Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2024 года | пгт. Забайкальск |
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Мустафиной Т.Ф.,
с участием старшего помощника Даурского транспортного прокурора Балтаевой С.В.,
истцов Гатаповой В.С., Гатапова В.Б.,
представителя ответчика и третьего лица ФИО6, действующей на основании доверенностей от 25.12.2023 г. № 06-39/20037, от 01.12.2021 г. № 15-49/1219-21д и от 29.12.2021 г. № 508, участвующей посредством использования систем видеоконференц-связи с обеспечивающим её Ингодинским районным судом г. Читы,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-269/2024 (УИД 75RS0010-01-2024-000815) по исковому заявлению Гатаповой Валентины Сергеевны, Гатапова Владимира Бадмаевича к Читинской таможне, Федеральной таможенной службе России о взыскании единовременного пособия, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что они являются родителями погибшего в результате ДТП ФИО1, который проходил службу в Читинской таможне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно заключению № 17, травма старшего лейтенанта таможенной службы ФИО1 <данные изъяты>, приведшая к его смерти ДД.ММ.ГГГГ является заболеванием, полученным в период военной службы. В связи с этим они (истцы) имеют право на получение единовременного пособия. Однако ответчик в выплате единовременного пособия отказал.
Указанный отказ является незаконным, поскольку в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», жизнь и здоровье сотрудника таможенных органов подлежит обязательному государственному личному страхованию. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ, членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в случае гибели сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных, в том числе вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях или органах.
Заключение военно – врачебной экспертизы с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» выносится, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абз. 4 подп. «б» п. 94 Положения о военно – врачебной экспертизе).
При этом установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника с прохождением службы относится к исключительной компетенции военно – врачебной комиссии.
На основании изложенного, истцы просили суд взыскать с ответчиков в их пользу единовременное пособие с учетом индексации в размере <данные изъяты> каждому, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> каждому.
В ходе производства по делу истцы неоднократно уточняли исковые требования, сформулировав их в окончательной редакции следующим образом: «Признать незаконным отказ Читинской таможни в выплате единовременного пособия, взыскать с ответчика в их пользу единовременное пособие с учетом индексации в размере <данные изъяты> каждому, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> каждому». Также уточнили процессуальный статус Федеральной таможенной службы России – третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований».
В судебном заседании истец Гатапова В.С. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что требования о компенсации морального вреда заявлены в связи с тем, что о возможности получения единовременного пособия им стало известно от сотрудников тыловой службы Читинской таможни. По их указанию они собрали необходимый пакет документов. Потом в выплате единовременного пособия было отказано. Все это усугубляло их душевные переживания о смерти единственного сына. Таможенные органы по отношению к ним действовали цинично. Кроме того, до смерти сына она находилась на пенсии, у супруга заработная плата небольшая, поэтому сын им оказывал постоянную материальную поддержку. С его смертью эту поддержку они потеряли.
Истец Гатапов В.Б. исковые требования поддержал, также в полном объеме поддержал объяснения, данные истицей В.С.
Представитель ответчика и третьего лица ФИО6 с заявленными исковыми требованиями не согласилась, дала объяснения, аналогичные письменным возражениям, суть которых сводится к тому, что с учетом фактических обстоятельств гибели ФИО1, которые не связаны с выполнением им служебных обязанностей (дорожно-транспортное происшествие вне служебного времени (выходные дни) и вне места прохождения службы), а также фактическую причину смерти - <данные изъяты>, выплата единовременной компенсации в соответствии с положениями Приказа ФТС России от 06.08.2013 г. № 1452 не предусмотрена. Смерть наступила в результате несчастного случая, а не заболевания возникшего в период прохождения службы, не в результате травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение старшего помощника Даурского транспортного прокурора Балтаевой С.В. полагавшей, что заявленные исковые требований подлежат удовлетворению, поскольку вывод ответчика о том, что право членов семьи сотрудника таможенных органов на получение единовременного пособия возникает только при наличии причинно-следственной связи между травмами, приведшими к его смерти, с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах, является несостоятельным, в связи с тем, что военно-врачебной комиссией полученная ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ травма, приведшая к его смерти, указана в формулировке «заболевание получено в период военной службы», а это обстоятельство является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия, в таком случае не требуется наличие причинно-следственной связи между травмой, полученной сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей, суд приходит к следующему.
Установлено, что Гатапова В.С. и Гатапов В.Б. являются родителями ФИО1. Иных близких родственников у ФИО1 не имеется (супруга и дочь погибли в ДТП ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу <адрес> в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни.
Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 присвоено звание старшего лейтенанта таможенной службы с 18.03.2022 г.
Приказом Читинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи со смертью ФИО1 служба в таможенных органах прекращена ДД.ММ.ГГГГ.
31.08.2023 г. Гатаповы обратились в Читинскую таможню с заявлением о выплате им единовременного пособия, в связи со смертью сына - старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни ФИО1
В соответствии со справкой о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №, причинами смерти ФИО1 явились: <данные изъяты>.
Из акта служебного расследования от 07.03.2023 г. следует, что травмы, полученные старшим инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 таможенного поста МАПП Забайкальск Читинской таможни ФИО1 в результате дорожно – транспортного происшествия и повлекшие летальный исход, не связаны с исполнением им служебных обязанностей.
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии от 18.08.2023 г. № 17, травма старшего лейтенанта таможенной службы ФИО1: «<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ – заболевание получено в период военной службы.
12 сентября 2023 года приказом Читинской таможни № 238 назначено служебное расследование обстоятельств и причин полученного заболевания в период прохождения службы ФИО1 в таможенных органах.
По результатам служебного расследования составлен акт, который 14.09.2023 г. был утвержден начальником Читинской таможни ФИО7 Комиссией установлено, что ФИО1 были предоставлены выходные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дорожно – транспортное происшествие произошло в 13 час. 50 мин. ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> на личном автомобиле марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № под управлением супруги пострадавшего ФИО8 Причина смерти – <данные изъяты>. Комиссия пришла к заключению о том, что действующее законодательство не предусматривает единовременные выплаты при гибели сотрудник, не связанной с исполнением служебных обязанностей (п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283 – ФЗ.
Указанный акт направлен в адрес Гатаповой В.С., Гатапова В.Б. 14.09.2023 г.
В ходе судебного заседания Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России предоставлены письменные пояснения, в которых указано, что заключение ЦВВК о причинной связи заболевания ФИО9 со службой в таможенных органах в формулировке «заболевание получено в период военной службы» вынесено в соответствии с подпунктом «б» пункта 94 Положения.
Согласно подпункту «б» пункта 94 Положения, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний в формулировке «заболевание получено в период военной службы»:
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов;
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов в воинских частях, органах или учреждениях, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и военная служба (приравненная служба) в этом государстве не привела к прогрессированию (утяжелению течения) заболевания;
- если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 94 Положения, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний в формулировке «военная травма»:
- если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;
- если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения з^астника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях);
- если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинских работников - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебньк обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;
- если у военнослужащего, гражданина, проходящего приравненную службу, возникло поствакцинальное осложнение, вызванное профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям.
Таким образом, заключением ЦВВК в отношении старшего лейтенанта таможенной службы ФИО1 вынесено обоснованно, в строгом соответствии с руководящими документами по военно-врачебной экспертизе, и в настоящее время оснований для изменения данной формулировки не имеется.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Жизнь и здоровье сотрудника таможенного органа подлежат обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 42 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации (статья 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ, служба в таможенных органах прекращается в случаях увольнения сотрудника таможенного органа или его гибели (смерти).
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); 3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в части 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом руководителя Федеральной таможенной службы России от 6 августа 2013 г. № 1452 утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Правил, членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.
В пункте 3 Правил приведен перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, аналогичный установленному в части 3 статьи 12 названного федерального закона.
В силу пункта 9 Правил, сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность).
Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (пункт 10 Правил).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 18 - 21 и 23 этих Правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.
Главное управление тылового обеспечения ФТС России в срок не более 15 календарных дней проводит проверку документов, указанных в пункте 11 Правил, на соответствие требованиям частей 2 - 5 статьи 12 Федерального закона и направляет их в Главное финансово-экономическое управление (пункт 12 Правил).
В пункте 18 Правил приведен перечень документов, которые необходимо представить членам семьи погибшего (умершего) сотрудника и его иждивенцам для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия.
К таким документам, в частности, относится копия заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника (подпункт "г" пункта 18 Правил).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в таможенных органах Российской Федерации, в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Так, согласно подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Заключение военно-врачебной экспертизы с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" выносится, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац четвертый подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу, в том числе, в таможенных органах, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (пункт 1 части 2 статьи 12 названного закона) в случае гибели (смерти) сотрудника по причинам, названным в этом законе. К таким причинам относится гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.
Установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, заключение которой относится к числу обязательных документов для рассмотрения вопроса о выплатах единовременного пособия членами семьи погибшего (умершего) сотрудника. При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, приведшего к смерти сотрудника, в формулировке "заболевание получено в период военной службы" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника таможенных органов. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется, поскольку право на получение членами семьи сотрудника таможенных органов единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что при рассмотрении заявления Гатаповых о выплате единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, Читинской таможней неправильно истолкованы приведенные нормативные положения, регулирующие порядок и условия выплаты единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника таможенных органов. Делая вывод о том, что право членов семьи сотрудника таможенных органов ФИО10 на получение единовременного пособия возникает только при наличии причинно-следственной связи между травмами ФИО1, полученными им в дорожно-транспортном происшествии ДД.ММ.ГГГГ и приведшими к его смерти, с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах, Читинская таможня не учла, что военно-врачебной комиссией причинная связь полученной травмы, приведшей к смерти ФИО1, указана в формулировке "заболевание получено в период военной службы", а это обстоятельство является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия. Установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей в таком случае не требуется. Суждение таможенного органа о том, что единовременное пособие подлежит выплате членам семьи погибшего сотрудника только если его смерть связана с неблагоприятным течением заболевания и это заболевание было получено сотрудником в период прохождения службы противоречит приведенному правовому регулированию об основаниях для выплаты такого пособия и документах, которые подтверждают наличие таких оснований, в числе которых заключение военно-врачебной комиссии. Читинской таможней не принято во внимание, что установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии. Заключением Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от 18 августа 2023 г. причинная связь полученных ФИО1 в дорожно-транспортном происшествии травм, приведших к его смерти, указана в формулировке "заболевание получено в период прохождения военной службы".
Принимая во внимание изложенное выше, суд считает необходимым исковые требования Гатаповых в части признания незаконным отказа Читинской таможни в выплате единовременного пособия и взыскании с ответчика в их пользу единовременного пособия с учетом индексации в размере <данные изъяты> в пользу каждого удовлетворить.
При определении размера единовременной выплаты судом принимаются расчет, произведенный истцом, а также сведения, указанные в служебной записке от 12.09.2023 г. № 04-52.
Относительно требований истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В связи с этим законом охраняются как имущественные права человека и гражданина, так и его неимущественные права и принадлежащие ему нематериальные блага.
Предусматривая ответственность в виде компенсации морального вреда за нарушение неимущественного права гражданина или принадлежащего ему нематериального блага, ст. 151 ГК РФ не устанавливает какой-либо исчерпывающий перечень таких нематериальных благ и способы, какими они могут быть нарушены.
Закрепляя в ч. 1 ст. 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, законодатель не установил каких-либо ограничений в отношении действий, которые могут рассматриваться как основание для такой компенсации.
Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что компенсация морального вреда как самостоятельный способ защиты гражданских прав, будучи одновременно и мерой гражданско-правовой ответственности, правовая природа которой является единой независимо от того, в какой сфере отношений публично - или частноправовой причиняется такой вред, не исключает возможности возложения судом на правонарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), ущемляющими в том числе имущественные права гражданина, в тех случаях и в тех пределах, в каких использование такого способа защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, данным судам в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
В данной ситуации причиненный истцам моральный вред, хоть и связан с нарушением имущественного права, однако, поскольку последствием незаконного отказа в выплате единовременного пособия, в связи с гибелью сына – сотрудника таможенных органов, явилось нарушение их личного неимущественного права (нематериального блага) моральный вред подлежит компенсации в силу прямого указания ст. 151 ГК РФ и абзаца 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда".
Обращаясь в Читинскую таможню с заявлением о выплате единовременного пособия, истцы переживали эмоциональное напряжение, связанное с воспоминанием о гибели единственного сына. Эти душевные переживания истцы вновь испытали при отказе в производстве выплаты, обращении в суд, при участии в судебных заседаниях. Указанное усугубилось осознанием незаконности отказа, поскольку выплата единовременного пособия предусмотрена законом. Кроме того, при жизни сын оказывал истцам постоянную материальную помощь, что подтверждается выписками с банковских счетов. После его смерти они лишились возможности сохранять прежний жизненный уровень. Гатапова В.С., будучи пенсионером, вынуждена была вновь приступить к трудовой деятельности.
Учитывая характер и степень нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, его возрастом, эмоциональной восприимчивостью, принимая во внимание конкретные обстоятельства, при которых были причинены страдания <данные изъяты>, степень вины ответчика, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> в пользу каждого.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Гатаповой Валентины Сергеевны, Гатапова Владимира Бадмаевича к Читинской таможне, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Читинской таможни в выплате Гатаповой Валентине Сергеевне, Гатапову Владимиру Бадмаевичу единовременного пособия, в связи с гибелью сотрудника Читинской таможни ФИО1, принятый в акте служебного расследования от 13.09.2023 г. № 1.
Взыскать с Читинской таможни (ОГРН 1027501148553) в пользу Гатаповой Валентины Сергеевны (ИНН №) единовременное пособие с учетом индексации в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Читинской таможни (ОГРН 1027501148553) в пользу Гатапова Владимира Бадмаевича (ИНН №) единовременное пособие с учетом индексации в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2024 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий | Н.В. Дёмина |