Судья Корчуганова К.В. Дело № 33-1494/2024
№ 2-3084/2023
64RS0047-01-2023-003101-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Сугробовой К.Н., Совкича А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловым М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Войтик ХБ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 октября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично,
заслушав доклад судьи Сугробовой К.Н., объяснения представителя ответчика Моргунковой Ю.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Савиной С.В., возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,
установила:
прокурор Октябрьского района г. Саратова в интересах Войтик Х.Б. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова проведена проверка по вопросу обеспечения инвалида Войтик Х.Б. средствам реабилитации. В процессе проверки установлено, что Войтик Х.Б. является <данные изъяты> В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1125.11.64/2020 от 01 октября 2020 года истцу рекомендованы технические средства реабилитации: ходунки шагающие – 1 шт., поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) – 1 шт., кресло-коляска с ручным приводом прогулочная – 1 шт., ортопедические брюки – 1 шт., кресло стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 шт. Войтик Х.Б. поставлена на учет в ОСФР по Саратовской области по обеспечению в рамках индивидуальной программы реабилитации указанными техническими средствами реабилитации. До настоящего времени Войтик Х.Б. жизненно важными средствами реабилитации – ходунками шагающими не обеспечена, что грубо нарушает права инвалида и лишает ее возможности проведения реабилитационных мероприятий. Кроме того, в виду длительного отсутствия у Войтик Х.Б. технических средств реабилитации, она испытывает нравственные и физические страдания.
Считая права Войтик Х.Б. нарушенными, прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика обеспечить Войтик Х.Б. техническим средством реабилитации – ходунками шагающими и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично; на ОСФР по Саратовской области возложена обязанность обеспечить Войтик Х.Б. техническим средством реабилитации – ходунками шагающими в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; с ОСФР по Саратовской области в пользу Войтик Х.Б. взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.
Не согласившись с постановленным решением, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении данной части исковых требований. Считает данное решение незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указано на то, что ответчиком не было допущено умышленных неправомерных действий по отношению к истцу, а также на отсутствие вины в действия ОСФР по Саратовской области. Кроме того, Войтик Х.Б. не было отказано в предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации; у истца имеется право на получение денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Октябрьского района г. Саратова выражает согласие с постановленным судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание явились представитель ответчика Моргункова Ю.А., поддержавшая доводы жалобы, прокурор Савина С.В., возражавшая против отмены решения суда.
Истец Войтик Х.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представила, о причинах неявки не сообщила. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Войтик Х.Б. является инвалидом второй группы по зрению бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1125.11.64/2020 от 01 октября 2020 года Войтик Х.Б. бессрочно рекомендованы технические средства реабилитации – ходунки шагающие – 1 шт., поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) – 1 шт., кресло-коляска с ручным приводом прогулочная – 1 шт., ортопедические брюки – 1 шт., кресло стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 шт.
21 июня 2023 года Войтик Х.Б. обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ходунками шагающими.
Однако по состоянию на день вынесения решения судом первой инстанции - 18 октября 2023 года Войтик Х.Б. не была обеспечена индивидуальным техническим средством реабилитации – ходунками шагающими.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, а также ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», исходил из того, что Войтик Х.Б., являясь инвалидом второй группы, имеет право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, в свою очередь несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы инвалида.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации судебной коллегией не проверяется в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, поскольку в данной части решение суда сторонами не обжалуется.
Разрешая требования о взыскании с ОСФР по Саратовской области в пользу Войтик Х.Б. компенсации морального вреда, суд первой инстанции указал, что длительное неисполнение ответчиком обязанности по обеспечению истца средствами реабилитации причинило ей нравственные страдания, которые подлежат компенсации. Определяя размер данной компенсации в 2 000 руб., суд исходил как из фактических обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истца техническими средствами реабилитации, степени вины ответчика и его имущественного положения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч.ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
На основании ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила, Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п. п. 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ, путем, в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
В ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ указано, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено нарушение ответчиком действующего законодательства по обеспечению Войтик Х.Б. индивидуальным техническим средством реабилитации. Ответчик не оспаривал тот факт, что с момента обращения (21 июня 2023 года) до настоящего времени истец не обеспечена ходунками шагающими.
Поскольку право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание фактические обстоятельства дела, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, выраженные в длительном необеспечении техническим средством реабилитации, состояние здоровья Войтик Х.Б., степень нравственных страданий истца, и, учитывая требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 2 000 руб.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлены доказательства вины ответчика, судебная коллегия исходит из того, что сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Довод автора жалобы о наличии у истца права на получение денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации также подлежит отклонению, так как данное обстоятельство не освобождает ОСФР по Саратовской области от возложенных на него в силу закона обязанностей. Компенсация морального вреда, причиненного несвоевременным обеспечением инвалида необходимыми техническими средствами, фактически является восстановлением нарушенного права.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Ответчик в качестве доводов ссылается на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение Войтик Х.Б. техническим средством реабилитации, однако в силу различных причин государственные контракты заключены не были.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи