Решение по делу № 2а-192/2018 от 19.02.2018

№ 2а-192(1)/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2018 г.                      г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием старшего помощника Пугачевского межрайонного прокурора
Бадаевой Т.А.,

представителя заинтересованного лица Филиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища,

установил:

Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять меры по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища.
В обоснование иска указал, что при проведении проверки соблюдения земельного законодательства в деятельности администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области установлено, что на территории муниципального образования расположены 7 муниципальных общественных сельских кладбищ, адресные ориентиры:
1) Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в юго-восточной части села; 2) Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в 300 м на северо-восток от села; 3) Саратовская область, Пугачевский район, п. Мопр, в 300 м на юг
от поселка; 4) Саратовская область, Пугачевский район, п. Смелость, в 1000 м на юг от поселка; 5) Саратовская область, Пугачевский район, п. Садовый, в 200 м
на северо-восток от поселка; 6) Саратовская область, Пугачевский район,
п. Заречный, в 400 м на восток от поселка; 7) Саратовская область, Пугачевский район, п. Краснореченский, в 150 м на север от поселка. В нарушение требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении
и похоронном деле», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельные участки, на которых расположены указанные общественные муниципальные кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание данных земельных участков и не определены их границы, право муниципальной собственности на земельные участки не зарегистрировано. При отсутствии границ земельных участков и зарегистрированного права собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, услуга по предоставлению гражданам участков под захоронение осуществляется без имеющихся на то полномочий. Указанное бездействие администрации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках, на благоприятную окружающую среду, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбищ, контролю за их состоянием невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить расходы на содержание кладбищ в связи с отсутствием зарегистрированного права собственности на земельные участки. Просил признать незаконным бездействие администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены сельские кладбища, и постановке данных земельных участков на кадастровый учет; обязать администрацию Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные общественные кладбища, и постановке данных земельных участков на кадастровый учет.

В судебном заседании старший помощник Пугачевского межрайонного прокурора Бадаева Т.А. административный иск поддержала по изложенным
в нем основаниям.

    Административный ответчик администрация Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещена, представитель в суд не явился, представил заявление о признании административного иска.

    Представитель заинтересованного лица администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Филина С.А. не возражала против удовлетворения административного иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них

незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации
и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014
№ 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона
с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляются полномочия
по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с подп. 3, 19 п. 1 ст. 3 Устава Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

        В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ
«О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные;
по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому
и культурному значению - историко-мемориальные.

На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями
для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями
и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

На основании пп. 4, 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996).

В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно чч. 1-5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся
в уведомительном порядке. Установлен перечень основных и дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, вносимых в кадастр недвижимости.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Устава Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, Законом Саратовской области от 15.05.2013 № 74-ЗСО «О преобразовании Давыдовского и Чапаевского муниципальных образований, Пугачевского муниципального района Саратовской области и внесении изменений в Закон Саратовской области «О муниципальных образованиях, входящих в состав Пугачевского муниципального района» в состав Давыдовского муниципального образования входят населенные пункты:
с. Давыдовка, пос. Вишневый, пос. Заречный, пос. Краснореченский,
ос. Лагунихинский, пос. Монастырский, пос. Новая Жизнь, с. Припольное,
пос. Садовый, пос. Смелость, пос. Тамбовский, пос. Чапаевский.

Законом Саратовской области от 09.11.2007 № 231-ЗСО «О разграничении муниципального имущества между Пугачевским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав»

утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из собственности Пугачевского муниципального района в собственность Давыдовского муниципального образования, в состав которого входят: кладбище православное площадью 18000 кв.м в с. Давыдовка, в юго-восточной части села; кладбище мусульманское площадью 8000 кв.м в с. Давыдовка, в 300 м на северо-восток от села;

кладбище православное площадью 3000 кв.м в п. Мопр, в 300 м на юг
от поселка; кладбище православное площадью 3600 кв.м в п. Смелость, в 1000 м на юг от поселка; кладбище православное площадью 10000 кв.м в п. Садовый, в 200 м
на северо-восток от поселка; кладбище православное площадью 4200 кв.м в п. Заречный, в 400 м на восток от поселка; кладбище православное площадью 3000 кв.м в п. Краснореченский, в 150 м на север от поселка.

В соответствии с решением Совета Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области от 05.02.2014 № 32 указанные кладбища включены в реестр имущества Давыдовского муниципального образования.

Из материалов дела видно, что Пугачевской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства администрацией Давыдовского муниципального района Саратовской области в отношении 7 муниципальных общественных сельских кладбищ, расположенных на ее территории, имеющих адресные ориентиры: Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в юго-восточной части села; Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в 300 м на северо-восток от села; Саратовская область, Пугачевский район, п. Мопр, в 300 м на юг от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Смелость, в 1000 м на юг от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Садовый, в 200 м на северо-восток от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Заречный, в 400 м на восток от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Краснореченский, в 150 м на север от поселка. По результатам проведения проверки установлено, что земельные участки, на которых расположены общественные муниципальные кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание и не определены границы земельных участков, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано.

Отсутствие государственного кадастрового учета и регистрации прав на указанные земельные участки подтверждается уведомлениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области № 64/ИСХ/18-164509, № 64/ИСХ/18-168081, № 64/ИСХ/18-168113, № 64/ИСХ/18-168100, № 64/ИСХ/18-168060, № 64/ИСХ/18-170840 от 27.02.2018 и № 64/ИСХ/18-170831 от 28.02.2018.

Учитывая вышеназванные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов, суд пришел к выводу, что администрацией Заволжского муниципального образования ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбищ, меры по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены кладбища, не принимаются, что не оспаривалось в суде ответчиком.

Бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по приведению кладбищ в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление их кадастрового учета в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших. В связи с этим, иск прокурора подлежит удовлетворению.

По правилам п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод
и законных интересов административного истца либо препятствий
к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения
по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо
на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод
и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения
по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд
и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом обстоятельств дела, позиции лиц участвующих в деле, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения обязанностей по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены вышеуказанные общественные кладбища, и постановке данных земельных участков на кадастровый учет, по настоящему иску – в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Пугачевского межрайонного прокурора в защиту
в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по проведению землеустроительных
и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие следующие адресные ориентиры: Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в юго-восточной части села; Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в 300 м на северо-восток от села; Саратовская область, Пугачевский район, п. Мопр, в 300 м на юг от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Смелость, в 1000 м на юг от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Садовый, в 200 м на северо-восток от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Заречный, в 400 м на восток от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Краснореченский, в 150 м на север от поселка, и постановке данных земельных участков на кадастровый учет.

Обязать администрацию Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести землеустроительные и кадастровые работы
в отношении земельных участков, на которых расположены общественные кладбища, имеющие следующие адресные ориентиры: Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в юго-восточной части села; Саратовская область, Пугачевский район, с. Давыдовка, в 300 м на северо-восток от села; Саратовская область, Пугачевский район, п. Мопр, в 300 м на юг от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Смелость, в 1000 м на юг от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Садовый, в 200 м на северо-восток от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Заречный, в 400 м на восток от поселка; Саратовская область, Пугачевский район, п. Краснореченский, в 150 м на север от поселка, и постановке указанных земельных участков на кадастровый учет.

        Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 07.03.2018.

Судья

2а-192/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
и.о. Пугачевского межрайонного прокурора
Ответчики
Администарция Давыдовского муниципального образования
Другие
Администарция Пугачевского муниципального района
Суд
Пугачевский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
pugachevsky.sar.sudrf.ru
19.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2018[Адм.] Судебное заседание
07.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Подготовка дела (собеседование)
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Дело оформлено
02.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее