УИД 19RS0001-02-2023-005520-48
Дело № 33-1152/2024
Судья первой инстанции Царева Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кляйн И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 мая 2024 года гражданское дело по апелляционному представлению Прокурора Республики Хакасия Фирсова С.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Прокурора Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Республики Хакасия, Министерству образования и науки Республики Хакасия.
Заслушав доклад судьи Топоева А.С., объяснения старшего помощника прокурора Республики Хакасия Васильевой Е.В., поддержавшей требования апелляционного представления, представителя ответчика Правительства Республики Хакасия Молчанова В.А., возразившего против удовлетворения требований апелляционного представления, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Правительству Республики Хакасия, Министерству образования и науки Республики Хакасия о понуждении к исполнению обязательств, вытекающих из закона.
В основание иска указано, что в силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на Правительстве Республике Хакасия лежит ответственность за предоставление органам местного самоуправления субвенций на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, которые не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Согласно положения Закона Республики Хакасия от 14 июля 2015 года №57-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» установлен перечень нормативов, в состав которых включаются расходы на оплату труда, применяемые с учетом поправочных коэффициентов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 августа 2015 года № 441 утверждена Методика расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, однако, Министерством образования и науки Республики Хакасия в нарушение п. 3 ст. 6 Закона №57-ЗРХ при расчете норматива обеспечения общего образования повышение МРОТ не учтено. Коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленный на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 года №Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), Правительством Республики Хакасия до настоящего времени не скорректирован в сторону увеличения.
Исковое заявление содержит следующие требования.
Обязать Министерство образования и науки Республики Хакасия осуществить расчет нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях с учетом повышения МРОТ с 01.01.2023.
Обязать Правительство Республики Хакасия привести коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию №Пр-394 от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом повышения МРОТ с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Алтайского района Республики Хакасия, Администрация Аскизского района Республики Хакасия, Администрация Боградского района Республики Хакасия, Администрация Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Администрация Таштыпского района Республики Хакасия, Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Администрация Ширинского района Республики Хакасия.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Прокурора Республики Хакасия - Васильева Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Правительства Республики Хакасия – Молчанов В.А., Министерства образования и науки Республики Хакасия – Бутакова Ж.П., Жданова К.С. возражали против заявленных требований.
Представитель третьего лица Усть-Абаканского района Республики Хакасия Балгазин Д.А. полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Алтайского района Республики Хакасия, Администрации Аскизского района Республики Хакасия, Администрации Боградского района Республики Хакасия, Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Администрации Таштыпского района Республики Хакасия, Администрации Ширинского района Республики Хакасия, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
С решением не согласился Прокурор Республики Хакасия Фирсов С.А., в апелляционном представлении, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование требований апелляционного представления указано, что прокуратурой Республики Хакасия по опубликованному 16.03.2023 видеосюжету «Вести-Хакасия» о снижении уровня заработной платы работникам сферы образования проведана проверка, по результатам которой установлено, что коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленный на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному собранию от 27 февраля 2019 года № Пр-294 и выплату МРОТ, Правительством Республики Хакасия не скорректирован в сторону увеличения. Полагал, что исковые требования прокуратуры Республики направлены не на подмену деятельности органов законодательной власти, а связаны с неверным толкованием норм материального права исполнительными органами Республики Хакасия, которые привели к дискриминации педагогических работников республики и как следствие невозможность получать достойную заработную плату в соответствии с требованиями законодательства об установлении МРОТ и его последующей индексации.
В письменных возражениях на апелляционное представление представители ответчиков Правительства Республики Хакасия Молчанов В.А., Министерства образования и науки Республики Хакасия – Сагатаева М.Н., просили оставить апелляционное представление без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (ч. 1 ст. 327.1 - ГПК РФ). В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Рассмотрев дело по доводам и требованиям апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Обращаясь в суд, Прокурор Республики Хакасия указал, что Правительством Республики Хакасия до настоящего времени не скорректирован в сторону увеличения коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленный на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 года №Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), Министерством образования и науки Республики Хакасия в нарушение п. 3 ст. 6 Закона №57-ЗРХ при расчете норматива обеспечения общего образования повышение МРОТ не учтено.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что не имеется оснований для приведения коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 года №Пр-294, поскольку минимальный размер оплаты труда педагогических работников за период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года превышает минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом №82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями), кроме того, расчет нормативов и повышение коэффициента к нормативу, о которых просит прокурор, возможно только посредством принятия нормативных правовых актов Правительством Республики Хакасия.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, части 3 статьи 35, части 2 статьи 36 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях производится посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм материального права, размер расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников в муниципальном образовании должен соответствовать уровню средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены общеобразовательные учреждения.
В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Законом Республики Хакасия от 14 июля 2015 года №57-ЗРХ «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее - Закон №57-ЗРХ), регулирующим отношения, связанные с установлением и применением нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - нормативы), установлен перечень нормативов обеспечения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В п. 4 ст. 2 Закона №57-ЗРХ (в ред. от 13.10.2022) указано, что норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях - расчетная величина затрат, обеспечивающая реализацию образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей. Норматив обеспечения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях определяется в расчете на одного обучающегося на календарный год.
Согласно ст. 4 Закона №57-ЗРХ при расчете субвенции к нормативу применяются поправочные коэффициенты:
Особенности деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, специфика реализации основных общеобразовательных программ учитываются при расчете субвенций с помощью поправочных коэффициентов к нормативам в случаях, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия (п. 1);
Поправочные коэффициенты к нормативам обеспечения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях применяются при финансировании общеобразовательных организаций и зависят от особенностей деятельности муниципальных образовательных организаций в целях учета вида и направленности (профиля) образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (п. 2);
Поправочные коэффициенты к нормативам обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях применяются при финансировании дошкольных образовательных организаций и зависят от категории детей, возрастного состава, наполняемости групп, времени пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (п. 3);
Индивидуальные поправочные коэффициенты устанавливаются к нормативам в части оплаты труда и применяются при финансировании: 1) малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы; 2) образовательных организаций, рассматриваемых в качестве малокомплектных; 3) муниципальных образовательных организаций, расположенных в населенных пунктах, входящих в состав городских округов; 4) начальных муниципальных общеобразовательных организаций (п. 4);
Частью 2 ст. 5 Закона № 57-ЗРХ установлено, что расходы на оплату труда включают в себя:
1) выплаты должностных окладов;
2) выплаты компенсационного характера;
3) выплаты стимулирующего характера;
4) отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В п. 2 ст. 7 Закона №57-ЗРЗ предусмотрено, что объем средств, который планируется и доводится до образовательной организации, финансируемой на основе нормативов, определяется как произведение списочной численности обучающихся, воспитанников и нормативов, поправочных коэффициентов, индивидуальных поправочных коэффициентов.
Перечень муниципальных образовательных организаций, при финансировании которых к нормативам в части оплаты труда применяются индивидуальные поправочные коэффициенты, утверждается Правительством Республики Хакасия ежегодно до 1 сентября при формировании республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период (п.5).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 года №288 утверждены Методические рекомендации по переходу муниципальных образовательных организаций в Республике Хакасия на новую систему оплаты труда, п. 2.1 которых предусмотрено, что система оплаты труда работников в муниципальных образовательных организациях включает в себя: базовые оклады (базовые должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 3.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что формирование фонда оплаты труда осуществляется в пределах объема средств на текущий финансовый год и рассчитывается по следующей формуле: ФОТ = N x П x U, где: ФОТ - годовой фонд оплаты труда работников муниципальной образовательной организации; N - норматив финансового обеспечения образовательной деятельности в муниципальной образовательной организации в части оплаты труда; П - поправочный коэффициент для образовательных организаций. Размеры поправочных коэффициентов утверждаются постановлением Правительства РХ; U - численность обучающихся, воспитанников, определяется для отдельных типов и видов муниципальной образовательной организации с учетом расположения образовательной организации в городе или сельской местности, для обучающихся - по каждой ступени обучения.
Фонд оплаты труда муниципальной образовательной организации (ФОТ) состоит из фонда оплаты труда работников муниципальной образовательной организации (ФОТр) и отчисления в централизованный фонд стимулирования руководителя муниципальной образовательной организации (ФОТцст) (п. 3.2).
Фонд оплаты труда работников муниципальной образовательной организации (ФОТр) рассчитывается по формуле: ФОТр = ФОТб + ФОТк + ФОТст, где:
ФОТб - базовая часть фонда оплаты труда. Базовая часть фонда оплаты труда включает размеры окладов (должностных окладов) работников МОО и обеспечивает гарантированную заработную плату в соответствии со штатным расписанием;
ФОТк - фонд компенсационных выплат работникам МОО. Перечень выплат компенсационного характера определен в разделе 5 настоящих Методических рекомендаций;
ФОТст - фонд стимулирующих выплат работников муниципальной образовательной организации, который определяется по следующей формуле: ФОТст = ФОТр x С, где: С - рекомендуемое значение доли стимулирующей части от ФОТр, составляет не более 15%. Значение С определяется муниципальной образовательной организации самостоятельно с учетом доведенных средств на оплату труда (п. 3.4).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29 ноября 2022 года №735 «Об утверждении величин нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» (далее - Постановление Правительства Республики Хакасия №735) утверждены величины нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 августа 2015 года №441 (далее - Постановление Правительства Республики Хакасия № 441) утверждены Методики расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, а также установлены величины поправочного коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 года №Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда (таблица 2 приложения 7).
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2023 года установлен минимальный размер оплаты труда равный 16 242 руб.
Соответственно, с учетом, положений ст. 315 ТК РФ для Республики Хакасия, как для региона, приравненного к районам Крайнего Севера, минимальный размер оплаты труда, с учетом применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, составляет 25 987 руб. 20 коп.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, в 2022 году при формировании республиканского бюджета Республики Хакасия на 2023 год и плановый период 2024 - 2025 годы муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования в регионе, представлена информация о штатной численности работников, получающих минимальный размер оплаты труда, и дополнительных расходах в 2023 году в связи с повышением с 01.01.2023 минимального размера оплаты труда до 25 987 руб. 20 коп., на основе которой Министерством образования и науки Республики Хакасия осуществлен свод и расчет дополнительных расходов в месяц на увеличение минимального размера оплаты труда с 01.01.2023 и годовой объем расходов на увеличение минимального размера оплаты труда (л.д. 55, том 1).
Также представителем ответчика предоставлен суду расчет субвенции по общеобразовательным организациям на 2023 год, из которого следует, что при расчете норматива обеспечения общего образования учитывалось повышение минимального размера оплаты труда (л.д. 53, том 1).
С этой целью были внесены изменения в Постановление Правительства Республики Хакасия № 441, в редакции от 30 марта 2022 года.
Также, в связи с повышением уровня минимального размера оплаты труда с 1 июня 2022 года, Постановлением Правительства Республики Хакасия № 489 от 12 августа 2022 года были внесены изменения в постановление Правительства Республики Хакасия № 441 в части изменения поправочного коэффициента к нормативу №20 «Коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 года № Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда» для увеличения минимального размера заработной платы персонала образовательных учреждений.
Постановлением Правительства Республики Хакасия № 565 от 22 сентября 2022 года с 1 сентября 2022 года для повышения размера базовых окладов на 2 % всем категориям работников образовательных организаций Республики Хакасия были внесены в постановление Правительства Республики Хакасия № 441 изменения в части увеличения размера поправочного коэффициента к нормативу №20 «Коэффициент к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной платы педагогических работников в соответствии с Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 27 февраля 2019 года №Пр-294 и выплату минимального размера оплаты труда».
Постановлением Правительства Республики Хакасия № 738 от 1 декабря 2022 года дополнительно были внесены изменения в постановление Правительства Республики Хакасия № 441 в части увеличения размера поправочного коэффициента к нормативу № 20 для муниципальных школ с 1 октября 2022 года.
Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2022 года №980 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки» утверждены квартальные формы федерального статистического наблюдения, в том числе форма №ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала».
Согласно сведениям о среднемесячной заработной плате обслуживающего персонала муниципальных образовательных учреждений Республики Хакасия предоставленные образовательными организациями в соответствии с требованиями Приказ №980, минимальный размер оплаты труда обслуживающего персонала муниципальных образовательных учреждений Республики Хакасия за период с 01.01.2023 по 30.06.2023 составил: на 2022 год – 26 924 руб., в январе 2023 года – 32 249 руб., в феврале – 30 108 руб., в марте – 30 169 руб., в апреле – 30 036 руб., в мае – 35 559 ░░░., ░ ░░░░ – 36 844 ░░░. (░.░. 56, ░░░ 1).
░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №116-░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░ 02.11.2022) «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2023 ░ 2024 ░░░░░», ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №110-░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2023 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2024 ░ 2025 ░░░░░» ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░., ░░ 2023 ░░░ – № ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №735, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №441, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №░░-294, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №82-░░ ░░ 19 ░░░░ 2000 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» (░ ░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 13 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 29.11.2022 №735 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 26.08.2015 №441 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 10, 11, 118 ░░░░░░░░░░░ ░░). ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 67 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.05.2024