Решение по делу № 33-134/2023 (33-2996/2022;) от 12.12.2022

Председательствующий: судья Укачикова Д.Г.

УИД 19RS0010-01-2022-000739-77

Дело № 33-134/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан                                                                           1 февраля 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Долгополовой Т.В., Вениченко О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Самсоновой Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 7 октября 2022 г., которым удовлетворены исковые требования.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия Соболевской Г.А. и представителя ответчика администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Феоктистовой Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Есауловой О.В., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия ( далее – администрация Ширинского сельсовета ), администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия ( далее – администрация МО Ширинский район ) о возложении обязанности совершить определенные действия, требования мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в собственности муниципального образования Ширинский сельсовет находятся объекты коммунальной инфраструктуры – котельные, тепловые и водопроводные сети. По результатам гидравлических испытаний теплосети котельной № 1, теплосети котельной № 3, водогрейного котла № 2 котельной № 4, деаэратора котельной № 4, теплосети котельной № 4, водогрейного котла Н-70 № 4, водогрейного котла Н-70 № 3 обнаружены порывы и утечки.

29 апреля 2022 г. между администрацией МО Ширинский район и администрацией Ширинского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому, администрация района передала, а администрация сельсовета приняла в свое ведение и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Однако, администрацией Ширинского сельсовета мер по ремонту вышеуказанных участков трубопровода тепловых сетей, замене оборудования не принято. 7 июля 2022 г. прокуратурой района в адрес главы Ширинского сельсовета внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения закона, которое оставлено без исполнения. Прокурор Ширинского района РХ просил с учетом уточнения исковых требований обязать администрацию Ширинского сельсовета, администрацию МО Ширинский район в срок до 7 ноября 2022 г. провести замену участков трубопроводов теплосетей: по ул. Заводская – ул. Мелиораторов в с. Шира: теплосеть участок от ТК19 до ТК32, сеть теплоснабжения по ул. Мелиораторов в с. Шира; по ул. Щетинина в с. Шира от Д145 до ТК5, по ул. Щетинина в с. Шира (гаражи) от мехцеха, протяженностью 124,4 м., по ул. Щетинина в с. Шира (консервный цех) от котельной № 4 до ТК1, протяженностью 157 м.; обязать администрацию Ширинского сельсовета, администрацию МО Ширинский район в срок до 7 ноября 2022 г. произвести замену экономайзера котла № 2 КЕ-10-14С в котельной № 4 в с. Шира.

Определением суда от 7 октября 2022 г. производство по настоящему гражданскому делу в части прекращено вследствие отказа истца от иска в части.

Представитель ответчика - администрации Ширинского сельсовета Феоктистова Е.А. признала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации МО Ширинский район Селезнева А.А. с заявленными требованиями не согласилась.

Представитель третьего лица ООО «Теплоресурс» просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Решением суда от 7 октября 2022 г. исковые требования прокурора Ширинского района Республики Хакасия удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО Ширинский район Республики Хакасия просит решение суда отменить в части, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации района. Указывает, что администрация МО Ширинский район не является лицом, которому переданы вещные права на тепловые сети, расположенные в с. Шира, соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в части содержания муниципального имущества с администрацией Ширинского сельсовета не заключалось, в связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по совершению оспариваемых действий на администрацию района является необоснованным. Обращает внимание на то, что суд первой инстанции не указал, какие обязанности возложил на каждого из ответчиков, полагая, что неправильное изложение резолютивной части решения может затруднить его исполнение.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ширинского района РХ просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителей ответчиков, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления; в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, в собственности Ширинского сельсовета находятся объекты коммунальной инфраструктуры – котельные, тепловые и водопроводные сети.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Ширинского района Республики Хакасия, установлено, что по результатам гидравлических испытаний теплосети котельной № 1, теплосети котельной № 3, водогрейного котла № 2 котельной № 4, деаэратора котельной № 4, теплосети котельной № 4, водогрейного котла Н-70 № 4, водогрейного котла Н-70 № 3 обнаружены порывы и утечки.

29 апреля 2022 г. между администрацией МО Ширинский район и администрацией Ширинского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому, администрация района передала, а администрация сельсовета приняла в свое ведение и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Муниципальный район обязан перечислять из бюджета района в бюджет поселения финансовые средства на компенсацию затрат на осуществление полномочий, указанных в пункте 1.1, согласно пункту 3.5 настоящего соглашения, в размере, предусмотренном бюджетом муниципального образования Ширинский район (пункты 2.2, 2.2.1 соглашения).

Пунктом 3.1 данного соглашения предусмотрено, что выполнение полномочий осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета района в бюджет поселения.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета района в бюджет поселения перечисляются на основании письменной заявки поселения, согласованной с уполномоченным органом муниципального района, в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств (пункт 3.3 соглашения).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона Республики Хакасия от 9 ноября 2021 г. № 88-ЗРХ «О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Хакасия «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», статьей 210 ГК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и обязал администрацию Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия до 7 ноября 2022 г. провести замену участков трубопроводов теплосетей: по ул. Заводская – ул. Мелиораторов в с. Шира: теплосеть участок от ТК19 до ТК32, сеть теплоснабжения по ул. Мелиораторов в с. Шира; по ул. Щетинина в с. Шира от Д145 до ТК5, по ул. Щетинина в с. Шира (гаражи) от мехцеха, протяженностью 124,4 м., по ул. Щетинина в с. Шира (консервный цех) от котельной № 4 до ТК1, протяженностью 157 м., в срок до 30 ноября 2022 г. произвести замену экономайзера котла № 2 КЕ-10-14С в котельной № 4 в с. Шира.

Решение суда в части возложения на администрацию Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия вышеуказанной обязанности не обжалуется.

Возлагая на администрацию МО Ширинский район Республики Хакасия указанные выше обязанности, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на заключение с подрядными организациями муниципальных контрактов по замене теплосетей, по замене экономайзера администрацией Ширинского сельсовета, у администрации МО Ширинский район возникает обязанность компенсировать администрации Ширинского сельсовета произведенные затраты.

Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 14 указанного закона установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с Законом Республики Хакасия от 9 ноября 2021 г. № 88-ЗРХ «О внесении изменений в ст. 2 Закона Республики Хакасия «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакассия» с 1 мая 2022 г. полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом переданы с уровня сельских поселений на уровень муниципальных районов.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 указанного закона).

Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения не относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а является вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Вместе с тем, из содержания части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Как указывалось выше, 29 апреля 2022 г. между администрацией МО Ширинский район и администрацией Ширинского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, согласно которому, администрация района передала, а администрация сельсовета приняла в свое ведение и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что у администрации МО Ширинский район возникла обязанность компенсировать администрации Ширинского сельсовета произведенные затраты на замену участков трубопроводов теплосетей, замену экономайзера котла, в связи с чем администрация МО Ширинский район является надлежащим ответчиком по делу, основаны на неверном толковании норм материального права.

Учитывая изложенное, возложение на администрацию МО Ширинский район обязанности по решению вопросов местного значения, переданных на основании соглашения с администрацией Ширинского сельсовета, противоречит положениям действующего законодательства, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 7 октября 2022 г. по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия отменить, принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ширинского района Республики Хакасия к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.

В остальной части решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 7 октября 2022 г. оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Судьи Страхова О.А.Долгополова Т.В.Вениченко О.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 февраля 2023 г.

33-134/2023 (33-2996/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация Ширинского сельсовета РХ
Администрация МО Ширинский район РХ
Другие
ООО "Теплоресурс"
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Страхова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
12.12.2022Передача дела судье
18.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2023Передано в экспедицию
01.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее