АБК; вертикальная планировка; электроснабжение; насосная станция 2-го подъема; монтаж инженерного оборудования и внутренних сетей; благоустройство; устройство кровель плоских РЧВ № 1, № 2; отопление и вентиляция здания АБК.
Статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяет правовые положения, связанные с заключением контракта, в том числе ответственность за неисполнение контрактных обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства явились основанием для внесения 12.02.2024 прокуратурой Крыловского района директору ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» представления № <...>, по результатам рассмотрения которого 12.03.2024 акт прокурорского реагирования был удовлетворен.
Однако, как следует из содержания искового заявления и объяснений участвующего в деле прокурора, по состоянию на 16.05.2024 меры, направленные на устранение нарушений закона, ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» не приняты, допускаются факты бездействия по выполнению работ в рамках контрактных обязательств, что привело к срыву сроков контракта и запланированной реализации на территории муниципального образования Крыловский район национального проекта «Жилье и городская среда».
Проведенным с представителем заказчика выездным обследованием объекта установлено, что по состоянию на 16.05.2024 ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» не приняты меры к организации следующих работ: монтаж поста охраны - 0%; монтаж насосной станции 1-го подъема - 0%; монтаж светильников здания АБК - 0%; монтаж системы вентиляции здания АБК - 0%, что подтверждается актом комиссионного обследования от 16.05.2024.
Как следует из письменных возражений ответчика и объяснений его представителя в судебном заседании, ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» на протяжении всего срока исполнения контракта принимались все необходимые меры по выполнению работ. Так, в адрес администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района неоднократно направлялись письма о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию или её изготовление. Отставание от графика выполнения работ является следствием несвоевременного исполнения заказчиком обязанности по внесению изменений в проектно-сметную документацию строящегося объекта. Кроме того, 22.11.2023 в адрес прокурора Крыловского района по запросу направлялась актуальная информация о том, что в результате просрочки заказчиком работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию от одного до трех месяцев, отставание от графика составляет 81 день и нет возможности выполнить последующие виды работ, в том числе и заявленные в иске: монтаж поста охраны, насосной станции первого подъема, светильников здания АБК, системы вентиляции здания АБК. Ответчиком неоднократно направлялись заказчику письма о необходимости внесения в проектно-сметную документацию изменений, начиная с 2022 года. Длительное от 1 до 5 месяцев непредставление заказчиком измененной проектной-сметной документации, поскольку выполнение работ является взаимосвязанными, не позволяло ответчику содержать ежедневно на строительной площадке необходимое количество рабочих и ИТР, а также необходимой техники и способствовало отставанию от графика выполнения работ. От администрации Крыловского сельского поселения 20.09.2024 <...> и 24.09.2024 <...> поступили письма о направлении откорректированной проектной документации и документов на изменение в проектной и рабочей документации, согласно приложениям к которому произведена только корректировка части замены люка кровельного ЛПК-М на люк для выхода на кровлю ЛАЗ, производитель ООО «Шаркон». Измененная проектно-сметная документация вручена ответчику для исполнения только 03.10.2024. В настоящее время работы фактически выполнены, однако, сохраняется объективная невозможность сдать фактически выполненные работы, так как они не принимаются заказчиком из-за отсутствия согласованной и подписанной сметы контракта, спор по которой рассматривается в Арбитражном суде Краснодарского края.
Вместе с тем, доводы стороны ответчика относительно принятия ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» необходимых мер по выполнению работ в срок, установленный контрактом, суд не может принять во внимание, поскольку данные доводы опровергаются представленными в материалы дела письменными доказательствами, а именно, письмами администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района за период с 2022 по 2024 гг., в которых заказчик указывает на просрочу подрядчиком выполнения обязательств по контракту, просит устранить выявленные инспектором ФБУ «РосСтройКонтроль» недостатки в кротчайшие сроки и принять меры по организации работ на строящемся объекте путем наращивания темпов производства работ с привлечением необходимого количества рабочих и техники, ускорить процесс оформления исполнительной документации; актами проверки ФБУ «РосСтройКонтроль» от 07.02.2023 <...>; от 13.02.2023 <...>; от 21.02.2023 <...>; от 28.02.2023 <...>; от 22.06.2023 <...>; от 03.07.2023 <...>; от 21.09.2023 <...>; от 25.09.2023 <...>; от 23.10.2023 <...>; от 25.10.2023 <...>; от 02.11.2023 <...>; от 07.11.2023 <...>; от 15.11.2023 <...>; от 01.12.2023 <...>; от 04.12.2023 <...>; от 15.12.2023 <...>; от 20.12.2023 <...>; от 24.01.2024 <...>; от 07.02.2024 <...>; от 18.06.2024 <...>; от 08.10.2024 <...>; 25.10.2024 <...>, подписанными представителем подрядчика, в которых отражены выявленные нарушения на строящемся объекте, в том числе повторно, которые не устраняются длительное время и не устранены по состоянию на дату составления актов проверки; претензиями администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района, направленными в адрес ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод», в которых указаны выявленные нарушения, необходимость их устранения и ответственность за невыполнение обязательств по контракту.
Доводы стороны ответчика о несвоевременном принятии заказчиком решений о внесении изменений в проектно-сметную документацию, в частности по системе вентиляции здания АБК, суд находит необоснованными, в связи с чем, также не может принять во внимание, поскольку как следует из представленных документов и объяснений представителя третьего лица в судебном заседании, подрядчик (ответчик по делу) изначально нарушил условия контракта, отступив от проектной документации, так как согласно подразделу 5.4.2 «Сети отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» проектной документации система вентиляции здания АБК должна была проходить через кровлю. Подрядчик (ответчик по делу) отклонился от требований проектной документации и выполнил работы по устройству кровли без учета установки системы вентиляции. После проведенной ФБУ «РосСтройКонтроль» проверки и выявлении указанных несоответствий подрядчик направил письмо в администрацию Крыловского сельского поселения о несоответствиях в проектной и рабочей документации в части системы удаления воздуха из здания АБК, таким образом переложив ответственность за собственные нарушения на заказчика.
Суд соглашается с доводами третьего лица о том, что основными причинами срыва сроков реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, в рамках реализации регионального проекта «Качество питьевой воды» федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда» является недостаточное количество инженерно-технического, рабочего персонала, техники и отсутствие проведения входного контроля и анализа проектно-сметной документации.
Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» генподрядная организация при входном контроле проектной документации должна проанализировать всю предоставленную документацию, включая ПОС и рабочую документацию. Однако, подрядчик приступил к работам, не изучив проектно-сметную документацию, принял позицию внесения изменений в ходе строительства.
Как следует из материалов дела, письмом от 03.04.2023 №402/02-35 администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района в адрес ответчика направила письмо о необходимости предоставить в полном объеме в срок до 14.03.2023 замечания по проектно-сметной документации для своевременного внесения изменений. Однако, перечень замечаний ответчиком не был предоставлен и замечания о несоответствиях в проектно-сметной документации продолжали поступать в процессе выполнения строительно-монтажных работ, что негативно отражалось на сроках выполнения строительства объекта. В связи с тем, что ответчик не выполнил строительно-монтажные работы в полном объеме в сроки, установленные условиями контракта и несвоевременным получением заключения государственной экспертизы о внесении изменений в проектно-сметную документацию, между ответчиком и третьим лицом было заключено дополнительное соглашение к контракту от 30.12.2023 №7 о продлении сроков выполнения работ до 01.07.2024, сроков второго этапа до 01.08.2024.
Однако, и по состоянию на 11.07.2024 общее отставание от планового выполнения строительно-монтажных работ как следует из справки ФБУ «РосСтройКонтроль» от 11.07.2024 наблюдается на протяжении двух месяцев и носит прогрессирующий характер. Существенных изменений в подходе подрядчика по организации строительного процесса на объекте не зафиксировано. Рекомендации со стороны специалистов ФБУ «РосСтройКонтроль» и заказчика о сокращении отставания от графика производства работ остаются без внимания. Работы выполняются недостаточным количеством рабочих и контролируются недостаточным количеством инженерно-технического персонала.
Судом также установлено, что администрацией Крыловского сельского поселения Крыловского района неоднократно в адрес ответчика направлялся проект дополнительного соглашения о внесении изменений в положения контракта в части изменения сметы с учетом внесенных изменений в проектные решения по ч.3.8 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, положительного заключения государственной экспертизы от 02.02.2024 <...>, положений мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2023 и полученного ответа от ООО «Центр водного инжиниринга» на насосное оборудование, не принятое и не оплаченное заказчиком. Однако, до настоящего времени дополнительное соглашение о внесении изменений в смету контракта ответчиком не подписано.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что доводы стороны ответчика о том, что сроки выполнения работ по контракту нарушены по вине самого заказчика, а ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» на протяжении всего периода действия контракта принимались необходимые меры по выполнению строительно-монтажных работ в сроки, установленные контрактом, являются несостоятельными, объективно ничем не подтверждены, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.
Судом бесспорно установлено, что в ходе рассмотрения дела, ответчиком были выполнены часть строительно-монтажных работ, указанных в исковом заявлении прокурора как невыполненные по контракту, а именно, произведен монтаж поста охраны, монтаж насосной станции 1-го подъема, частично выполнен монтаж системы вентиляции здания АБК, при этом частичное выполнение монтажа системы вентиляции здания АБК и не выполнение монтажа светильников здания АБК связано с изменениями проектно-сметной документации.
Факт частичного выполнения ответчиком работ, указанных в исковом заявлении прокурора, не отрицали в судебном заседании представители заказчика – администрации Крыловского сельского поселения Крыловского района, однако считали, что подрядчиком допущена просрочка исполнения отдельных этапов работ, что в итоге влечет неисполнение условий контракта и соответственно нарушение графика выполнения строительно-монтажных работ.
Бездействие ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» влечет нарушение как общегосударственного интереса Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, так и неопределенного круга лиц - пользователей услуг по водоснабжению Крыловского сельского поселения Крыловского района, поскольку не принятие мер по своевременной организации работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской существенно нарушает их права на территории населенного пункта.
Согласно ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Задача прокурорского надзора состоит в обеспечении точного и неукоснительного соблюдения законов указанными выше организациями и юридическими лицами, в связи с чем, прокурор вправе требовать устранения нарушения закона независимо от лица, допустившего его нарушение.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Проанализировав все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, а также нормы права в области регулирования спорных правоотношений, принимая во внимание, что бездействием ответчика по своевременной организации работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды нарушены общегосударственные интересы Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, а также права неопределенного круга лиц - пользователей услуг по водоснабжению Крыловского сельского поселения Крыловского района, ответчиком ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» в период рассмотрения дела были частично выполнены строительно-монтажные работы, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных исковых требований прокурора Крыловского района и считает необходимым их удовлетворить частично, признав незаконным бездействие ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод», выразившееся в непринятии мер по организации работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, в соответствии с условиями и в срок, установленные контрактом от <...> №С-2 и обязав ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод» незамедлительно принять меры к организации невыполненных работ при реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, в срок не позднее 10 декабря 2024 года.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Федеральным законом от 08.08.2024 №259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в ст. 333.19 НК РФ, предусматривающую размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, искового заявления неимущественного характера организациями уплачивается государственная пошлина в размере 20 000 рублей.
Поскольку прокурор при подаче иска от уплаты госпошлины был освобожден, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования прокурора Крыловского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Государственному унитарному предприятию Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» о признании незаконным бездействия – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» (ИНН 2339015370, ОГРН 1052321986166), выразившееся в непринятии мер по организации работ по реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, в соответствии с условиями и в срок, установленные контрактом от 27 апреля 2022 года №С-2.
Обязать Государственное унитарное предприятие Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» (ИНН 2339015370, ОГРН 1052321986166) незамедлительно принять меры к организации невыполненных работ при реконструкции головных водозаборных сооружений с устройством станции очистки воды производительностью 3500 метров кубических в ст. Крыловской Краснодарского края, в срок не позднее 10 декабря 2024 года.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Краснодарского края Северо-Восточная водная управляющая компания «Курганинский групповой водопровод» (ИНН 2339015370, ОГРН 1052321986166) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение в окончательной форме составлено 20 ноября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Армавирский городской суд.
Судья подпись Нечепуренко А.В. Решение обжалуется, не вступило в силу