Дело №
УИД 26RS0№-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 июля 2024 года
Новоалександровский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Маликовой Е.С.,
при секретаре Гашимовой О.Н.,
с участием представителя истца Мандрыкиной Н.А. – Марченко С.А., представившего доверенность,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мандрыкиной Нины Александровны к администрации Новоалександровского муниципального округа <адрес> о признании права собственности на нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
Мандрыкиной Нина Александровна обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Новоалександровского муниципального округа <адрес> о признании права собственности на нежилое здание.
Требования мотивированы тем, что на основании Постановления Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Мандрыкиной Н.А., было разрешено реконструировать объект недвижимого имущества Гараж, литер Г, нежилое здание, в <адрес>, в настоящее время Заводская, 10. После завершения реконструкции здания, в январе 2008 года, ею было подано заявление о вводе здания в эксплуатацию, при этом с ней был заключен Договор - заказ № от ДД.ММ.ГГГГ с Новоалександровским филиалом ГУ архитектуры и градостроительства <адрес> на выполнение Технического заключения по результатам обследования строительных конструкций здания, к которому была приложена вся проектная документация, строительный паспорт земельного участка, разрешение на реконструкцию, технический паспорт БТИ, правоустанавливающие документы на здание и земельный участок и чек об оплате указанных работ. Ответа на заявление о вводе в эксплуатацию и результатов технического заключения получено не было. Проектная документация не возвращена.
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок из земель, площадью 700 кв.м, с кадастровым номером 26:04:171510:11, в <адрес>, на котором расположено указанное здание.
Реконструкция здания велась при наличии разрешительных документов, однако отсутствие акта ввода в эксплуатацию не позволяет зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке.
В настоящее время, указанное нежилое здание готово к эксплуатации, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГБУ СК «<адрес>имущество», не нарушает интересы третьих лиц, соответствует строительным нормам и требованиям, техническим условиям, требованиям экологических и санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивает безопасную эксплуатацию для жизни и здоровья работающих, при соблюдении этих норм, что подтверждается техническим заключением специалиста №ДЭ от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием акта ввода в эксплуатацию истец не может зарегистрировать за собой право собственности на нежилое здание в регистрирующем органе, в связи с чем, за защитой своих интересов и законных прав вынуждена обратиться в суд.
Нежилое здание не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании изложенного просит признать право собственности Мандрыкиной Нины Александровны на нежилое здание, общей площадью 249,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Истец Мандрыкина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о дате времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие
Представитель истца Мандрыкиной Н.А. – Марченко С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Новоалександровского муниципального округа <адрес>, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Новоалександровского отдела Управления Росреестра по <адрес>, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о дате времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, оценив письменные доказательства, их относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией (ч. 1.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией и выполненными на основании проектной документации, рабочей документации работами осуществляется ведение исполнительной документации (ч. 1.4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации. Состав и порядок ведения исполнительной документации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства (ч. 1.5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов (ч. 7.1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, во внесении изменений в разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию является:
- отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
- несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи;
- несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Возведение (создание) здания, сооружения с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мандрыкина Н.А. и Новоалександровский филиал ГУ Архитектуры и градостроительства <адрес> заключили договор № на выполнение съемки территории на проектирование реконструкции существующего здания под мойку в <адрес> договора подтверждено актом сдачи-приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> утвержден акт предварительного согласования размещения объекта недвижимости – принят оптимальный вариант размещения реконструкции существующего здания под магазин, автомойку по <адрес>, в <адрес>.
Постановлением главы <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ Мандрыкиной Нине Александровне разрешено проектирование реконструкции существующего здания под магазин промышленных товаров и автомойку по <адрес> на земельном участке площадью 700 квадратных метров, кадастровый №, предоставленном в аренду сроком на 3 года (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором администрации Новоалександровского муниципального района <адрес> утверждено архитектурно-планировочное задание № на разработку проекта - реконструкции существующего здания под магазин промышленных товаров и автомойку в городе Новоалександровске по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Мандрыкиной Н.А. и Новоалександровским филиалом ГУ Архитектуры и градостроительства <адрес> заключен договор-заказ № на выполнение проектной документации – технического заключения по результатам обследования строительных конструкций магазина промышленных товаров и автомойки по <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от 401 от ДД.ММ.ГГГГ аннулированы почтовые адреса нежилого здания - гаража с кадастровым номером 26:04:171510:93 и земельного участка с кадастровым номером 26:04:171510:11: <адрес>; <адрес>. Постановлено присвоить почтовый адрес нежилому зданию - гаражу с кадастровым номером 26:04:171510:93 и земельному участку с кадастровым номером 26:04:171510:11: Российская Федерация, <адрес>.
Из ответа администрации Новоалександровского городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Новоалександровский филиал Государственного учреждения архитектуры и градостроительства <адрес> был филиалом Государственного бюджетного учреждения архитектуры и градостроительства <адрес> (далее ГБУ А И Г СК) учредителем которого выступало Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
На данный момент ГБУ А И Г СК согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ликвидировано. В архиве администрации Новоалександровского городского округа <адрес> запрашиваемые документы: проектная документация, техническое заключение и акт ввода в эксплуатацию отсутствуют.
Из заключения кадастрового инженера, данного в ходе подготовки технического плана от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровые работы проведены с целью учета изменений объекта недвижимости - гараж, с КН: 26:04:171510:62, расположенного по адресу: <адрес>. При проведении кадастровых работ в отношении нежилого здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:04:171510:11 и в кадастровом квартале 26:04:171510. В ходе выполнения кадастровых работ были выполнены линейные обмеры нежилого здания для определения площади. Площадь 249,7 м2 посчитана в соответствии с Приказом Росреестра № П/0393 от ДД.ММ.ГГГГ. Вид объекта недвижимости - здание. Номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность № от ДД.ММ.ГГГГ, номер в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о геодезической основе, использованной при подготовке технического плана. Название пунктов геодезической сети: Пункт ГГС Харин пир. 5,1м Центр 1, класс 2: Х-528634,731; У-1266987,680, сведения о состоянии ДД.ММ.ГГГГ, наружный знак - сохранился, центр пункта - сохранился, марка - сохранена. Название пунктов геодезической сети Пункт ГГС Ларин центр 1 класс 2: Х-522487,406, У-1315422,83, сведения о состоянии ДД.ММ.ГГГГ, наружный знак - сохранился, центр пункта - сохранился, марка - сохранена. Название пунктов геодезической сети: Пункт ГГС Кузнецов пир. 3,6 м центр 1 класс 3: Х-498528,428, У-1291653,65, сведения о состоянии ДД.ММ.ГГГГ, наружный знак - сохранился, центр пункта - сохранился, марка - сохранена.
Согласно технического заключения специалиста №ДЭ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проведении обследования объекта экспертизы было установлено, что нежилое помещение - магазин промышленных товаров, автомойка, количество этажей 1, общей площадью 249,7 м2, расположенный на земельном участке с КН 26:04:171510:11, по адресу: <адрес>, Новоалександровск, <адрес>, полностью закончено реконструкцией, то есть имеют степень готовности 100%. Нежилое помещение - магазин промышленных товаров, автомойка, количество этажей 1, общей площадью 249,7 м2, расположенный на земельном участке с КН 26:04:171510:11, по адресу: <адрес>, Новоалександровск, <адрес>, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно выписки из ЕГРН нежилое здание – магазин промышленных товаров, автомойка, кадастровый №, площадью 233,2 м2, расположено по адресу: <адрес>, расположено в пределах объекта недвижимости 26:04:171510:11.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 26:04:171510:11 расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 755 +/- 5.52 м2. Виды разрешенного использования: мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки. Правообладателем является Мандрыкина Нина Александровна.
В отношении земельного участка установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок действия: не установлен; реквизиты документа-основания: решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р-2023; выдан Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.
Установлены ограничения (обременения): в границах санитарно-защитной зоны не допускается использование земельных участков в целях: а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями. Реестровый номер границы: 26:04-6.885; Вид объекта реестра границ: Зона с особыми условиями использования территории. Вид зоны по документу: Измененная санитарно-защитная зона для ИП ФИО3 - торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами, который относится к объектам IV, V классам опасности, расположен по адресам: <адрес> "б", кадастровые номера земельных участков 26:04:171603:19, 26:04:171501:68, 26:04:171501:67. Тип зоны: Санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов.
Согласно выписки из ЕГРН нежилое здание – гараж, кадастровый №, площадью 101,2 м2, расположено по адресу: <адрес>, расположено в пределах объекта недвижимости 26:04:171510:12.
Положения статьи 222 ГК РФ регулируют отношения, связанные с самовольным возведением (созданием) зданий, сооружений, отвечающих критериям недвижимого имущества вследствие прочной связи с землей, исключающей их перемещение без несоразмерного ущерба назначению этих объектов (абзацы первый, третий пункта 1 статьи 130, пункт 1 статьи 141.3 ГК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено несоответствие адресов расположения недвижимого имущества, поскольку нежилое здание – магазин промышленных товаров, автомойка, с кадастровым номером 26:04:171510:62, площадью 233,2 м2, имеет адрес: <адрес>, при этом оно расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:04:171510:11, площадью 755 +/- 5.52 м2, имеющим адрес: <адрес>.
В тоже время нежилое здание – гараж, кадастровый №, площадью 101,2 м2, имеет адрес: <адрес>, при этом оно расположено на земельном участке с кадастровым номером 26:04:171510:12, площадью 755 +/- 5.52 м2, имеющим адрес: <адрес>.
При этом из технического плана от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера ФИО4 следует, что кадастровые работы проведены с целью учета изменений объекта недвижимости - гаража, с кадастровым номером 26:04:171510:62, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:04:171510:11.
Данные несоответствия суд находит неустранимыми в ходе судебного разбирательства.
Между тем, в судебном заседании не установлено, что Мандрыкина Н.А. предпринимала меры к легализации реконструированного здания, в частности к получению акта ввода объекта в эксплуатацию.
В техническом заключении специалиста №ДЭ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что нежилое помещение - магазин промышленных товаров, автомойка, расположенный на земельном участке с КН 26:04:171510:11, по адресу: <адрес>, Новоалександровск, <адрес>, полностью закончено реконструкцией, то есть имеют степень готовности 100%, при этом при исследовании фотографий объекта, приложенных к заключению невозможно установить наличие автомойки со 100% степенью готовности. В судебном заседании представитель истца не отрицал факт отсутствия автомойки, при этом указывая о наличии на объекте трех систем слива сточных вод автомойки, о которых в заключении специалиста №ДЭ от ДД.ММ.ГГГГ также не указано, экспертом они не исследовались, из чего можно сделать вывод о неполном обследовании недвижимости и несоответствия выводов эксперта.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие).
Истец не доказал наличие у него разрешения на строительство именно этого объекта на заявленном земельном участке по <адрес> и принятие им мер к получению акта ввода объекта в эксплуатацию.
Суд полагает, что введение спорного строения в гражданский оборот при установленных судом обстоятельствах повлечет его легализацию в отсутствие доказательств того, что его размещение не создает опасности для жизни и здоровья граждан, не нарушает требований технических регламентов, градостроительной экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством, в связи с чем приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░