Решение по делу № 33-850/2022 от 14.11.2022

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-288/2022

Дело № 33-850/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2022 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Плотникова М. С. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного – удовлетворить.

Признать за Плотниковым М. С., <...> года рождения - право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в сентябре 2020 года, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской АО, связанной с превышением отметок опасного явления.

В удовлетворении исковых требований Плотникова М. С. к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права на получение мер государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного – отказать.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения Плотникова М.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Плотников М.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образование «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация Ленинского сельского поселения), областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Требования мотивировал тем, что с 1986 года он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

22.07.2020 он заключил с С. договор дарения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Право собственности за ним (истцом) зарегистрировано с 05.02.2021.

Заключением межведомственной комиссии от 13.11.2020 указанное жилое помещение признано непригодным. Он получил свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от 26.06.2021. Однако 09.06.2022 в выплате денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного было отказано, так как на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году (далее – чрезвычайная ситуация, возникшая в 2020 году), он не являлся собственником утраченного жилого помещения.

Просил суд признать право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

В судебном заседании истец Плотников М.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, представители третьих лиц Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (далее – ГУ МЧС России по ЕАО), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее – Управление Росреестра по ЕАО), Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – УМВД России по ЕАО), департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамента социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение.

Мотивируя жалобу, указало, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, а также выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела не соответствуют.

Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Также, согласно подпункту «в» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно сведениям, представленным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Еврейской автономной области, право собственности по договору дарения от 22.07.2020 на жилой дом зарегистрировано 05.02.2021. Таким образом, на день введения режима чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, (14.09.2020) единоличным собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, <...>,
<...>, <...>, являлся С. (отец Плотникова М.С).

Кроме того, в договоре дарения от 22.07.2020 указана инвентаризационная стоимость жилого дома 446486 рублей 67 копеек. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость спорного жилого дома на 25.05.2021 составляет 446486 рублей 67 копеек, что косвенно свидетельствует о составлении вышеуказанного договора дарения «задним числом».

В возражениях на апелляционную жалобу Плотников М.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Сославшись на приведённые в решении суда обстоятельства, указал, что в копии выписки из ЕГРН от 25.05.2021, на которую ссылается ОГБУ «МФЦ», на странице 2, листе 2 отсутствуют пункты 3, 3.1, что не соответствует оригиналу, выданному Плотникову М.С. 05.02.2021.

Для оформления права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, необходим был технический план земельного участка с домом. Выезд специалистов общества с ограниченной ответственностью «Бирземпроект» для подготовки технического плана был затруднён, так как автомобильные дороги были размыты, транспортное сообщение ограничено. В связи с наводнением необходимо было убирать урожай, спасать имущество. В сентябре 2020 года прорвало дамбу, началась эвакуация жителей. Кроме этого, регистрацию права собственности на жилой дом приостанавливали в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов. В связи с этим, выписка из ЕГРН получена 05.02.2021.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ПлотниковМ.С. возражения на апелляционную жалобу поддержал.

Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамента социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 22.07.2020 между Плотниковым М.С. и С. заключён договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

Заключением межведомственной комиссии от 13.11.2020 № 887 указанное жилое помещение признано непригодным.

В связи с обращением Плотникова М.С. за регистрацией собственности на жилой дом 16.10.2020 и приостановлением регистрационных действий из-за отсутствия необходимых документов, право собственности на жилой дом было зарегистрировано 05.02.2021.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что Плотников М.С. был зарегистрирован в спорном жилом помещении и проживал в нём с 1995года, а также признав, что он приобрёл его по договору дарения от 22.07.2020, то есть до наступления чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020году, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Пунктом 3 Порядка, установлено, что право на получения выплаты в виде денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг на территории Еврейской автономной области с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации.

Приведённые выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при одновременном соблюдении которых может быть предоставлена мера поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам Российской Федерации – собственникам (нанимателями) жилых помещений и (или) членам их семьи, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющим на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Как установлено судом, 22.07.2020 между Плотниковым М.С. и С. заключён договор дарения на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

При этом, как следует из материалов дела и подтверждается Плотниковым М.С., за государственной регистрацией права собственности на данное жилое помещение он обратился только после введения режима чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, а именно 16.10.2020. Право собственности на данное жилое помещение по договору дарения за ПлотниковМ.С. зарегистрировал 05.02.2021.

Одним из обязательных условий для возникновения у Плотникова М.С. права на получение меры поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья, согласно подпунктам «а»-«в» пункта 3 Порядка, является наличие права собственности на повреждённое жилое помещение и отсутствие на день введения чрезвычайной в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Пунктами 1, 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определённому лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является на основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 223 ГК РФ недвижимое имущество признаётся принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.

На основании изложенного, следует, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, у Плотникова М.С. возникло не с момента заключения договора дарения, а с даты регистрации права собственности на указанный дом, то есть с 05.02.2021.

На день введения режима чрезвычайной ситуации собственником спорного жилого дома являлся С., которому на этот же день принадлежал на праве собственности иной жилой дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул.Западная, д. 33, не включённый в перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 06.12.2022, а также сведениями, поступившими от департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области за исх.№ 6364/22 от 07.12.2022.

При этом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции истцом не представлены доказательства, что в период с 22.07.2020 (день заключения договора дарения) по 14.09.2020 (день введения режима чрезвычайной ситуации) не имелось объективной возможности подать документы для регистрации права собственности на полученный от отца С. в дар жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

Не имеется в деле доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что волеизъявление С. на дарение принадлежащего ему спорного жилого помещения своему сыну Плотникову М.С. было выражено до введения режима чрезвычайной ситуации (14.09.2020).

С учётом установленных по делу обстоятельств, приостановление Управлением Росреестра по ЕАО действий по регистрации права собственности Плотникова М.С. по договору дарения на жилое помещение, инициированное последним 16.10.2020, правого значения для разрешения настоящего спора не имеет.

В соответствии со статьёй 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

При разрешении спора судом первой инстанции не принято во внимание, что правовая природа меры поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, направлена на оказание помощи лицам, лишившимся единственных пригодных для постоянного проживания жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.

Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Плотникова М.С. подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение суда не обжалуется.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13.09.2022 в части удовлетворения исковых требований Плотникова
М. С. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного отменить, вынести в этой части новое решение:

«Исковые требования Плотникова М. С. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного оставить без удовлетворения».

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.М. Кукшинова

В.Ю. Тараник

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14.12.2022.

Судья Щиканов А.В.

Дело № 2-288/2022

Дело № 33-850/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2022 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13.09.2022, которым постановлено:

Исковые требования Плотникова М. С. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного – удовлетворить.

Признать за Плотниковым М. С., <...> года рождения - право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в сентябре 2020 года, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской АО, связанной с превышением отметок опасного явления.

В удовлетворении исковых требований Плотникова М. С. к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права на получение мер государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного – отказать.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения Плотникова М.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Плотников М.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образование «Ленинское сельское поселение» Ленинского муниципального района Еврейской автономной области (далее – администрация Ленинского сельского поселения), областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее – ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

Требования мотивировал тем, что с 1986 года он зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

22.07.2020 он заключил с С. договор дарения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Право собственности за ним (истцом) зарегистрировано с 05.02.2021.

Заключением межведомственной комиссии от 13.11.2020 указанное жилое помещение признано непригодным. Он получил свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения № <...> от 26.06.2021. Однако 09.06.2022 в выплате денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного было отказано, так как на момент чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления в 2020 году (далее – чрезвычайная ситуация, возникшая в 2020 году), он не являлся собственником утраченного жилого помещения.

Просил суд признать право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

В судебном заседании истец Плотников М.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, представители третьих лиц Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Еврейской автономной области (далее – ГУ МЧС России по ЕАО), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области (далее – Управление Росреестра по ЕАО), Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – УМВД России по ЕАО), департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамента социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ОГБУ «МФЦ» просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение.

Мотивируя жалобу, указало, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, а также выводы суда, изложенные в решении, обстоятельствам дела не соответствуют.

Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Также, согласно подпункту «в» пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Согласно сведениям, представленным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Еврейской автономной области, право собственности по договору дарения от 22.07.2020 на жилой дом зарегистрировано 05.02.2021. Таким образом, на день введения режима чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, (14.09.2020) единоличным собственником утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, <...>,
<...>, <...>, являлся С. (отец Плотникова М.С).

Кроме того, в договоре дарения от 22.07.2020 указана инвентаризационная стоимость жилого дома 446486 рублей 67 копеек. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость спорного жилого дома на 25.05.2021 составляет 446486 рублей 67 копеек, что косвенно свидетельствует о составлении вышеуказанного договора дарения «задним числом».

В возражениях на апелляционную жалобу Плотников М.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Сославшись на приведённые в решении суда обстоятельства, указал, что в копии выписки из ЕГРН от 25.05.2021, на которую ссылается ОГБУ «МФЦ», на странице 2, листе 2 отсутствуют пункты 3, 3.1, что не соответствует оригиналу, выданному Плотникову М.С. 05.02.2021.

Для оформления права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, необходим был технический план земельного участка с домом. Выезд специалистов общества с ограниченной ответственностью «Бирземпроект» для подготовки технического плана был затруднён, так как автомобильные дороги были размыты, транспортное сообщение ограничено. В связи с наводнением необходимо было убирать урожай, спасать имущество. В сентябре 2020 года прорвало дамбу, началась эвакуация жителей. Кроме этого, регистрацию права собственности на жилой дом приостанавливали в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов. В связи с этим, выписка из ЕГРН получена 05.02.2021.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ПлотниковМ.С. возражения на апелляционную жалобу поддержал.

Представители ответчиков ОГБУ «МФЦ», администрации Ленинского сельского поселения, представители третьих лиц ГУ МЧС России по ЕАО, Управления Росреестра по ЕАО, УМВД России по ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области, департамента социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 ГПК РФ, считает возможным провести судебное заседание без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 22.07.2020 между Плотниковым М.С. и С. заключён договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

Заключением межведомственной комиссии от 13.11.2020 № 887 указанное жилое помещение признано непригодным.

В связи с обращением Плотникова М.С. за регистрацией собственности на жилой дом 16.10.2020 и приостановлением регистрационных действий из-за отсутствия необходимых документов, право собственности на жилой дом было зарегистрировано 05.02.2021.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что Плотников М.С. был зарегистрирован в спорном жилом помещении и проживал в нём с 1995года, а также признав, что он приобрёл его по договору дарения от 22.07.2020, то есть до наступления чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020году, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия с выводом суда согласиться не может.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).

Пунктом 3 Порядка, установлено, что право на получения выплаты в виде денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 14.09.2020 № 284-рг на территории Еврейской автономной области с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации.

Приведённые выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при одновременном соблюдении которых может быть предоставлена мера поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного гражданам Российской Федерации – собственникам (нанимателями) жилых помещений и (или) членам их семьи, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющим на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Как установлено судом, 22.07.2020 между Плотниковым М.С. и С. заключён договор дарения на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

При этом, как следует из материалов дела и подтверждается Плотниковым М.С., за государственной регистрацией права собственности на данное жилое помещение он обратился только после введения режима чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, а именно 16.10.2020. Право собственности на данное жилое помещение по договору дарения за ПлотниковМ.С. зарегистрировал 05.02.2021.

Одним из обязательных условий для возникновения у Плотникова М.С. права на получение меры поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья, согласно подпунктам «а»-«в» пункта 3 Порядка, является наличие права собственности на повреждённое жилое помещение и отсутствие на день введения чрезвычайной в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Пунктами 1, 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определённому лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является на основании части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со статьёй 223 ГК РФ недвижимое имущество признаётся принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.

На основании изложенного, следует, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, у Плотникова М.С. возникло не с момента заключения договора дарения, а с даты регистрации права собственности на указанный дом, то есть с 05.02.2021.

На день введения режима чрезвычайной ситуации собственником спорного жилого дома являлся С., которому на этот же день принадлежал на праве собственности иной жилой дом, расположенный по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул.Западная, д. 33, не включённый в перечень утраченных жилых помещений, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 06.12.2022, а также сведениями, поступившими от департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области за исх.№ 6364/22 от 07.12.2022.

При этом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции истцом не представлены доказательства, что в период с 22.07.2020 (день заключения договора дарения) по 14.09.2020 (день введения режима чрезвычайной ситуации) не имелось объективной возможности подать документы для регистрации права собственности на полученный от отца С. в дар жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

Не имеется в деле доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что волеизъявление С. на дарение принадлежащего ему спорного жилого помещения своему сыну Плотникову М.С. было выражено до введения режима чрезвычайной ситуации (14.09.2020).

С учётом установленных по делу обстоятельств, приостановление Управлением Росреестра по ЕАО действий по регистрации права собственности Плотникова М.С. по договору дарения на жилое помещение, инициированное последним 16.10.2020, правого значения для разрешения настоящего спора не имеет.

В соответствии со статьёй 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

При разрешении спора судом первой инстанции не принято во внимание, что правовая природа меры поддержки в виде предоставления выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, направлена на оказание помощи лицам, лишившимся единственных пригодных для постоянного проживания жилых помещений ввиду чрезвычайной ситуации и не имеющим возможности улучшить свои жилищные условия после чрезвычайной ситуации самостоятельно.

Ввиду изложенного, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Плотникова М.С. подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение суда не обжалуется.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 13.09.2022 в части удовлетворения исковых требований Плотникова
М. С. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного отменить, вынести в этой части новое решение:

«Исковые требования Плотникова М. С. к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного оставить без удовлетворения».

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» считать удовлетворённой.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.М. Кукшинова

В.Ю. Тараник

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 14.12.2022.

33-850/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Плотников Максим Сергеевич
Ответчики
ОГБУ "МФЦ"
Администрация Ленинского сельского поселения
Другие
УМВД России по ЕАО
Департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО
ГУ МЧС России по ЕАО
Управление Росреестра по ЕАО
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Серга Наталья Семеновна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
15.11.2022Передача дела судье
09.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Передано в экспедицию
09.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее