УИД 05RS0№-15
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 05 августа 2024 года
Кировский районный суд <адрес>, Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Щейхахмедове Щ.М.,
с участием: представителя заявителя - старшего помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Брагиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (ИНН 0560022374, ОГРН 1020502457821) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> Республики Дагестан гидротехнических сооружений: межхозяйственный канал «Таловка» с сооружениями, магистральный канал «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями, магистральный канал «Дельтовый», межхозяйственный канал «Огузерский» с сооружениями, Каргалинский гидроузел на <адрес>, Копайский гидроузел <адрес>, комплекс гидротехнических сооружений Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузел на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузел на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями, а именно:
провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;
произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;
утвердить и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;
разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение,
установил:
Истец - Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд <адрес> с требованием возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (ИНН 0560022374, ОГРН 1020502457821) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> Республики Дагестан гидротехнических сооружений: межхозяйственный канал «Таловка» с сооружениями, магистральный канал «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями, магистральный канал «Дельтовый», межхозяйственный канал «Огузерский» с сооружениями, Каргалинский гидроузел на <адрес>, Копайский гидроузел <адрес>, комплекс гидротехнических сооружений Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузел на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузел на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями, а именно:
провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;
произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;
утвердить и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;
разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Установлено, что ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» (далее - Учреждение) эксплуатирует следующие гидротехнические сооружения (далее - ГТС), расположенные на территории <адрес> Республики Дагестан:
межхозяйственный канал «Таловка» с сооружениями;
магистральный канал «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями;
магистральный канал «Дельтовый»;
межхозяйственный канал «Огузерский» с сооружениями;
Каргалинский гидроузел на <адрес>;
Копайский гидроузел <адрес>;
комплекс ГТС Брянского гидроузла Таловской системы;
гидроузел на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями;
гидроузел на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями.
Данные ГТС эксплуатируются Учреждением на праве оперативного управления.
Истец указывает, что для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ответчиком обследование обозначенных ГТС, предшествующее разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения не проведено по настоящее время.
Правила эксплуатации указанных ГТС ответчиком в установленном порядке не разработаны и не согласованы по настоящее время.
Также, межрайпрокуратурой установлено, что ответчиком не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии на указанные ГТС.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), согласно которой расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения (собственник или эксплуатирующая организация) и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.
Однако в нарушение данных требований федерального законодательства Учреждение осуществляет эксплуатацию вышеуказанных ГТС в отсутствие расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
Истец так же указывает, что ответчиком не исполнены требования закона в части проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений установленных Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
С целью устранения обозначенных нарушений закона межрайпрокуратурой в адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ за № и ДД.ММ.ГГГГ за № внесены представления об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, однако согласно информации Кавказского управления Ростехнадзора нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации вышеуказанных ГТС до настоящего времени не устранены.
Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатируемых ГТС.
Просит суд возложить обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (ИНН 0560022374, ОГРН 1020502457821) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> Республики Дагестан гидротехнических сооружений: межхозяйственный канал «Таловка» с сооружениями, магистральный канал «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями, магистральный канал «Дельтовый», межхозяйственный канал «Огузерский» с сооружениями, Каргалинский гидроузел на <адрес>, Копайский гидроузел <адрес>, комплекс гидротехнических сооружений Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузел на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузел на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями, а именно:
провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;
произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;
утвердить и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;
разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, направила в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Кавказское управление Ростехнадзора) поддерживает иск Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры по возложению обязанностей на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (далее - ФГБУ «Управление Дагмелиоводхоз») по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений межхозяйственного канала «Таловка» с сооружениями, магистрального канала «Старый Терек» с ПКО-ПК88О (88 км) с сооружениями, магистрального канала «Дельтовый», межхозяйственного канала «Огузерский» с сооружениями, Каргалинского гидроузла на <адрес>, Копайского гидроузла <адрес>, комплекса ГТС Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузла на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузла на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями, а именно:
-провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;
-произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;
-разработать и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
-обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;
-разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.
Просит суд иск Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры по возложению обязанностей на ФГБУ «Управление Дагмелиоводхоз» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений межхозяйственного канала «Таловка» с сооружениями, магистрального канала «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями, магистрального канала «Дельтовый», межхозяйственного канала «Огузерский» с сооружениями, Каргалинского гидроузла на <адрес>, Копайского гидроузла <адрес>, комплекса ГТС Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузла на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузла на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора - ст. помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Брагина А.А. иск поддержала и просила суд удовлетворить его по вышеприведенным основаниям.
Представители ответчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>" и третьего лица Кавказского управления Ростехнадзора, будучи надлежащим образом и заблаговременно извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки в суд не известили, не представили сведений о причинах неявки, не просили.
Суд определил, что дело может быть рассмотрено в их отсутствие в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснение стороны истца, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно статье 20 Федерального закона N 117-ФЗ должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Из содержания изложенных норм следует, что обязанность по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения возлагается на его собственника.
В силу норм ст. 10 Федерального закона N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1892 (далее - Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений), собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация, в частности, перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон) обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения. Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.К декларации безопасности прилагаются: а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации; б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией; в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения"; г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 497 утверждена форма акта регулярного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), согласно пункту 15 которой по результатам такого обследования производится обоснование необходимости (отсутствия необходимости) декларирования безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.
Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, производится в целях определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), которое осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности (статьи 16.1, 17 Федерального закона N 117-ФЗ, пункт 1 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1596).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» на основании права оперативного управления эксплуатирует гидротехнические сооружения - межхозяйственный канал «Таловка» с сооружениями, магистральный канал «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями, магистральный канал «Дельтовый», межхозяйственный канал «Огузерский» с сооружениями, Каргалинский гидроузел на <адрес>, Копайский гидроузел <адрес>, комплекс ГТС Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузел на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузел на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями
Судом установлено и не оспаривается сторонами, указанные сооружения эксплуатируются Учреждением с нарушением обозначенных требований закона.
Кроме того в иском заявлении указывается и материалы дела не содержат обратного ответчиком не исполнены требования закона в части проведения аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений установленных Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что со стороны ответчика ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» имеется нарушение ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и несоблюдении требований поди, «а», «б», «г», «и» и. 19 Правил, поскольку заиливание русла магистрального канала «Старый Терек», наличие наносов и заторов, размещение в нем отходов производства и потребления не способствует надлежащей пропускной способности вод и не отвечает предъявляемым требованиям о надлежащей культуре производства эксплуатационных работ, эстетическом оформлении и благоустройстве гидротехнического сооружения.
Из материалов дела следует, что в ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» ДД.ММ.ГГГГ за № и ДД.ММ.ГГГГ за № внесены представления об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Между тем, по настоящее время ФГБУ «Управление «Дагмелиоводхоз» выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по обеспечению безопасности эксплуатируемого ГТС, доказательств обратного материалы дела не содержат, администрацией в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Согласно норм ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, руководствуясь приведенными законоположениями, суд приходит к выводу, что именно ответчик, как собственник спорных ГТС, несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" мер по обеспечению их безопасности, в том числе по составлению декларации безопасности, в связи с ненадлежащим исполнением прямо предусмотренных названными законоположениями обязанностей, нашедшим подтверждение по результатам прокурорской проверки, данные которой ответчиком не опровергнуты.
Согласно норм ст.ст. 59-60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела; а также обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежало на истце, представленные им доказательства отвечают требованиям ст.ст. 59-60 ГПК РФ, они стороной ответчика вопреки ч.1 ст.56 ГПК РФ не опровергнуты и не представлены суду доказательства их подложности или несоответствия действительности.
В связи с тем, что ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, свои возражения не представил, суд лишен возможности опровергнуть доводы истца о невыполнении ответчиком своих обязательств и в силу положений ст. 68 ГПК РФ вынужден согласиться с доводами истца.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательств с позиций ст.ст. 59-60, 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что вышеприведенные доказательства подтверждают, что исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными, следовательно, их необходимо удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>", третьему лицу Кавказское управление Ростехнадзора удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по <адрес>» (ИНН 0560022374, ОГРН 1020502457821) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности эксплуатируемых на территории <адрес> Республики Дагестан гидротехнических сооружений: межхозяйственный канал «Таловка» с сооружениями, магистральный канал «Старый Терек» с ПК0-ПК880 (88 км) с сооружениями, магистральный канал «Дельтовый», межхозяйственный канал «Огузерский» с сооружениями, Каргалинский гидроузел на <адрес>, Копайский гидроузел <адрес>, комплекс гидротехнических сооружений Брянского гидроузла Таловской системы, гидроузел на ПК324 канала Таловка Таловской системы с сооружениями, гидроузел на канале «Шайтан-Прорва» Таловской системы с сооружениями, а именно:
провести регулярное обследование гидротехнического сооружения в установленном законом порядке;
произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его в установленном законом порядке;
утвердить и согласовать в установленном законом порядке правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
обеспечить соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников, ответственных за безопасность гидротехнического сооружения;
разработать и представить на утверждение в Кавказское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.<адрес>