Дело №2а-1582/2021
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Березники 27 мая 2021 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Черепанова А.Г.,
при секретаре судебного заседания Костаревой А.В.,
с участием представителя истцов Рудаковой А.Н., Крыжановского А.И. – Булановой Н.В., действующей на основании ордера от .....,
представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Загудаевой О.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рудаковой АН, Крыжановского АИ к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании решения о приостановлении незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Рудакова А.Н., Крыжановский А.И. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности. В соответствии с решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... по гражданскому делу № квартира № в жилом доме ..... площадью ..... кв.м., принадлежащая на праве собственности Рудаковой АН, Крыжановскому АИ, признана жилым домом блокированной застройки. Постановлено, что решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права без предоставления заявлений сособственников исходного объекта недвижимости о постановке на ГКУ и ГРП в связи с созданием нового объекта недвижимости, образование недвижимости при разделе его на дома блокированной застройки, а так же без предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и без предоставления технического плана. ..... представитель истцов Буланова Н.В. обратилась в ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и государственной регистрации права на недвижимое имущество на основании решения Березниковского городского суда Пермского края от ...... Решением от ..... № была приостановлена процедура государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. В решение указано, что не представлен технический план. ..... истцы обратились с заявлением в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. ..... решение об отклонении заявления С данным решением истцы не согласны, поскольку в решении Березниковского городского суда Пермского края от ..... указано, что они не должны предоставлять технический план здания. Решение является обязательным для исполнения без каких-либо ограничений и препятствий. Считают, что ущемляются их права как собственников недвижимости. Просят признать решение Управления Росреестра по Пермскому краю от ..... № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности незаконным, обязать Управление Росреестра по Пермскому краю внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости относительно жилого дома блокированной застройки по адресу: ..... в соответствии с решением Березниковского городского суда Пермского края от ......
В судебном заседании административные истцы Рудакова А.Н., Крыжановский А.И. участие не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административных истцов Рудаковой А.Н., Крыжановского А.И. – Буланова Н.В. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Загудаева О.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административными требованиями не согласилась. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено, что решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... квартира № в жилом доме ..... площадью ..... кв.м., принадлежащую на праве собственности Рудаковой АН, Крыжановскому АИ, признана жилым домом блокированной застройки. Постановлено, что решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права без предоставления заявлений сособственников исходного объекта недвижимости о постановке на ГКУ и ГРП в связи с созданием нового объекта недвижимости, образование недвижимости при разделе его на дома блокированной застройки, а так же без предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и без предоставления технического плана (л.д. 108-112 гр. дела №).
В соответствии со сведениями ЕГРН в отношении помещения с кадастровым номером № ..... внесена запись о регистрации права долевой собственности. Собственники - Рудакова А.Н., Крыжановский А.И. Указанное помещение имеет установленную связь с объектом с кадастровым номером №, здание – жилой дом площадью ..... кв.м. по адресу: ......
..... Буланова Н.В. (представитель Рудаковой А.Н., Крыжановского А.И.) обратилась к ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, расположенного на основании решения суда от ......
Уведомлением от ..... № процедура осуществления действий по государственному кадастровому учету государственного кадастрового учета была приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закона N 218-ФЗ). Заявителю указано, что в целях проведения государственной регистрации необходимо представить технический план, подготовленный согласно действующего законодательства. Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до ..... (л.д.7-7а).
Рудакова А.Н., Крыжановский А.И. не согласились с принятым решением и ..... обратились с заявлением в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственного регистрации, кадастра и картографии (л.д.8).
..... апелляционной комиссией было вынесено решение №, которым отклонено заявление истцов об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д.9).
Не согласившись с данным отказом, административные истцы обратились в суд с административным иском с требованиями о признании его незаконным, полагая, что отказ вынесен в нарушение действующего законодательства.
Государственная регистрация прав и (или) кадастровый учет осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст.58 Закона №218-ФЗ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений ч. 7 ст.1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 ст. 8 названного федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст.8 Федерального закона № 218-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года № 154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Вместе с тем, в пункте 53 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом в силу ч. 5 ст. 18 Закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В данном случае основанием для приостановления государственной регистрации послужили положения пп. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, а именно: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.5).
Как следует из содержания Уведомления от ..... №, регистратор полагал необходимым для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости относительно жилого дома блокированной застройки по адресу: ....., необходимость предоставления технического плана.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (п. 3 ч. 2 ст.24 Федерального закона № 218-ФЗ).
При этом решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением № 1 к Приказу № 953.
Основанием для осуществления регистрационных действий являются как решение суда от ....., так и технический план, который отсутствовал, Отсутствие данного документа являлось препятствием для осуществления государственным регистратором государственного кадастрового учета и регистрации права собственности. Так как документы, необходимые для совершения испрашиваемых заявителем регистрационных действий в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ не были представлены в надлежащем виде.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Проанализировав содержание оспариваемого решениен об отказе в регистрации права, положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое административными истцами решение по указанному выше основанию соответствуют закону, соответственно, прав административных истцов не нарушает, а потому не может быть признано незаконным.
Суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления о признании решения от ..... № об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав – незаконным и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов - не имеется.
На основании изложенного, административные исковые требования Рудаковой АН, Крыжановского АИ к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности о внесении изменений в ЕГРН оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ..... № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (.....).
░░░░░ (░░░░░░░) ░......
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░