Судья Подгайная Н.В.
№ 33а-7694/2020, 2а-4507/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Никитиной Т.А., Котельниковой Е.Р.,
при ведении протокола секретарем Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 августа 2020 г. дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 сентября 2019 г., которым постановлено:
«решение призывной комиссии Пермского края от 12 июля 2019 № ** об отмене решения призывной комиссии Ленинского района г. Перми от 20.06.2019 протокол № 10, предоставлении Красильникову Анатолию Юрьевичу отсрочки от призыва до 01.10.2019 года, признать незаконным».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., объяснения представителя административного истца Костарева Д.Ф., представителя административного ответчика Костаревой Л.И, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Красильников А.Ю. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Пермского края о признании незаконным решения призывной комиссии Пермского края от 12 июля 2019 № 61 об отмене решения призывной комиссии Ленинского района г. Перми от 20.06.2019, протокола № 10 о предоставлении Красильникову Анатолию Юрьевичу отсрочки от призыва до 01.10.2019.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что решением призывной комиссии Ленинского района г. Перми административный истец был освобожден от призыва на военную службу в связи с наличием заболевания, которое относится к категории годности «В»- ограниченно годен к военной службе. Указанное решение отменено призывной комиссией Пермского края, изменена статья расписания болезней с 43в на 48г, на основании чего предоставлена отсрочка от призыва до 01.10.2019, оспариваемым решением нарушаются права на своевременное освобождение от призыва на венную службу по состоянию здоровья и зачислении в запас Вооруженных Сил. Считает, что решение призывной комиссии Пермского края нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Пермского края», указывая, что административный истец не представил на контрольное медицинское освидетельствование документы о врачебном наблюдении. Оспариваемым решением истцу предоставлена отсрочка от призыва для того, что бы он прошел медицинское обследование. Полномочиями по вынесению заключения о категории годности призывника к военной службе в силу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о военно-врачебной экспертизе обладают только врачи-специалисты, суд полномочиями по вынесению такого заключения не обладает. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации обладает полномочиями по проверке правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Пермского края» Костарева Л.И. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель административного истца Костарев Д.Ф. (по доверенности) просил решение суд оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 22.01.2015 Красильников А.Ю., ** года рождения, принят на воинский учет Военным комиссариатом Ленинского района г. Перми.
Из медицинского заключения состояния здоровья гражданина № ** следует, что Красильников А.Ю. в период с 25.10.2018 по 02.11.2018 года, по направлению военного комиссара Свердловского и Ленинского РВК находился на стационарном обследовании в ГБУЗ КМСЧ № **, кардиологическом отделении, в результате обследования Красильникову А.Ю. поставлен диагноз: *** (л.д.42)
25.10.2018 решением призывной комиссии Ленинского района Красильникову А.Ю., предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до апреля 2019.
Решением призывной комиссии по Ленинскому району г. Перми от 20.06.2019, Красильников А.Ю., на основании медицинских документов, подтверждающих у Красильникова А.Ю. наличие диагноза: ***, на основании положений п. «а» ч.2 ст. 23 Федерального закона освобожден от призыва на военную службу, зачислен в запас (л.д.49).
Из выписки из амбулаторной карты Красильникова А.Ю. следует, что Красильников А.Ю. обращался 26.02.2019 к терапевту, указан диагноз: ***; 13.06.2019 года к кардиологу, указан диагноз: *** (л.д.11).
Из листа медицинского освидетельствования от 05.07.2019 года, следует, что Красильниковым А.Ю. не предоставлена амбулаторная карта, из данных объективного исследования следует, что состояние удовлетворительное, ЧСС ***, нуждается в дообследовании (л.д.32-33).
Из листа медицинского освидетельствования от 12.07.2019 года, следует, что с октября 2018 без лечения, амбулаторного лечения не имеется, из данных объективного исследования следует, что состояние удовлетворительное, ЧСС ***, на основании ст. 48 графы 1, расписания болезней и ТДТ № 535, признан временно не годным к военной службе, указано на амбулаторное наблюдение, измерение АД (л.д.30-31).
Из выписки из протокола заседания призывной комиссии Пермского края № 61 от 12.07.2019 года следует, что решение призывной комиссии Ленинского района г. Перми отменено, определена категория годности Г, статья 48, на основании подп.2 п.1 ст. 24 предоставлена отсрочка от призыва до 01.10.2019 (л.д.10).
При разрешении административных исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что изменение ранее поставленного Красильникову А.Ю. диагноза в ходе контрольного медицинского освидетельствования призывной комиссией Пермского края произведено без учета имеющихся в материалах личного дела призывника заключений и актов о состоянии его здоровья, в том числе медицинских заключений состояния здоровья Красильникова А.Ю., заключения врача-кардиолога, и пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда и полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (п.3 ч.2 ст.310 КАС РФ).
В силу п.1, п.3 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от28.03.1998 №53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно п.17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение о призыве на военную службу), при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно п.п. «а» п.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (п.4 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Подпунктом «а» п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ установлено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года.
Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (далее – Положение о призыве на военную службу), предусмотрено, что оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (абз.2 п.7).
Согласно ч. 1 ст.5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу осуществляются военными комиссариатами.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Подпунктами 1 и 3 п.2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу.
В силу п.22 Положения о военно-врачебной экспертизе призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.
В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с п.8 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574.
Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска и признания оспариваемого решения призывной комиссии незаконным исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что решение призывной комиссии по Ленинскому району г. Перми от 20.06.2019, которым Красильников А.Ю. был освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас, отменено Призывной комиссией Пермского края решением от 12.07.2019 в рамках предоставленных ей полномочий по проведению контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, проверки правильности предоставления Красильникову А.Ю. освобождения от призыва на военную службу.
В силу положений пункта «в» статьи 43 Расписания болезней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, категория годности к военной службе «В» у гражданина, проходящего медицинское освидетельствование при призыве на военную службу, устанавливается при наличии у гражданина гипертонической болезни с незначительным нарушением и без нарушения функции "органов-мишеней".
Вместе с тем, из пояснений к применению статьи 43 Расписания болезней следует, что наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
В каждом случае гипертонической болезни проводится дифференциальная диагностика с симптоматическими гипертензиями. Освидетельствование лиц с симптоматической артериальной гипертензией проводится по основному заболеванию.
При выявлении ассоциированных с гипертонической болезнью заболеваний медицинское освидетельствование проводится также на основании соответствующих статей расписания болезней.
Таким образом, согласно Расписанию болезней наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II Расписания болезней подтверждается только совокупностью двух видов медицинских документов: результатами обследования в стационарных условиях, а также результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пункта «В» статьи 43 графы I Расписания болезней.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что административным истцом в призывную комиссию представлялись результаты документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что поскольку необходимой совокупности условий для подтверждения установленной административному истцу годности к военной службе по ст. 43 «в» Расписания болезней не имелось, призывная комиссия Пермского края обоснованно отменила решение призывной комиссии Свердловского и Ленинского районов города Перми от 20.06.2019 года и на основании заключения врачей – специалистов вынесла итоговое заключение о категории годности Красильникова А.Ю. к военной службе по ст. 48 «Г» Расписания болезней с предоставлением отсрочки от призыва до 01.10.2019 года.
В объяснениях суду апелляционной инстанции представитель административного ответчика указала, что в 2020 году Красильников А.Ю. прошел дополнительное медицинское обследование, в частности, ему проведено суточное мониторирование артериального давления, он предоставил медицинскую карту. В настоящее время Красильников А.Ю. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. Указанное решение призывной комиссии обжаловано Красильниковым А.Ю. в Свердловский районный суд г. Перми, решением суда от 10.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Учитывая изложенное, судебная коллегия исходит также из того, что оспариваемое административным истцом решение его прав и законных интересов не нарушает, напротив, Красильникову А.Ю. была предоставлена отсрочка для прохождения дополнительного медицинского обследования в целях установления категории годности к военной службе исходя из состояния его здоровья.
Исходя из вышеизложенного, в нарушение статьи 62 КАС РФ административным истцом на момент принятия административным ответчиком оспариваемого решения не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности «В"» - ограниченно годен к военной службе по состоянию здоровья, в связи с чем на основании п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ мог быть освобожден от призыва на военную службу, а потому судебная коллегия при установленных обстоятельствах считает решение Призывной комиссии Пермского края об отмене решения призывной комиссии Ленинского района г. Перми законным и обоснованным, а потому решение Ленинского районного суда г. Перми от 18.09.2019 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, ст.310 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 18 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Отказать Красильникову Анатолию Юрьевичу в удовлетворении требований о признании незаконным решения призывной комиссии Пермского края от 12 июля 2019 года № ** о предоставлении отсрочки.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.
Председательствующий-
Судьи-